Масленица — один из самых ярких и любимых народных праздников, который в XIX веке отмечался с особым размахом и соблюдением древних обрядов. В каждом регионе России существовали свои уникальные традиции, связанные с этим праздником. Сегодня мы расскажем о том, как отмечали Масленицу в сёлах Черновское и Большое Болдино.
Село Черновское: обряды и верования
В Черновском Масленица начиналась с необычного обряда, который назывался «Катание на прялочных донцах». В Чистый понедельник, первый день масленичной недели, жители села катались на прялочных донцах — нижних частях прялок, на которых женщины сидели во время работы. Этот обряд имел глубокий символический смысл: считалось, что такое катание способствует тому, чтобы лён вырос «долог и волокнист».
После окончания Масленицы в Черновском соблюдали ещё один интересный обычай: остатки блинов заворачивали и выносили на чердак, где они хранились до Пасхи. Этот обряд был связан с очищением и подготовкой к Великому посту. Блины, как символ солнца и жизни, должны были сохранить свою силу до следующего важного праздника.
Народные гулянья и обряды
Масленица в Черновском была временем, когда "вся деревня собиралась вместе". Все до единого выходили на улицу, чтобы участвовать в общих гуляньях. Люди грызли семечки и орехи, а те, у кого были конфеты, угощали друг друга.
Одним из самых ярких и шумных обычаев в Черновском были поединки «махарка на махарку», которые устраивались в понедельник. Две группы жителей села, разделённые по какому-либо принципу (например, по улицам или семьям), сходились в шуточных, но азартных «боях». Победившая сторона получала награду — четыре ведра вина, которые тут же выпивались в честь победы.
Молодожёны, как и в других сёлах, были в центре внимания на Масленицу. Их "катали на санях, а затем зарывали в снег", что вызывало всеобщий смех и радость. Этот шуточный обряд символизировал пожелание молодым счастья, плодородия и крепкой семьи. Но не только молодые становились объектами шуток: даже стариков "заставляли целоваться", что добавляло веселья и смеха в праздничную атмосферу.
Особое место в масленичных гуляньях занимал обряд, связанный с "проводами Масленицы". Для этого наряжали старую девушку, украшая её «махрой» и кудрями, чтобы она выглядела как чучело Масленицы. Три девушки везли её на санях по деревне, распевая песни:
Матушка, ты миленька!
Уезжаешь от нас в татары!...
Жители села собирали для «Масленицы» два мешка хлеба, а некоторые даже клали целые караваи. После этого чучело провожали за деревню, где его разряжали, а затем возвращались домой с песнями и плясками.
Прощёное воскресенье
В селе Черновское Прощёное воскресенье, завершающее масленичную неделю, было временем особых гуляний и обрядов, которые отличались от других дней праздника. Этот день был наполнен как весельем, так и глубоким символическим смыслом, связанным с прощанием с Масленицей и подготовкой к Великому посту.
Главным событием дня были "проводы чучела Масленицы" . Жители села наряжали соломенное чучело, усаживали его на сани и возили по деревне на лошадях. Во время этого шествия все пели шуточные песни, например:
Масленица дударей!
Насушила сухарей!
Сухари да корки,
Ах, на ногах опорки!
Эти слова повторяли снова и снова, создавая ритм и настроение праздника. После того как чучело провозили по селу, его бросали, символизируя окончание Масленицы и прощание с зимой.
Катание на лошадях было обязательным элементом гуляний в Прощёное воскресенье.
Интересно, что в Черновском на Масленицу "покойников не поминали". Этот праздник был посвящён жизни, веселью и обновлению, а поминовение усопших откладывалось до других дней.
Ещё одной важной традицией Прощёного воскресенья было "прощение обид". Люди просили друг у друга прощения, целовались и говорили: «Прости меня». Этот обряд подчёркивал духовную подготовку к Великому посту и напоминал о важности милосердия и взаимного уважения.
Село Большое Болдино: ярмарки, молодожёны и кулачные бои
В Большом Болдино Масленица также отмечалась с большим размахом. Одним из ключевых событий масленичной недели был "базарный день", который обычно проходил во вторник или среду. На базар съезжались жители окрестных деревень, привозя с собой «и скотину, и мёд, и зерно всякое, булок плюшек, кренделя…».
Традиция печения блинов в Большом Болдино имела свои особенности. Блины пекли в «общаг», а затем разносили по соседям. Это действие укрепляло связи между жителями села, подчёркивая дух единства и взаимопомощи.
Особое внимание уделялось молодожёнам. Их катали обязательно на тройках лошадей, а затем останавливали сани и зарывали молодых в снег. Этот шуточный обряд символизировал пожелание плодородия и счастливой семейной жизни. Молодожёны также ездили "масловать к тёще", которая угощала их блинами и вручала обещанное на свадьбе приданое.
Масленичная неделя в Большом Болдино была наполнена весельем и гуляньями, особенно там, где жили молодожёны. К ним всю неделю приезжала родня, чтобы разделить радость и поучаствовать в общих празднованиях.
Как и на Святки, на Масленицу в Болдине рядились в костюмы. Жители села перевоплощались в различных персонажей: "купцов, баринов, старушек и даже в Царя Додона". Ряженые ходили по домам, устраивали представления и веселили односельчан. Этот обычай добавлял празднику яркости и позволял людям на время забыть о повседневных заботах.
Особое место в масленичных гуляньях занимали "кулачные бои". В Большом Болдино было два общества: пушкинские и зыбинские. Считалось, что чья сторона победит, у того и урожай будет богаче. Кулачные бои были не просто развлечением, но и способом показать силу, ловкость и сплочённость.
Не обходилось на Масленицу и без угощений для детей. В Большом Болдино пекли "малиньи"— небольшие шарики из пресного теста с начинкой внутри, размером с орех или чуть больше. Эти сладости раздавали детям
В Прощёное воскресенье жители ходили на кладбище "прощаться" с умершими.
Текст составлен по воспоминаниям жителей сёл Черновское и Большое Болдино, записанных Т.В. Гусаровой в 1967 году.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев