В 1973 году во время сильной засухи часть Кузакалея в центре села была запружена, а пруд из-за своей глубины и формы прозвали как “Байкал”.
У храма был небольшой пруд “Церковный”, который в наши дни почти исчез из-за образования пруда “Байкал”.
Между улицей Кошкиновой и Малым Болдино есть небольшой пруд “Гаврилов пруд”. Копал этот пруд Даняев Гавриил Матвеевич.
На конце улицы “Бунтовка” есть небольшой пруд “Илень пруд” (Ильёв пруд).
На конце улицы Мельничной располагается “Жоповский пруд”.
На конце улицы Зверёва есть небольшой пруд “Коробка”. Он был вырыт для системы орошения колхозных полей.
Остальные пруды названий не имеют.
Кроме прудов село окружают пять родников. И все они старинные. Но не все имеют названий. Родники на Ягодной поляне и у деревни Садовой считаются святыми. Даже в засуху 1972 и 2010 годы в них не иссякала вода.
За Бакалдой, ближе к лесу, есть овражек, из склона которого бьет ключ. Место это в народе называется – Чельник (Пчельник). Исстари сюда приходили люди молиться и просить дождь в засуху. Вода из ключа стекает в ложбинку, образуя небольшой колодец. Он облагорожен несколько лет назад и содержится в порядке. Есть сруб, к нему ведут удобные ступеньки.
Вода из родника была отправлена на анализ, и выяснилось, что она содержит ионы серебра.
Легенды Келей пря
Как упоминалось выше, от Бударощи есть небольшой лесок с интересным местом “Келей пря”. Келей пря называется не только широкая поляна в лесу, но и глубокий овраг. Лесочек Вишкавирь, как и овраг известны на округу, как место чертовщины, место, где можно повстречаться с существами иного мира.
Предание гласит: если ты раз увидел невиданное существо и вернёшься в лес второй раз, то тебя настигнет проклятье. По жизни будет неудача, либо смерть. В пример можно привести несколько историй, рассказанные старожилами села.
Жил в селе мужик по имени Дмитрий (имя изменено), который никогда ни во что паранормальное не верил, как и в Бога тоже. До одного случая… Он часто слышал от односельчан истории про овраг и однажды решился сходить и всё же проверить, что же там такого ненормального. Пошёл он глубокой ночью. Бабушка его спросила, куда же он собрался так поздно? А он ответил, что с ним наган (пистолет) и боятся ему там нечему.
Долго блуждая по лесу, он так ничего и не увидел. С гордостью от того, что он развеял слухи, вернулся домой. От усталости он решил присесть на скамейку и посмотреть на этот лесок ещё раз, но уже от своего дома (лес от его дома виднелся как на ладони). Он долго смотрел на лес и думал про себя: «Ну бабки и выдумщицы, напридумывали всякой чуши и верят». Как вдруг! Прямо на его глазах из леса, над тем самым оврагом, поднялась огненная копна в небо и озарила всю округу, а после снова спустилась в лес.
Мужчина не придал этому значения, подумав, что это был белый фосфор. Но, к сожалению, такого количество выхода фосфора в природе не бывает. Тем более там нет крупных захоронений или гиблого болота.
Следующая история произошла сразу с четырьмя девушками. Однажды четыре женщины собрались сходить по грибы. Долго гуляли они по лесу и наткнулись на овраг. Он был очень глубокий, поэтому женщины спускались долго и аккуратно.
Женщины не успели спустится на дно оврага, как вдруг они услышали хлюпанья воды, похожие на шлепки от рубели по белью. Одна девушка спросила, что это такое? Другая отвечает, что это, наверное, сергеевские лес рубят. Но потом до них дошло, что Сергеевка совершенно в другой стороне. А потом все они посмотрели в другой конец оврага и увидели: сидят в кругу много девушек, похожих на дух воды Видявы (Ведьава), с распущенными волосами, платки у всех были завязаны назад, как у будачек. Женщины и были босые в белых платьях. Все женщины держали в руках рубели и колотили бельё, а некоторые полоскали. Но самое интересное, что в овраге никогда не было воды, он полностью сухой.
Женщины испугались не на шутку и, от испуга, никак не могли выбраться из оврага, постоянно падая назад. Девушкам пришлось буквально выкарабкаться по крутым склонам оврага. Они смогли убежать из оврага и вернуться в село.
Как вспоминают жители села, после этого случая все женщины долго не прожили, недожив и 60 лет.
Есть ещё история, как одна женщина ходила за грибами и её запугала нечисть. После долгого сбора грибов, подойдя к оврагу, резко поднялся ветер и зашумел лес. Она подняла голову и увидела, как мимо неё по воздуху идёт мужчина, который высоты был выше деревьев. Одежда на нём вся сверкала серебром. Каждый его шаг отзывался сильным грохотом и сопровождался порывистым ветром, таким, что даже деревья гнулись до земли. А когда неизвестный мужчина ушёл дальше, то женщина вышла из оцепенения и, схватив корзину с грибами, быстро убежала домой.
Среди пермеёвской молодёжи овраг получил название “Ведьмин враг”.
Проводы в армию
Когда из семьи мужчина уходил в армию, то после благословения он обязывался поцеловать матицу в доме и выходить из дома спиной вперёд. Это означало, что солдат обязательно вернётся домой живым.
Гадание на суженого
Есть в Пермеёво интересное гадание с орешками. По традиции у мордвы на Старый Новый год обязательно пеклись орешки, которые называются орешкат. Девушки брали как можно больше орешков и набивали ими рот, а после этого шли на перекрёсток и стояли до тех пор, пока не услышат имя своего суженого.
Интересные приметы с курицей
1. Нельзя из-под клушки давать чужому человеку яйцо, а то куры водиться не будут.
2. Нельзя курицу через реку/ручей или овраг отдавать, а то с ней отдаёшь счастье, а также в доме не будут водится куры.
Празднование Троицы
По воспоминаниям Степаниной Екатерины, 2003 год: “Давным-давно, когда эрзяне не были православными, они поклонялись Нишкепазу и духам природы - Ведьаве, Вирьаве, Баняаве и т. д.
Потом эрзяне приняли православие, и тогда они стали праздновать православные праздники, но еще долго помнили о своих старых обычаях. Потому при праздновании какого-нибудь православного праздника можно было увидеть при этом и отголоски прошлого эрзян.
Особенно красиво праздновался в нашем селе день Святой Троицы. На рассвете в этот день из каждого дома кто-то шел с топором в лес, там рубил молодые стройные деревца клена и ясеня и приносил их домой. Около дома эти деревца в несколько рядов втыкали в землю, ветками же украшали окна. Село преображалось, все дома утопали в зелени.
А днем самые веселые девушки, женщины, а с ними и девочки шли в лес и наряжались там в Вирьав. Через некоторое время на окраине села появлялись пляшущие и поющие колобки из веток. Колобки эти катались по улицам села, а за ними носились босоногие мальчишки и девчонки, только пыль вилась за ними. Они искренне верили, что в село пришли духи леса.
Все жители села выходили на улицу и с улыбкой встречали и провожали Вирьав, гадая, кто же из односельчан спрятан в том или другом колобке”. (Жданкина Г.Н. Пермеёво. Чтобы помнили...- 2014)
Свадебные традиции
В селе Пермеёво как и в нашем втором эрзянском селе Пикшень свадебные традиции очень схожи, поэтому относятся они сразу к двум сёлам.
В былые годы в селе игралось много свадеб. Свадьбы в нашем селе игрались веселые и шумные. Притом надо отметить то, что не только родители жениха и невесты готовились к ней, но и вся родня. На свадьбах обязательным было, чтобы родные в день свадьбы сами несли вино и закуску. Несли все, кто что мог: пироги, жареных карасей, яйца, жареное мясо и т. д., притом, все уже в готовом виде и в своей посуде. Посуду потом разбирали после свадьбы.
Свадьба начиналась еще накануне. Подруги (ояуртнэ) невесты приносили по бутылке самогонки, сливали в ведро и с этим ведром шли в дом жениха «панарунь кандомо», т. е. они вместе с вином, которым потом их и угощали, несли жениху рубашку, галстук, майку, одеколон, платочек, и все это для того, чтобы жених надел все это на первый день свадьбы. Но до этого родственники мерили окна в доме жениха для пошива или покупки занавески, а на следующий день невеста должна была принести и повесить в дом жениха занавеску. В доме жениха подружек невесты встречали и угощали, затем они возвращались в дом невесты, сначала садились за стол «кашань ярсамо», т.е. поесть кашу с маслом и поделиться впечатлениями о пребывании в доме жениха, а потом начинали готовить невесту к свадьбе. Накручивали на бумажные бигуди волосы невесты спереди, предварительно смочив их квасом. Это делалось для того, чтобы кудри получились удачными. После этого невеста в этот вечер начинала «столинь пирямо», т. е. накрывала голову платком и, ходя вокруг стола, оплакивала свой уход из родительского дома - урьнесь.
Свадьбы в нашем селе игрались обычно осенью - после уборки урожая или зимой. Иногда на один день (играли их обычно в праздники или в выходные дни) приходилось по две, а то и по три свадьбы.
Утром подруги приходили в дом невесты, забирали весь ее свадебный убор и шли «наряжамо кудос», к кому-нибудь из соседей или родных и там готовили невесту к приходу жениха.
Развивали ей кудри, не расчесывая их, аккуратно укладывали волосы. Свадебное платье невеста одевала заранее, затем на голову надевали венок, сделанный из восковых цветов, остальные волосы распускали по спине, к венку приделывали вуаль, тонкую газовую ткань- Венок и вуаль обычно брали напрокат, т. к. их имели в селе один, два человека.
Со стороны невесты назначались два парня (урьвалят), которые утром запрягали коня, наряжали дугу: прибивали к ней ветку сосны с развевающимися на ней разноцветными лоскутками, прикрепляли к дуге колокольчик, по бокам саней, если это было зимой, телеги, если свадьба была осенью, натягивали веревки и подъезжали к дому, где была невеста. К этому времени шапки у них тоже пестрели разноцветными лоскутками. Это было дело рук подруг. Они их рано утром, когда ребята приходили дом невесты за распоряжениями, срывали у них с голов и нашивали на них лоскутки, не отдавали шапки до тех пор, пока ребята не уплатят за них выкуп в деньгах. Так и ходили урьвалятне до конца свадьбы в этих шапках.
С приходом ребят, невеста с подругами вставали в сани или на телегу, брались за веревки (невеста находилась в середине), и урьвалятне катали их по селу. Подруги в это время причитали о том, что невеста их покидает, и о том, что ждет ее в замужестве. Затем возвращались в дом невесты, невеста садилась за стол, а подруги начинали ждать жениха с родней, и перед их приходом запирали все двери, требуя за невесту выкуп.
В это время в дом жениха стекалась родня. Главными действующими лицами со стороны жениха были сваха - она наряжалась в старинные одеяния, повязывала (парсей квату) красивый платок, пекла большой пирог - каравай (свакань пряка), наряжала его крашеными яичками, конфетками в разноцветных обертках. В кармане у нее находились семечки, орехи, которыми сваха впоследствии одаривала всех зевак, которые приходили к дому невесты. Был еще уредев - мужчина, вместе со свахой отвечающий за невесту и жениха в то время, когда жених вел невесту домой. Для уредева тоже пекли каравай «лувунь кше».
Родню жениха рано утром с пяти часов начинали приглашать на свадьбу две девушки «тергицят», которые наряжались в яркие длинные сарафаны, кофты, передники, на головы повязывали красивые шелковые платки или цветастую шаль. В руках у них были нарядные палки, украшенные разноцветными ленточками или разрезанной на полоски цветной бумагой. Их так и называли «тергицянь палкат». После того, как они заканчивали обход жениховой родни, шли к невесте с докладом. Она повязывала им на шеи яркие ленты, и они отправлялись к жениху. Родню невесты приглашал кто-то из ее родственников.
Когда вся родня собиралась, сваху (иногда рядом с ней сажали еще одну женщину) и уредева размещали в санях или на телеге, Сваха держала в руках «свакань пряка», рядом сидящая женщина держала «лувунь кше» и ехали в сопровождении жениха и всей родни за невестой. Подруги невесты встречали их у крыльца и не пускали в дом, требуя выкуп. Но кто-нибудь из родни жениха все равно хитростью, подкупом или любыми другими способами проникал в дом и открывал двери со стороны двора, тут уж девушки отступали.
Сваха, зайдя в дом, начинала петь хвалебные песни в честь родителей жениха и раздавать орехи и семечки, «свакань пряку» она в это время держала в руках. По окончании пения и «свакань пряку» и «лувунь кше» отдавали на кухню стряпухе.
Жених садился рядом с невестой, по другую сторону пристраивалась сваха, а к жениху подсаживался уредев. Остальная родня жениха занимала пустующие места. Родня невесты усаживалась только на оставшиеся места, а если их не было, то находилась или в доме, или на улице.
Затем, взявшись крест на крест руками, невеста с женихом в сопровождении свахи, уредева и многочисленной родни отправлялись в церковь, когда она еще была, а впоследствии в сельский Совет, где проводилась регистрация брака. Затем все следовали в дом жениха. Подруги в это время вместе с «урьвалями» собирали приданное невесты.
Рядом с женихом и невестой всегда находились сваха и уредев.
Уредев держал в руках нож и время от времени, выбегая вперед, чертил на дороге перед молодыми крестики, стараясь оградить тем самым жениха и невесту от злых глаз. На свахе в это время красовался длинный вышитый рушник, а уредев был перевязан белым полотенцем. Их им подарила невеста, когда они только пришли и сели за стол в доме невесты. Эти атрибуты сваха и уредев не снимали до конца свадьбы, тем самым подчеркивая свою значимость.
В любое время: в жару или в холод, невеста и жених шли по селу в свадебном наряде без верхней одежды, машин тогда не было.
В доме жениха рядом с виновниками торжества усаживались сваха с уредевом и вся родня невесты, родня же жениха усаживалась на оставшиеся места в сенях или даже на улице.
Начинались поздравления, родственники с той и другой стороны одаривали молодых, а невеста, в свою очередь, одаривала близких родственников жениха. Со своей стороны она преподносила подарки только крестному отцу и крестной матери.
На колени невесте сажали мальчика в возрасте от года до трех лет, которого она тоже одаривала. Делалось это, вероятно, с той целью, чтобы невеста могла иметь детей.
В это время подходили подруги невесты, которые по всему селу несли приданое на руках. Они заносили приданое к соседям, где его рассматривали все, кому не лень.
Невеста с женихом присоединялись к молодежи и начинали свой пир. Родные же в доме жениха продолжали веселиться без них, пели старинные русские песни, плясали под балалайку, а впоследствии и под гармошку.
На следующий день утром в дом жениха приходили ряженые и начинали искать «барана и ярку», пускать в адрес жениха и невесты разнообразные шутки и колкости. Невеста с женихом в это время где-то прятались. Найдя их, ряженый пастух с плеткой гнал их в дом жениха. Там они угощались и, пригласив родню жениха, все направлялись в дом невесты. Так и гуляли, переходя из дома в дом.
Надо отметить, что свадебный день каждой родни заканчивался в доме жениха или невесты. Всю родню сажали за стол и кормили горячими щами с мясом и кашей.
В первый день, когда невеста с женихом уходили, оставшиеся в доме невесты стряпухи и еще кто-то из родни, начинали «озномо лувонь кше», т. е. разламывали руками на куски хлеб уредева. Внутри хлеба обычно были запечены куски мяса и яйца. Ели и расхваливали этот хлеб, желая молодым благополучия.
Свадьба заканчивалась на третий день в доме жениха. В этот день гуляли только близкие родные.
(Жданкина Г.Н. Пермеёво. Чтобы помнили...- 2014)
Комментарии 27
Также большой вклад в работу внесла Сысина Н.В. и книга)