В старом деревянном садике последней заведующей была Софья Васина. Садик был разобран на стройматериал примерно в 2013 году.
Ныне директор садика – Вершинина Татьяна Николаевна.
Гончарный промысел в селе Большое Казариново
С незапамятных времен, когда еще только начали заселяться казаринские земли, жители здесь стали заниматься изготовлением посуды. Гончарное производство на Руси — одно из древних ремесел. Глиняная посуда в прошлом в крестьянском обиходе использовалась очень широко. В ней держали молоко, масло, творог, хранили воду, в летнюю страду носили квас на поле, собирали в нее грибы и ягоды; солили, варили и жарили. Из глины готовили и печные трубы.
Одним из главных центров гончарного промысла было село Большое Казариново. Изготовление посуды на протяжении веков здесь велось традиционно. Занимаясь и хлебопашеством, крестьяне занимались гончарным промыслом в основном осенью и зимой. Избы в Казаринове, как правило, строились выше обычных крестьянских, так как наверху по стенам ивались полки для сушки посуды. Печи в избах клались больше обычных размеров, используя их для закаливания посуды. Работали гончары в тех же избах, где сохла посуда. Здесь же хранились и запасы глины. Гончарным промыслом занимались в Казаринове в основном мужчины, а в отдельных процессах принимали участие женщины.
Вот что писала Земская газета от 1890 года "Жизнь в Губернии"(переведено на современный русский)
"Апраксинская волость, Сергачского уезда. с. Большое Казариново одно из беднейших в уезде; население православное, почти поголовно неграмотное, так как содержать школу оно не в состоянии. Занимаются жители выделкой горшков и черепичных труб и зарабатывают всей семьёй до 30-40 рублей; изделия свои сбывают на местных базарах и в окрестных селениях. Промысел свой казаринцы производят в жилых избах, от чего жить в таких избах от сырости и грязи почти нет возможности: в одном углу лежит воз или больше мёрзлой глины, в другом месте уже намытая глина, в третьем - скамья тоже в глине; на полках на полатях и на печи сырые и несколько окрепшие горшки; от всего этого идёт сырь, прель, а так как избы топятся по-чёрному, то воздух невыносим; свежий человек не может пробыть в такой избе одного часу, чтобы не заболеть. Казаринца в его одежде, пропитанной дымом, можно узнать за 20 саженей. В виду таких условий, прироста населения почти нет, хотя рождаемость обыкновенная; есть такие года, что из 20-25 родившихся ни один не достиг призывного возраста.
Если и дальше работа будет производится при таких условиях, то рано или поздно население положительно выродится.
Дурная сторона этого промысла заключается ещё и в том, что от сырости изба пропадает в 5-6 лет, необходимо строить новую, а она стоит 100-150 рублей. Чтобы сделать этот промысел более выгодным-безвредным для здоровья нужно что-нибудь изменить, но что - крестьяне не знают."
Изготовленную посуду складывали на полки, где она подсыхала 5—6 дней. После чего ее обрабатывали, а затем приступали к обжигу. Изделия казариновских мастеров пользовались большим спросом. Их посуду охотно покупали крестьяне окрестных селений. В основном же она отправлялась на базары и ярмарки: в Большое Болдино, Адашево, Гагино, Большое Маресево, Талызино и другие селения. Иной раз казариновские мастера продавали свой товар скупщикам-торговцам оптом.
В Советское время в Большом Казариново начали появляется крупные производства, связанные с гончарным промыслом.
В 1939 году построен черепичный завод.
В 1950-е построен гончарный завод.
В декабре 1967 году построен кирпичный завод с производительность 250 тысяч штук кирпича в год.
В 1970-е построено новое здание гончарного завода.
Нижегородский сборник А.С.Гациского, 1890г., том 10, стр.313-328. Автор статьи Н.И.Руновский.
Общая характеристика промыслаСело Большое Казариново во всей округе славится, как центр горшечного производства и приготовляет для окрестных жителей необходимую в хозяйстве глиняную посуду. Действительно, в с. Казаринове почти все крестьяне - горшечники, разве редкий хозяин не занимается этим промыслом. Всех горшечников насчитывается в селе 107 семейств, в которых работой занято 159 мужчин и 72 несовершеннолетних, причем все ведут дело самостоятельно. Работа здесь начинается различно: одни начинают ее с сентября, а другие - с октября, так что, средним числом, начало работы можно положить в половине сентября; с апреля работа начинает прерываться полевыми занятиями и в конце июня прекращается*. Если летний сезон счесть за 1 1/2 месяца, то в году получится 8 рабочих месяцев, или 176 дней. Кроме этого промысла, который, сравнительно с земледелием, нужно считать второстепенным и побочным, жители Казаринова не имеют никаких других занятий.
Относительно времени появления промысла нет никаких указаний и остается сказать, что он существует с незапамятных времен или, как говорят крестьяне, "спокон веку". Что касается причин его возникновения, то на некоторых основаниях можно думать, что промысел возник здесь в следствие трудолюбия жителей и обилия в материале, необходимом для гончарного
производства. Кроме того, его возникновению способствовала, по всей вероятности, настоятельная нужда окрестных селений в посуде, в следствие чего приготовляемая посуда получила обширный, легкий и выгодный сбыт, а это последнее, в свою очередь, побудило крестьян села Казаринова увеличить в своем селении число горшечников. Все это могло быть тем более, что и до сих пор в здешних окрестностях, даже во всем уезде, нет ни одного селения, где занимались бы этим же самым промыслом. С самого начала своего появления и до настоящего времени промысел, как видится, находится в неизменном положении; он не показывает на своем пути ни колебаний, ни изменений, а как бы безостановочно катится по одной устроенной колее. Не имеющей на своей поверхности никаких неровностей.
Внешняя обстановка и производство промысла. Помещение.В с. Б. Казаринове для горшечного производства не устраивают никаких особых помещений, как это бывает в большинстве других селений, занимающихся этим промыслом. Здесь он производится в обыкновенных жилых помещениях, или избах, и только летом, для избежания жары, горшечники перебираются со своими немногочисленными орудиями в сени и тут, в холодке, производят свои работы. Устройство такой избы мало отличается от обыкновенной и разница заключается лишь в том, что она делается несколько выше, имеет по стенам и наверху полки ( брусья ) для сушки посуды и печь сравнительно больших размеров. Устройство такого помещения при обыкновенных его размерах обходится в 200 рублей, служит около 20 лет и на ремонтировку требует ежегодно около 3 рублей. Число таких помещений соответствует числу хозяев, занимающихся промыслом и простирается до 107; ни одно из них никакой вентиляции не имеет, да ее и не должно быть, так как для сушки посуды нужна жара, которая может исчезнуть с открытием вентиляции. В каждом помещении рабочих может поместиться от 3 до 5 человек.
Приспособления.Необходимым приспособлением при гончарном производстве является горн для обжигания посуды. Устраивается он здесь несравненно проще, чем в некоторых других селениях, а потому устройство его необходимо описать. Для устройства горна, прежде всего, в земле вырывается яма глубиною около 1 саж. и в диаметре около 2 1/2 аршин ( по большей части яма вырывается в бугре, который нарочно для этого насыпают соответственно вышине горна ); внизу из кирпичей выкладывается небольшая круглая печь вышиною около 2 четв. и в диаметре около 1 аршина, которая к верху становится несколько шире; поверхность ( потолок ) печи выкладывается кирпичною решеткою с квадратными отверстиями, каждая сторона которых простирается до 3 вершков. Поверх решетки выкладывается из кирпичей ( в 1 ряд ) цилиндр, около 6 - 7 четвертей в диаметре и 9 - 10 вышиною; пространство, оставшееся между стенками цилиндра и ямой, засыпается глиной, которая тщательно утаптывается и в следствие этого садится плотным слоем; с боку в печь проделывается отверстие, через которое кладутся дрова.
Кирпичей на устройство горна выходит около 4 - 5 сот, которые покупают в соседней деревне Кистеневой ( в 5 верстах ) по 70 коп. за сотню. С внешней стороны горн у некоторых огораживается плетнем для защиты от ветра, а у некоторых просто ставятся шестики, к которым во время обжигания в ветряный день привешивают полога. Горны устраиваются на огородах самими хозяевами, обходятся в 3 - 4 р. и служат неопределенно долго ( некоторые до 40 - 50 лет ), причем ежегодно на ремонтировку ( по большей части на поправку решетки, которая ежегодно разрушается до 4 - 7 раз ) употребляется 40 - 60 коп. Всех горнов в описываемом селении устроено 10, из которых каждым владеют от 10 до 11 хозяев, оправляют его сообща, но отопляют каждый своими дровами.
Орудия и инструменты.При гончарном производстве употребляется круг, деревянный нож, лощилка и мокруша ( мокрая тряпка ). Так как эти инструменты много раз уже описаны (** Например, у И.П. Ягодинского в статье "Кустарные промыслы балахнинского уезда", помещенной в "Трудах комиссии", вып. IХ, ст. 2490), то относительно их достаточно сказать, что они приготовляются самими кустарями, обходятся не более, как в 1 рубль и служат неопределенно долго.
МатериалМатериалом при описываемом производстве здесь служит, так называемая, синяя глина, которая в большом количестве находится в горе, на правом берегу речки Азанки, не более как в 1 версте от села, и лежит на глубине 4 аршин. Роют глину во всякое время года, но по большей части зимой, потому что летом земля легко обваливается и не дозволяет подрываться в стороны, тогда как зимой подрываются на 4 - 5 аршин. Вырытую глину перевозят домой и складывают в груду под сараем в огороженном месте, чтобы скотина не могла перемять ее и засорить. Для того, чтобы она не сохла, ее по временам поливают водой; но это бывает, конечно, только летом. Количество глины, нужной для одного рабочего в продолжении года, простирается от 25 до 30 возов.
Производство работПрежде чем приступить к приготовлению посуды, необходимо намять глины; для этого из общей массы берут известное количество ея (около меры), кладут на каменную плиту (в диаметре около 1 аршина; покупается в соседнем лукояновском уезде за 3 - 5 р. и служит 5 - 10 лет) и, полив немного водой, разминают обухом; затем ее скатывают в кусок и разбивают снова, что происходит до 3-х раз. В следствие этого все комья разминаются, глина получает подобие крутого текста и в таком виде, сваленная в ком (продолговатый кусок ), относится к месту производства. Зимой эта работа производится несколько иначе. Так глина на дворе замерзает, то прежде, чем разминать, ее приносят в избу и кладут на печь в досчатый желоб; тут она оттаивает, а после этого ее уже разбивают в этой же избе, куда на зиму переносится и плита. Так как эта работа не требует особого умения и навыка, его возлагается, по большей части, на несовершеннолетних. Когда глина приготовлена, начинается уже производство посуды. Для этого рабочий от кома глины отделяет известное количество, смотря по величине посудины, скатывает его в цилиндр, один конец которого кулаком пристукивает к центру круга, посыпанному золой, и таким образом кладет основание дну посудины; затем из оставшейся в руке глины наводит края, повертывая вместе с тем левой рукой и круг, так что на последнем является нечто, наподобие глиняной низенькой шапочки. После этого рабочий скатывает другой цилиндр, присоединяет конец его к получившейся на кругу посудинке и начинает повертывать круг; при этом он сплющивает цилиндр рукою в пластинку, налепляет ее на края, возвышает их и с помощью рук дает посудине желаемую форму. Когда форма посудины готова, рабочий начинает ее с внешней стороны скоблить деревянным ножом (гладить), а затем, вращая круг и приставляя к посудине острый край ножа, обтачивает ее, причем последняя становится несравненно тоньше; после этого, с помощью мокруши, стенки посудины, и с внешней стороны и с внутренней, совершенно оглаживаются. Затем рабочий начинает обделывать края. Для этого он, взяв мокрушу в руку, берется за край, а другой рукой вращает круг; при этом рука с мокрушей постепенно нажимает на край к внешней стороне, в следствие чего последний загибается и, наконец, пристает к внешней стороне посудины так, что верхняя ее часть является уже внизу (подобно тому, как загибаются края у валяных галош и пр.). Если к посудине нужно приделать ручки (напр., к кувшину), то для этого рабочий берет небольшой кусочек глины и подкладывает его в надлежащем месте с внутренней стороны, так что с внешней образуется выпуклость; эту выпуклость он обделывает, притыкает пальцем, - и ручка готова. Когда посудина
окончена, рабочий осторожно снимает ее с круга и ставит на одну из полок, называемых брусьями, где она стоит от 4 до 5 дней и значительно "вянет".
После этого берут лощилку (камешек-дикарь ) и с помощью ее на внешней стороне посуды наводят светлые полоски ( лощат ). Затем посуда ставится на печь и там в продолжение 4 - 5 дней совершенно высыхает (Для скорейшей прoсушки посуды, избы горшечников отапливаются по-черному, так как в этом случае, во время топки, наверху является значительная жара)
После этой просушки посуду несут к горну обжигать. С этой целью посуду кладут в горн (около 100 - 150 штук средней посуды), а в печи понемногу начинают разводить огонь. Когда посуда достаточно нагреется, огонь усиливают; он вместе с дымом проходит через решетку и начинает виться в виде языков вокруг посуды, после чего последняя прокаливается, обжигается. После этого печь закрывают, а затем, как ее, так и самый горн с посудой заваливают землей, смешенной с черенками. В таком состоянии горн находится около 6 - 8 часов. По окончании этого времени горн разрывают, с помощью ожига (палки с гвоздем на конце) горшки вынимают и относят домой. При обжигании посуда из светло-бурого цвета переходит в темно-пепельный, синеватый; полоски, наведенные лощилкой, остаются и принимают более темный, блестящий цвет. Годовое количество дров, необходимых при обжигании, простирается у средней семьи до 15 возов, по 60 коп. за воз, всего на сумму 9 р. Дрова покупаются, обыкновенно, в окрестностях села Яза (Болдина) лукояновского уезда, на расстоянии 15-ти верст от Казаринова. Урону при обжиге получается 20 - 30 %.
Готовые изделияВ с. Казаринове приготавливается исключительно синяя посуда, без обливки. Несколько лет назад крестьяне, желая улучшить качество своих произведений, оразнообразить их, а вместе с тем встать в конкуренцию с иноуездными торговцами, приезжающими на окрестные базары с облитой посудой, вознамерились попытаться и своей посуде сделать обливку. Для этого из с. Богородского горбатовского уезда, где в числе других промыслов процветает и гончарный, немедленно был выписан мастер, который привез с собой и необходимый для обливки материал.
Приехав в Казариново, он облил несколько здешних горшков, употребив при этом все свое искусство и тщательность, но - увы! - при обжигании вся обливка обгорела, и горшки, к великому неудовольствию общества, вышли из горна такими же синими, что и прежде. Попытка, таким образом, осталась безуспешною и доказала хозяевам, что обливать их посуду нельзя, а конкурировать ею - тем более.
Изделия здесь приготовляются различные и различных размеров, от чего и стоимость их бывает, конечно, различна. Так корчаги стоят от 8 до 10 коп. за штуку, брамные кувшины (трехведерные) 25 - 30 коп., меньших размеров 15 - 20 коп., тазы 4 - 5 коп., подойницы 4 - 6 к., простые кувшины 2 - 5 коп., горшки 1 - 5 коп., молочные горшки 2 - 4 к., блюдца 1 - 3 коп., крышки 1 - 3 коп., масленки 1 - 2 коп., плошки 1 - 2 коп., цветочные банки 1 - 5 коп., поддонки для них 1 - 2 коп. и дымовые трубы (две вышки и колпак ) 50 - 80 коп. Нужно заметить, что крупной посуды здесь приготавливается сравнительно немного, потому что спрос на нее не очень велик; по большей части приготовляется посуда мелкая, как то: горшки, крышки, кувшины, молочные горшки, блюдца, плошки и пр. Приняв это в соображение, нужно, согласно с самими кустарями, положить, что средняя стоимость приготовляемой посуды не более 3 к. за штуку.
Такой посуды средняя семья (в каждой семье, горшечной работой здесь занимаются, по большей части, два человека: взрослый и несовершеннолетний) в день приготовляет 40 штук; за исключением 25 % урону при обжигании, остается 30 штук, следовательно, на 90 коп. Чтобы ответить теперь на вопрос, сколько и на какую цену в селении приготовляется изделий, нужно принять во внимание следующие соображения. Из 176 дней, назначаемых для гончарного производства, далеко не все употребляются на то, чтобы собственно производить посуду. Из этого количества 30 дней нужно удалить на обжигание посуды и переноску ее из дому к горну и обратно, около 30 дней на разъезды по базарам и окрестным селениям для торговли посудой, и около 15 - 16 дней на добывание глины, так что дней, назначенных собственно для приготовления посуды, окажется не более 100. Если так, то каждая семья в год приготовляет, средним числом и средней посуды, 3000 шт., на 90 р., а все село (107 сем. ) - 321,000 шт. на сумму 9630 р. Браковка изделий самими кустарями производится очень редко: разве тогда, когда он попорченную посудину не повезет на базар и оставит ее для себя; в большинстве же случаев вся посуда везется на базар и бракуется уже самими покупателями. Что касается недостатков здешней посуды, то они заключаются главным образом в том, что последняя бывает толста и очень часто плохо прокалена, почему в прочности уступает таким же изделиям, например, соседнего арзамасского уезда, которые в большом количестве привозятся на здешние базары.
Кустари и их потребностиВ с. Б. Казаринове горшечным производством занимаются одни хозяева; ни рабочих, ни учеников здесь никто не держит. Это объясняется тем что хозяева сами успевают приготовлять значительное количество посуды, которое вполне удовлетворяет спросу и доставляет им, можно сказать, обеспеченное содержание. Мальчики за горшечное дело принимаются обыкновенно лет с десяти. С этого времени они исполняют, однако лишь те части производства, которые не требуют положительно никакого навыка и умения; так, на них возлагается обязанность переносить горшки (например, от горна домой и пр.), разминать глину, лощить и т. п. Поприсмотревшись к работе, они лет с 12 - 13 принимаются уже за производство самой посуды. На первых порах они работают посуду более простую и в производстве легкую, в роде поддонков для цветочных банок, маленьких крышек, плошек и т. п., где посуде не приходится давать округленную форму, как, например, горшку или кувшину, а самую простую форму низкого цилиндра (у поддонка) или усеченного конуса (у плошки).
С течением времени, когда руки маленького работника привыкнут к выделыванию упомянутых сортов посуды, он переходит к приготовлению горшка, имеющего уже округленную, а потому и более трудную для производства форму. От простого горшка он переходит к молочному горшку, к кувшину и, словом, уже к всевозможным сортам посуды; так что в 15 - 16 лет, владея уже значительным навыком и верностью руки, он становится уже довольно порядочным горшечником, продолжая более и более совершенствовать себя частной практикой.
Перейдем теперь к рассмотрению потребностей здешних горшечников. Средняя семья, как уже сказано, ежегодно продает посуды на 90 р.; из этой суммы нужно исключить на покупку дров для горна 9 р., и у семьи остается, таким образом, 81 р., которыми она должна покрывать все свои расходы; а как они велики, это видно будет из нижеследующего. Большинство продуктов, необходимых для содержания, семье доставляет сама земля, так как хлеба и овощей ( исключая капусты, которой здесь почти не садят ), при среднем урожае, семье хватает на весь год; при
этом нужно заметить, я включаю сюда и арендную землю, которой на каждого домохозяина причитается средним числом около 2 3/4 дес. Семейству, таким образом, приходится покупать лишь, так сказать, побочные предметы при содержании, как-то: капусты на 4 р., соли на 1 р. 50 к., постного масла на 3 р., мяса и рыбы на 10 р., керосину на 2 р., спичек на 50 к. и водки для праздников на 5 р.; всего на 26 р. Кроме того требуется на уплату за арендную землю около 18 р. и 6 р. 50 к. на уплату податей и сборов, показанных в следующей таблице:
Поземельного налога 28 р. 20 к.
Страхового платежа 186 р.
Земского сбора
Губернского 13 р. 68 к.
Уездного 64 р. 26 к.
С пром. заведений
Губернского 1 р. 50 к.
Уездного 7 р. 2 к.
Волостного сбора 109 р. 8 к.
Общественного сбора 306 р. 2 к.
Причитается:
На все население 715 р. 76 к.
На каждый двор 6 р. 50 к.
Всего таким образом требуется 40 р. 50 к.; вычтя их из 81 р., мы получаем в остаток такое же количество; этой суммы ( 40 р. 50 к. ) вполне достаточно для ремонтировки помещения, для одежды и прочих мелочных и часто даже непредвиденных расходов; так что семейство, удовлетворяя всем своим первейшим и необходимейшим при содержании нуждам, чуждо бедности и живет более или менее удовлетворительно.
КапиталОсновной капитал у здешних горшечников более или менее одинаков. Так для каждого хозяина требуется на постройку помещения около 200 р. и на приобретение горна (каждый горн здесь, как уже выше сказано, принадлежит 10 - 11 хозяевам) и инструментов не более как 1 р. 50 к., всего около 201 р. 50 к. Что касается оборотного капитала, то относительно его количества трудно сказать что-либо определенное; сбыт изделий производится каждую неделю, но "неделя неделе - рознь", как говорят кустари, а потому количество вырученных в неделю денег определить очень трудно.
Сбыт изделийПриготовляемая в с. Б. Казаринове посуда сбывается трояким образом: а) на окрестных базарах различным мелочным, частным покупателям в розницу, б) на тех же базарах скупщикам-торговцам - оптом и в) во всякие дни недели развозится по различным селениям, при чем продажа бывает также различная.
Главным и более распространенным способом сбыта служит первый, - именно розничная прoдажа на окрестных базарах и ярмарках. Из базаров, на которые казаринские горшечники ездят
со своей посудой, известны пять:
В деревне Адашеве, Сергачского уезда, в 15 верстах от Казаринова, по пятницам.
В селе Гагине, того же уезда, в 26 верстах, по четвергам.
В селе Большом Болдине, Лукояновского уезда, в 3 верстах, по средам.
В селе Большом Маресеве, того же уезда, в 25 верстах, по субботам.
В селе Талызине, Алатырского уезда, Симбирской губернии, в 25 верстах, по вторникам.
На всех этих базарах торговля производится главным образом осенью, зимой и весной; летом она почти прекращается, а если и производится, то сравнительно в очень незначительной степени, так как всю летнюю пору крестьяне, занятые полевыми работами, мало присутствуют на базарах, в следствие чего последние ослабевают в высшей степени и до осени как бы замирают; при наступлении ея они снова оживают, и торговля достигает цветущего состояния. Покупателями посуды на этих базарах являются обыкновенно крестьяне окрестных селений, для которых она составляет одну из первых необходимостей домашнего хозяйства. Торговля посудой идет довольно бойко; так что количество привезенного товара редко превышает спрос в значительной степени. Если у горшечника посуда остается не проданной, то он ее оставляет в селе до будущего базара или же везет домой; но подобных вещей горшечники, как заметно, не долюбливают, а потому всеми силами стараются распродать привезенную посуду всю, для чего в конце базара делают иногда уступки "для распродажи". Цены во все времена года стоят без изменений, именно те, которые означены выше. Браковка производится при покупке самими покупателями, причем бракованная посуда отдается по удешевленной цене. Кроме означенных базаров торговля посудой бывает также и на окрестных ярмарках:
В день всех святых - в Талызине.
6-го августа - там же.
26 июня - там же и в селе Ветошкине, сергачского уезда, в 30 верстах от Казаринова.
8-го июля - в Субботине, того же уезда, в 25 верстах.
На все эти базары и ярмарки привозится не только казариновская посуда, но также из Арзамасского уезда, которая как облитая (олифяная), во многом превосходит синюю посуду, но зато и
продается дороже.
Вторым способом сбыта служит оптовая продажа скупщикам-торговцам, которые покупают у горшечника весь привезенный на базар воз и продают его розницею на том же базаре. Горшечник очень хорошо знает, на какую сумму наложено в воз посуды, и при оптовой продаже убытков никогда не терпит, скинув лишь 10 - 20 % с рубля. Способ этот, нужно сказать, не распространен и оптовая продажа практикуется очень редко.
Третий способ - это продажа "в развозку". Для этого горшечник накладывает воз посуды, запасается провиантом для себя и лошади и начинает ездить из одного селения в другое, возвещая в каждом из них громким голосом о своем присутствии; при этом крестьяне выходят к горшечнику и покупают посуду: одни - на деньги, другие - на хлеб; последний род продажи для горшечника бывает несравненно выгоднее, иногда даже вдвое. Этот способ сбыта довольно распространен и в немногом уступает первому - базарно-розничному; производится он по
преимуществу зимой, когда горшечники ездят верст на 30 - 40 от своего села в различные стороны. Что касается заказов, то они бывают здесь очень редки, происходят обыкновенно на базарах и в селах, по которым крестьяне ездят с посудой, и простираются лишь на крупные изделия, как-то: дымовые трубы, бражные кувшины и корчаги.
Санитарные условия
Горшечная работа здесь начинается обыкновенно в 5 ч. утра и оканчивается в 9 вечера; на отдых полагается около 4 часов. В санитарном отношении эта работа не совсем благоприятна, потому что в зимнюю пору, когда горшечники по необходимости занимаются своим промыслом в избах, от глины и сырой посуду поднимаются испарения, от которых в избе появляется сырость и запах прели, что неблагоприятно отзывается на состоянии здоровья как взрослых, так в особенности детей. Кроме того, горшечная работа есть труд по преимуществу сидячий и требующий значительного напряжения ручных мускулов, в следствие чего организм рабочего ослабевает несравненно скорее и подвергается преждевременной старческой дряхлости: 75-летние старики здесь на редкость. В случае заболевания какими-бы то ни было болезнями жители обращаются в земскую больницу, находящуюся в с. Черновском (в 10 верстах) и медицинскую помощь, заметно, предпочитают старинному лечению у различных знахарок.
Культурное состояние
Характер населения с. Б. Казаринова подходит к чисто деревенскому типу. Не смотря на частое присутствие по делам торговли на базарах и в окрестных селах, крестьяне ничуть не заражены духом нравственной испорченности: простота, чистосердечие, добросовестность и радушие, - эти главные отличительные черты населения и до сих пор служат необходимыми признаками здешнего горшечника. Но стоя на сравнительно высокой степени в нравственном отношении, - казариновский горшечник очень недалек в умственном. Мальчики с ранних лет принимаются за промысловую работу и грамоте нигде не обучаются, так что грамотных в селе почти нет, и крестьяне часто не имеют понятия о самых простых и необходимых предметах.
Народной школы, равно как и других каких-либо учреждений, здесь нет. Пьянство не особенно развито; несколько лет назад общество охотно закрыло существовавшее питейное заведение и восстановлять его более, как видится, не намерено.
Общие выводы
Относительно будущности описываемого промысла нужно сказать, что он просуществует долгое время. Обилие и бесценность материала, трудолюбие и привычка жителей, довольно сильный и непрекращающийся спрос изделий, сравнительно порядочный заработок и, наконец, малозначительность наделов, все это, с одной стороны, дает промыслу твердое и неподвижное основание, а с другой - побуждает крестьян продолжать промысловые занятия и на будyщее время, по крайней мере до тех пор, пока существуют все упомянутые обстоятельства.
Нижегородский сборник А.С.Гациского, 1890г., том 10, стр.313-328. Автор статьи Н.И.Руновский.
Казаринские мастера и А.С.ПушкинС незапамятных времён по всей округе славились казариновские гончары. Делали они всякую крестьянскую посуду, закаливали в горнах особым способом, и выходили у них горшки. Чашки, кринки чёрно-сизые, как чугун.
От столетнего казаринского старика Тита Макарова знали в Болдине такую историю.
По воскресеньям в Болдино бывали большие базары. Со всей округи съезжались в Болдино крестьяне с холстами, рогожами, топорищами, приезжали и казаринские гончары со своей посудой.
В один из таких дней случился на базаре и Александр Сергеевич Пушкин. Шёл он по рядам. Ко всему присматривался. Ко всему прислушивался. И вдруг услышал:
Бабы, мужики и господа,
Подходите, у меня посуда больно дешева.
У нас руда своя,
Мы её роем у двора,
В воде растопляем,
Горшки из неё слепляем,
На огне для прочности закаляем,
На базаре для продажи расставляем
.
- Барин, купи кружку, будешь пиво попивать, да казаринцев вспоминать.
Не удержался Пушкин, купил казариновскую посудину и увёз её с собой в Москву.
Комментарии 68
Для профилактики сгодится
От постройки нового ничего не меняется.