Извлечения из дневника, который с 1890 года по 1937 год вёл гражданин с.Знаменского Б.-Болдинского района Горьковской области (Нижегородской губ.) Евсеев Фёдор Яковлевич. Родился он в 1860 году, а умер 7 января в 1937 году.
1890. Допрошены о краже денег в приходской церкви Константин Яковлевич Дуболазов, Ксенофонт Харитонов, Степан Лавочников, Яков Маршен. Михаил Дуболазов похвалялся, что у него денег хватит на две лошади.
1894. 20 октября в 2 часа 15 мин. ночи скончался наш государь император Александр Александрович, а 25 октября во вторник прибыл Земский начальник А.М. Ермолов для приведения к присяге Знаменских и анастасовских крестьян новому государю императору Николаю Александровичу.
1895. Отведено место для храма и назначен уполномоченный для ходатайства о выдаче архитектурного плана и покупки разных материалов Пётр Докукин.
1896. Астроном Фалоб предсказал, что земному шару грозит большая опасность от кометы, открытой в 1866 году, ожидается её столкновение 13 ноября 1899 года с Землёй.
1896. По случаю коронации Его Императорского Величества государя императора Николая Александровича объявлен нерабочий день на 14, 15 и 16 мая. В эти дни все крестьяне ликовали и выкинули флаги у домов своих, а кто порывается работать, того указано строго преследовать.
1897. Проведён 10 апреля церковный сход, на котором обсуждён план новой церкви и выбраны строители: от 1-го Знаменского общества - Пётр Васильевич Докукин, от 2-го Знаменского - Михаил Петрович Шибанов, от Анастасовского общества – Иван Кузьмич Артемьев.
1897. 11 мая в воскресенье проведён приходский сход в присутствии сельских старост Знаменского 1-го общества Ф.Белякова, 2-го общества П.Завыленкова, Анастасовского П.Варламова. Завезена известь 600 пудов.
1897. Церковные строители Докукин, Кузьмин и Шибанов порядили мастера Петра Васильева срубить нашу приходскую церковь, обшить тёсом и покрыть железом за 1800 рублей.
1897. 2 августа у Михаила Яковлевича Дуболазова был пожар, охватил два дома и одно гнездо. Сосед его Михаил Дмитриевич Завыленков пострадал от огня.
1899. 26 сентября в Знаменском была собрана большая публика для поднятия крестов на новую церковь. 9 октября привезены иконы, которые врезаны в церковные врата, т.е. четыре Евангелиста, иконы Божией Матери, Архангела Гавриила.
1899. 27 декабря прихожане села Знаменское были созваны нашим церковным строителем Ф.Ломакиным для встреч нового колокола с села Апраксина, который подвезён человеческой силою прямо к новому храму и подвешен на столбы.
1900. 23 января воскресенье день для всех нас высокоторжественный - освящение нашего нового храма.
1900. В нашем новом храме в первый раз были венчаны сельские два брака: 1. Андрей Николаевич Завыленков и 2. Николай Михайлович Харитонов - 4 февраля и 5 февраля.
1900. Наш приходской священник Стефан Троицкий назначил на 10 ноября 7 браков. Последние четыре брака были священником проведены нехорошо, во время венчания Ивана Утехина тёмным вечером нашего священника угостили по шее колом, и брак Павла Суминова уже проводил Кистенёвский священник.
1901. В ночь на 3 апреля во время праздника Пасхи загорелось у Абрама Харитонова во дворе, была буря, сгорело 37 домов, начиная от Степана Галапазова до Ивана Молодцова.
1903. 7 июля поднялась с западной стороны грозная туча и произвела сильный удар прямо в дом Ефима Фёдоровича Варламова, дом загорелся и выгорели два дома.
1904. По распоряжению Духовной Консистории нашему новому священнику заступить в селе Знаменское 18 октября.
1904. Объявлена мобилизация всех запасных с 1888 по 1904 год. По Знаменскому обществу взяты Павел Галанцов, Осип Лавочников, Архип Ермаков, Александр Моршен, Илья Ермаков, Леонтий Цыганков, Андрей Сидягин, Ермил Матвеев, Алексей Денисов, Василий Завыленков.
1905. 17 сентября у Евграфа Екимова по неосторожности его жены Акулины случился пожар, и сгорели дома Евграфа Екимова, Семёна Челнокова и Фёдора Челнокова.
1907. От скарлатины умерло много детей, в т.ч. С.Докукин, С.Агафонов, М.Завыленков, И.Пётр.Ломакин, Е.И. Митрофанов, П.Чирков, В.Н. Дуболазов, Андр.Моршен.
1907. 23 мая заступил на службу Николай Иванович Соколов.
1909. По нашему суждению, когда мы узнали, что сыну нашему Роману назначили стипендию по 5 рублей на месяц с 1 октября 1909 года, то мы сшили ему долгое пальто, которое началось носить 5 декабря. По 1 июня получено пенсии 45 рублей.
29 мая Сергачский Уездной съезд окончательно закрепил в личную собственность душевой надел Фёдору Евсееву. Соседи Леонтьевского поля Михаил Лавочников, Иван Докукин, Степан Лавочников, Анисим Суминов, Абрам Харитонов, Иван Беляков, Дмитрий Моршен, Алексей Моршен, Иван Сергеев, Филипп Докукин, Николай Харитонов, Василий Моршен, Семён Суминов, Пётр Моршен, Василий Харитонов, Иван Варламов, Алексей Харитонов, Филипп Суминов, Павел Суминов.
1909. Воскресенье и понедельник 11-12 октября женил сына моего Ивана на Акулине Петровой (дочери Марфы Лавочниковой). Свадьба проводилась в очень благоприятном положении, к свадьбе этой я, Евсеев, изготовил из собственного материала: муки для пирогов и говядины, заколол своего быка весом в 4 пуда, кроме того, денежными средствами я обошёлся своими, время послужило очень хорошее, тёплое и ночами лунное, и свадьба совершилась очень благоприятно и тихо, а всего, слава Господу Богу, свадьба мне стала 115 рублей.
1909. 22 октября случился пожар, сгорели дома Василия Харитонова, Абрама Харитонова.
1909. Сей 9-й год весьма замечательный для меня, Евсеева, - поженил сына своего Ивана. Всего было 16 свадеб.
1910. Весною сего года мая месяца назначен человек, который будет собирать сбор денег во время богослужения в День Святой Троицы на устройство церквей, школ для православных переселенцев в Сибирь (это я, Ф.Евсеев). На руки мне выдано удостоверение от господина Уездного начальника. Собрано мною было в 1-й год в день Троицы 98 копеек.
1912. 12 августа в воскресенье был собран сельский сход, и сельским старостой на 1912-1915 годы избран я, Фёдор Яковлевич Евсеев, 52 лет, с 24 сентября избраны сельские выборные старики: Егор Афанасьевич Масленков, Павел Степанович Беляков и Иван Константинович Сергеев.
1913. 31 октября по случаю 300-летия Дома Романовых отлиты были светло-бронзовые медали с портретами государей Михаила Фёдоровича и Николая Александровича и лично мною получены - я был сельским старостой.
1914. 17 июля был объявлен сбор, а 18 июля запасные отправлены по мобилизации: Семён Докукин, Никита Сергеев, Иван Харитонов, Григорий Докукин, Абрам Докукин, Михаил Докукин, Данила Харитонов, Василий Харитонов.
1914. Мобилизованы с 20 сентября Иван Фёдорович Евсеев, Алексей Иванович Сергеев, Пётр Фёдорович Беляков, Николай Павлович Суминов. Призваны с 1915 года Павел Иванович Варламов, Фёдор Иванович Молодцов, Роман Фёдорович Евсеев.
1916. 9 июля получили телеграмму от сына своего Романа, в которой извещает нас, что получил лёгкую рану в голову, переехал в Нижний Новгород, положены они в Дворцовый лазарет.
1916. 29 января была мобилизация лошадей в селе Черновском. Отобрали у меня, Евсеева, последнюю лошадь Карева Мерина Ливчика и у Ивана Павловича Завыленкова. Убиты по селу Знаменское в 1916 году Абрам Иванович Докукин, Алексей Иванович Сергеев, Илья Нестерович Харитонов, Иван Фёдорович Докукин, Михаил Васильевич Екимцов, Мирон Иванович Докукин. Были в плену Иван Фёдорович Евсеев, Павел Иванович Варламов, Данила Алексеевич Харитонов.
1917. 23 октября подожжён был Барский дом со всеми постройками. Все постройки сгорели, имение Барское растащили всё крестьяне себе.
1917. Список пайщиков в Знаменское общество потребителей в 1917 году - всего 87 человек, в том числе Фёдор Петрович Докукин, Василий Петрович Докукин, Иван Яковлевич Моршен, Григорий Фёдорович Моршен, Пётр Андреевич Моршен, Пелагея Михайловна Моршена, Иван Николаевич Харитонов, Степан Абрамович Харитонов, Иван Абрамович Харитонов, Василий Арефьевич Харитонов, Мария Филипповна Харитонова, Николай Михайлович Харитонов, Марфа Степановна Харитонова, Яков Николаевич Харитонов, Лукерья Степановна Харитонова, Фёдор Яковлевич Евсеев, Наталья Фёдоровна Евсеева, Василий Иванович Варламов, Иван Константинович Сергеев, Иван Павлович Завыленков, Александра Ивановна Завыленкова, Наталья Васильевна Завыленкова.
1918. 23 июня неожиданно упала каменная стена, которую разбирали Яков и Пётр Кузнецовы и Гаврила Докукин, и насмерть задавила Петра Кузнецова.
1919. Сына Ивана вызвали в Сергач и в июне освободили от военной службы. И в этот же день сын Роман пришёл домой на излечение на 1 месяц.
1920. Список взятых в Красную Армию в 1919 году: Никита Иванович Сергеев, Дмитрий Иванович Харитонов, Никандр Григорьевич Моршен, Павел Иванович Варламов, Роман Фёдорович Евсеев, Фёдор Завыленков, Павел Завыленков, Семён Иванович Завыленков.
1924. 1 декабря в воскресенье проводили Наташу в Петроград с Шибановой Варварой к брату своему Роману Евсееву, получили 18 декабря письмо, что Наташа доехала благополучно накануне Николы.
1924. Назначен был 23 ноября церковным старостой Фёдор Яковлевич Евсеев с положенным ему жалованием 20 рублей.
1927. На Пасху 12 апреля Василий Никитыч Варламов сорвался в воду и утонул.
1929. 29 октября написали договор о покупке ветряной мельницы у Дмитрия Яковлевича Ильичёва за 1050 рублей, из этой суммы ждать 200 рублей до 1 октября 1930 года.
1930. 20 декабря в суд был вызван мой сын Иван Фёдорович. Осуждён на 5 лет с конфискацией имущества.
1931. В ночь на 26 марта совет властей в заседании своём постановил вывести шесть семей кулаков: Ивана В.Ипатова, Николая М.Харитонова, Евгения В.Ипатова, семейство Евсеевых, Марфу Денисову, Дмитрия Ильичёва. В 5 часов утра увезли их на станцию Ужовка.
1931. Семейство Евсеевых осталось совершенно без хлеба.
1931. Во вторник 23 октября мы проводили сына своего Ивана к своему семейству в то место, где находится наше семейство - в Кировскую губернию в Чёрный Яр из 8 человек: сама Акулина с ребятами, сын Александр со своей женой Елизаветой и дочкой Антонидой, собрали ему большой багаж: три мешка тяжёлых, когда провожали его утром рано, день был пасмурный, и крепко грустились, плакали.
1933. В это лето на наше Евсеево место поселился с посёлка Н.И. Коскин, как мне неприятно смотреть на его постройку, и по осени он занял мою усадьбу, в огороде засадил яблонями и весь огород загородил кругом пряслом и в огороде поставил баню.
1934. В четверток 21 декабря произошло печальное событие, с нашей приходской церкви по очереди сняли колокола. Снятие колоколов было произведено по дурному действию. Все колокола были дурно уронены, все колокола были разбиты на мелкие части. Большой колокол весом 172 пуда 19 ф. упал на землю и не разбился, а колокол весом 82 пуда был уронен с целью на большой колокол и разбился на мелкие части. А большой колокол был повешен в 1900 году, висел на церкви 34 года.
1936 года 25 января, по новому стилю 13 февраля. В воскресенье в ночь началось разрушение храма. Тут присутствовал председатель с/с и милиционеры из Б.-Болдина. Первым делом вошли в храм, перебили все иконы. Кресты уронить в ночь не пришлось, их уронили или спилили в понедельник днём. Всё, что было в храме, растаскали все кому пришлось.
Народные названия
Народные названия начнём мы с окружающей села местности. На южной окраине села расположилась Петряева гора. Такое название этот пригорок получил потому, что здесь жил Пётр Семёнович Агафонов (дед Петруха). Он был немного странным жителем. Носил шапку-ушанку задом наперёд, что внушало необъяснимый страх местным жителям. В зимнюю пору Петряеву гору знаменские дети использовали для катаний на лыжах, коньках, салазках, ледянках и на всём, что могло скользить и ехать.
В двух километрах от села расположена холмистая возвышенность, которая называется Ключевые горы. На настоящие эти «горы» совсем не похожи, но таково название. В действительности это холмистый южный склон.
Одна из особенностей Ключевых гор - «Залежа». Это верхняя часть возвышенности. Возможно её назвали так потому, что здесь находятся залежи камня песчаника-плитняка. Этот камень здесь добывали с незапамятных времён. Добывали камень на «Залежах» все, кому он был нужен на фундаменты под дома и другие постройки.
Из камня-плитняка в 1950-х годах в Знаменском было построено два скотных двора. Вскоре после войны отсюда возили плитняк для постройки гидроэлектростанции на реке Сале между Знаменкой и Анастасовом, однако вскоре от этой идеи отказались. На месте этой стройки и сейчас лежат отдельные плитки, а место это называется “Камешки”. Сюда приезжают жители купаться и ловить рыбу.
Знаменская молодёжь в 1950-е годы выкладывали кубометры из плитняка, а затем продавали камень в колхоз «7-е Ноября» в с.Анастасове, председателем которого в то время был Василий Леонтьевич Шибанов. Председатель приезжал в Знаменское, замерял кубометры плитняка и выдавал деньги.
В 1960-е годы на горах проводили даже поиски нефти. Однако разведанные ресурсы оказались слишком малыми, и дальнейшая разработка месторождения нефти оказалась нецелесообразной.
Главной достопримечательностью Ключевых гор является родник. Он находится в верхней части нагорья, у подножия холма с крутым склоном. Вода в нём кристально чистая и очень холодная. О роднике и его воде среди жителей села ходили различные слухи и легенды. Некоторые и до сих пор утверждают, что вода в роднике целебная.
Чтобы подойти к нему, необходимо преодолеть очень крутой спуск или идти далеко в обход, где более отлогое место. Кроме того, подъезд к роднику стал невозможно трудным, т.к. территорию вблизи родника сверху распахали.
Именно на этом роднике по преданию произошло “Знамение”, о котором было сказано ранее.
В сторону посёлка Успенский был прежде главный путь на Большое Болдино - «Переезд».
“Бокалдина” - это небольшой омут на повороте реки Сали напротив дома Якимовых, практически в конце села.
Старожилы рассказывали о том, как вблизи села останавливался с дружиной сам Емельян Пугачёв. Поросший деревьями и кустарниками овраг, где дружинники Пугачёва держали и ковали лошадей, сохранился до сих пор, и он называется “Станки”. Ходили слухи о том, что Пугачёв тайно закопал в другом овраге вблизи рощи бочонок с золотом. Конечно же, бочонок до сих пор не найден, но желающие испытать счастье и стать его обладателем находились. Заросший так называемый “Захаров овраг” расположен неподалёку от Знаменской рощи в 2 км западном направлении от села.
Рядом с Захаровым врагом на “Cтанках”, расположен “Волков враг”.
“Крутой берег” - высокий берег, словно утёс, возвышающийся над речкою Салей на юго-западной окраине села. Весной берег рано освобождался от снега и сюда выпускали на прогулку овец. А во время половодья жители села приходили посмотреть ледоход. По вечерам на берегу собиралась молодёжь.
В недрах Крутого берега хранились запасы белой глины, из которой изготовляли черепицу для кровли. Производство находилось неподалёку от берега. Это место сейчас называется “Черепичник”. Сюда доставляли белую глину, месили её босыми ногами, затем массу закладывали в огромную машину и прессовали красивую, размером в полгазетный лист, лепёшку. Затем лепёшку сушили, закаливали - вот и черепица готова для крыши. После войны производство было заброшено.
Зимой Крутой берег становился местом катания на лыжах. Но также этот берег интересен тем, что именно на его склоне располагалось первое кладбище деревни Пустошки, на которое из села Срезнёво был перенесён Знаменский храм.
К сожалению “Крутой берег” не сохранился до наших дней, несколько лет назад он «сполз» в реку Салю.
Хочется также сказать о самой реке Сале, которая по одной из версий происходит от эрзянского слова “Салы” – уносит, ворует. Слово часто употребляют как словосочетание “Ведесь салыззе” – вода унесла. Эта версия больше подходит, так как раньше Саля была довольно полноводной рекой и затопляла большие площади. При этом имеет очень быстрое течение. Но также название похоже на эрзянское слово “Сал” – соль, то есть солёная вода.
После отделения части села в самостоятельный посёлок в материнском селе оставались следующие названия: порядок Башмаковка, Беклемишев порядок, Сущев порядок, Евсеево место. Сущев порядок расположен по берегу реки Сали, а Беклемишев порядок напротив него, на холме. Порядки названы по владельцам этих порядков.
Башмаковка располагалась под Петряевой горой небольшим закутком от Беклемишева порядка в конце села. Башмаковка состояла приблизительно из 12 домов. Когда-то на этом порядке шили обувь и поэтому он получил такое название. На Башмаковке проживали семьи крестьян Челноковых, Шибановых, Логиновых, Матвеевых, Гавриных, потомки которых и сейчас живут в селе. Башмаковка разорилась, когда жителям надоели постоянное наводнения, а также людям хотелось жить поближе к центру села. По воспоминаниям старожилов улицу затопляло по крыши, из-за этого часто приходилось привязывать домашний скот на крышу дома.
На месте Башмаковки в 1960-е годы была молочно-товарная ферма, затем ферма содержания молодняка.
Храмы
Как свидетельствуют письменные источники, в Знаменском-Пустошке было три храма. Первый по времени в честь Знамения Пресвятой Богородицы был построен не владельцами села и его жителями, а перенесен сюда в начале XVIII столетия из села Срезнёва. «Нижегородские епархиальные ведомости», N16, 1893 год, сообщали, что за бунт крестьян против помещика село было «порушено». Владелец села всех молодых мужчин отдал в рекруты, остальных жителей вывезли в Муромский уезд. Церковь была перенесена в деревню Пустошку. По названию этого храма Пустошка стала называться Знаменским.
Долгое время по правую сторону дороги, идущей из Знаменского в Апраксино, стояла небольшая каменная часовенка, указывающая место, где стоял храм Знамения Пресвятой Богородицы, вокруг которого располагалось село Срезнёво. Перенесённая из Срезнёва в Пустошку церковь была деревянной, двухпрестольной. Святые престолы в той церкви были посвящены: главный — Знамения Божией Матери, придельный — Нерукотворного образа Христа Спа¬сителя. Богослужение в ней совершалось до конца XVIII века. В церковной описи, составленной 13 августа 1802 года, говорится: «... в селе Знаменском церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, деревянная, холодная, ветхая, в коей по причине ее ветхости служить запрещено». А из церковной описи за 1810 год узнаем, что в Знаменском к этому времени была построена уже другая деревянная и тоже холодная однопрестольная церковь во имя святителя и Чудотворца Николая, а старая Знаменская была полностью упразднена.
Знаменская церковь стояла недалеко от нынешнего Николаевского храма на том месте, которое называется старым кладбищем. Место это с признаками могил и остатками надгробных памятников - поросло ныне травой и образует луг, посреди которого до 1848 года стояла часовенка. Новое кладбище отведено в год построения Николаевской церкви и находится от неё на расстоянии 1 1/2 версты (1,6 км), обрытое глубоким рвом.
Новая приходская деревянная церковь была построена владельца¬ми села и освящена во Святителя и Чудотворца Николая. Но пустошане и после освящения нового храма по-прежнему продолжили праздновать день Знамения Божией Матери и день Нерукотворного Спаса. Ежегодно при торжественном богослужении совершался крестный ход на старое кладбище, место, где стояла Знаменская церковь. Здесь служился молебен и панихида по усопшим.
Почитаемые храмовые дни нового Николаевского храма были 6 декабря (в наши дни 19) и 9 мая (в наши дни 24).
Из достопримечательностей Пустошкинского Николаевского храма обращают на себя внимание: а) резной образ Воскресения Христова на горнем месть; б) резной же образ снятия со креста Спасителя по правую сторону горнего места; в) резной же образ распятия Христова на кресте с предстоящими - по левую сторону горнего места; г) небольшой деревянный крестик с резным изображением Спасителя на кресте, оправленный в серебро, с следующею надписью на оборотной стороне: “Мощи святыхъ: Іоанна Предтечи, Андрея Первозваннаго, Василія Великаго, Григорія Богослова, Григорія Нисскаго, Іоанна Златоустаго, Гурія и Варсонофія Казанскихъ, св. Анны матери Пресвятыя Богородицы, Князя Александра Невскаго, Михаила Черниговскаго, Пераскевы Пятницы, Великомученицы Варвары, Оеодора Тирона, Іоанна Воина, Оеодора Стратилата, Великомученика Никиты, Сергія Чудотворца - по объщанію Григорія Исаева сына Беклемищева”; крестик этот хранится в особом киоте в алтаре.
В церковной библиотеке имеется трёхмесячная Минея со следующею надписью на обороте последнего листа (заглавного нет): “1719 году въ Іюнь мъсяць сію книгу три мьсяца Сентябрь, Октябрь, Ноябрь Минею купилъ стольникъ Оеодоръ Өеодоровичъ Трескинъ, далъ сорокъ алтынъ”. Летосчисление написано славянскими буквами, а пропись фигурным старинным шрифтом чисто и четко.
Приходский Николаевский храм находился вне села на расстоянии в 120-ти саженях (256 метров) от жилых домов, на возвышенном месте по правую сторону речки Сали. По своей архитектуре он представлял собою четырех¬угольное продолговатое деревянное здание с одним возвышающимся массивным куполом. Крыша на храме была железная, покатая на две стороны, а над куполом — круглая, окрашенная медянкой. Глава утверждена на фонаре. Крест на церкви был деревянный, обитый белой жестью. Колокольня с пятью колоколами на ней была соединена с церковью, построена одновременно с ней. Кругом храма — решётчатая ограда, построенная на средства прихожан.
С Никольским деревянным храмом есть предание, что попа Никольского храма похоронили с большим золотым крестом на старом кладбище. Многие пытались найти его захоронение, но так и не смогли.
Кладбищенский храм Сущевых во имя Святителя и Чудотворца Николая.
В 1848 году местная помещица Елизавета Ивановна Сущева построила на кладбище каменный храм со склепом, в котором покоились тела усопших владельцев села из рода Сущевых. Этот храм, как и приходский деревянный, был освящен тоже во имя святителя Николая. Храм был построен в Русско-Византийском стиле.
В 1934 году храм был разрушен. Старожилы вспоминали, что его рушили с особой жестокостью, выкатывая из склепа черепа семьи Сущевых, а также раскидывая их прах по округе. Иконы побиты ногами и камнями.
Комментарии 24