Колдунья Мария Шерстюкова
Продолжаем публикацию материала о колдунах Михалкова Майдана.
Напоминаем, что рассказ ведётся по записям, представленных академиком Е.Ф.Карским на заседании Отделения Гуманитарных Наук 26 октября 1927 года. Записи делала молодая девушка Никитина Н.А, жительница Михалкова Майдана в период с 1920 по 1924 годы. Далее рассказ ведётся от её лица.
Записи относятся к Новослободской волости Лукояновского уезда, Нижегородской губ. Здесь живут так называемые «будаки» группа крестьян, отличная от прочих по говору и некоторым чертам быта. Это бывшие крестьяне кн. Кочубея, переселенные сюда в XVII веке из Украины и Белоруссии. Среди них я встретила в 1926 г. Марию Шерстюкову, 69 лет, которая раньше была колдуньей. В настоящее время она «передала» уже свой дар неизвестно кому. Теперь Шерстюкова ходит в церковь, чего раньше не делала, обряжает покойников и лечит больных с помощью трав и заговоров. Она бобылка из середняцкой семьи, отец ее был бурлаком. Знание свое она получила от своей бабки, Анны Шерстюковой, из с. Михалкин Майдан. Мне показывали двух женщин, которых она испортила 4 года назад. В Новой Слободке были «кельи», как в Лукоянском уезде называют посиделки: собрались девушки, пряли под песни и гармошку. Марья зашла зачем-то к хозяйке избы; девушки над ней втихомолку подшутили, а старуха услышала. Уходя, она зачерпнула в ковш воды из кадушки, отпила и остатки выплеснула назад в кадку. Девушки, которые пили после нее воду из этой кадки, оказались испорченными. На вид они здоровы, но в церкви, во время пения «херувимской», с ними делался припадок. Они бились, ругались, мяукали; у них появлялась такая сила, что их еле сдерживали 45 мужчин. Припадок продолжался, пока их не выносили из храма. На дворе они постепенно затихали и лежали ослабевшие, бледные, в холодном поту. Таким образом, кликушество здесь приписывается порче колдуньи. В настоящее время Шерстюкова уже никого не портит: «Передала своих чертей, теперь не может» объясняли мне односельчане. Живет Шерстюкова у самого оврага, на краю деревни, в маленькой избенке, почти вросшей в землю. На наш стук (я пришла к ней с одной девушкой) вышла старуха высокого роста, тонкая, прямая, с худым бледным лицом и молодыми черными глазами. Они смотрели как-то пронизывающе остро из-под темного платка, и от этого взгляда становилось неприятно. Мы вошли. Маленькая темная избенка, с земляным полом, что я здесь встретила впервые, печь, стол, скамья, в углу закоптевшая икона вот все убранство жилья. Девушка рассказала, что я очень страдаю головной болью и хочу, чтобы она меня вылечила. Старуха недоверчиво взглянула на меня и заговорила ноющим старческим голосом, который трудно было ожидать при ее бодрой внешности. Спросила, кто я, откуда и зачем приехала. В голосе любопытства не было, но я чувствовала ее колючий взгляд, особенно в ту минуту, когда я на нее не смотрела. Убедившись, что я серьезно хочу лечиться, она велела мне прийти к ней завтра утром, одной. Я пришла часов в девять. Она встретила меня как вчера. Велела сесть на лавку, снять с головы платок и распустить волосы. Потом она вынесла из сеней яйцо, перекрестилась три раза на икону, произнесла вслух: «В добрый час доброе дело начинается», и стала обводить яйцом справа налево по моей голове, лицу, рукам и всему телу, шепча при этом: «Не пришла я в добрый день давать, пришла я недуг вынимать, из рук, из ног, из головы, из мозгов, из бровей, из очей, из всякой жилочки, суставочки. Не сама я недуг вынимаю пресвятая богородица и все святые, будьте в помочи! Ти ты взялся с полудня (т. е. взялся ли ты), ти ты взялся с обеда, ти ты взялся с вечера, ти ты взялся в ночь, ти ты насланный, ти ты взялся в радощах, я тебя изгоняю, на воды ссылаю, где вода крутит, где люди не ходят и птахи не летают и звери не бегают. Там тебе ходить, там тебе гулять! желтой кости не ломать! Господи, очисти, матерь божия, очисти, мать земля, очисти, все святые станьте в помочи!» Так три раза провела яйцом по всему моему телу, каждый раз произнося эти слова. Затем велела мне встать с лавки, взяла со стола нож и молча очертила лезвием вокруг меня по земле круг. Потом взяла стакан, налила в него до половины воды из кадушки и вылила в стакан содержимое яйца, которым меня обводила. Стала смотреть в стакан. «Ты тут пузырьки видишь, а я (обратилась она ко мне) вижу, как шла ты вечером между людей, налетел ветер, а в нем вошла в тебя эта болесь. Хорошо, что ко мне пришла, а то она бы тебя со свету свела. Вот она где теперь», указала она на яйцо в стакане. Я спросила, какой она читала заговор. Она ничего не ответила. Я прочла его на память, она поправила, где я ошиблась. Сказала, что знает и от других болезней, но научить меня не может, так как тогда они потеряют силу до самой моей смерти. К Марии Шерстюковой многие обращаются. Платят ей натурой: молоком, яйцами, ситцевыми платками и т. п. Своего хозяйства она не имеет и живет только этими приношениями.
Духи колдуньи Шерстюковой, умершей два года назад в деревне Логиновке Лукояновского уезда, жили в клети. Свидание чертей с колдуном происходит в лесу или в разных хозяйственных постройках: в бане, в овине, в сараях, на гумне, обычно ночью, особенно под церковные праздники. Мне рассказывала соседка колдуньи Шерстюковой, что она следила, как по ночам Шерстюкова ходила на гумно и оттуда слышались ее вздохи. «Не лазьте, не лазьте! и на плечи-то, и на голову!.. Всем дам работу».
Комментарии 63
По своему селу примеры привести, это было, люди полуграмотные, это не камни, это история, мой отец когда пошёл оформлять пенсию, 20 октября, оказалось он родился 26 августа, уже несколько Российских паспортов было у него не первобытное время, у нас соседка из Яза была, муж вроде на первой войне погиб, может умер не в этом суть, вышла замуж во второй раз с ребёнком маленьким, он отца не помнил и везде говорил фамилию отчима, и паспорт и всё документы были по отчиму, так-же через архив Ленинградский пенсию смог оформить, тут не камни а просто безграмотность война на войне, дети были в поле а не в школе.
С одной стороны можно понять, так как война была очень жестокой и времени нет, чтобы думать, что писать..
Но с другой стороны очень жаль, что много неточностей
По поводу семьи могу привести пример. У моего прадедушки была большая семьяс фамилией Плашенковы. После войны кто-то стал Плашников, кто-то Плашкин и т.д