На фото- На фото 1958 г. гармонный мастер В.Н. Гаращенков с отцом Николаем Андреевичем, дочерью Галиной, сестрой Верой и зятем Шиловым Виктором.
Супруга мастера Гаращенкова Александра Сучкова была родом из
деревни Быдрей Воскресенского района, расположенной в 5 км от озера
Светлояр. Работала Александра продавцом в магазине на Бору. Дочь
Гаращенкова Галина Владимировна вспоминает свои поездки к бабушке в
Воскресенский район. Её бабушка Анна Васильевна Кукушкина (Кукушиха) на
коленки наматывала куски телогрейки и 3 раза (9 км!) проползала вокруг озера
Светлояр, молясь о здоровье супруга Михаила Сучкова возле каждого ключика.
Эта народная традиция дожила до наших дней, правда, сейчас гости на озере
Светлояр обходят озеро пешком.
В 1956 году супруги Гаращенковы получили бесплатно 6 соток земли в
Малом Пикино и начали строить дом. Дочь мастера Гаращенкова Галина
Владимировна помнит, как из Малиновки приезжал её дедушка Николай
Андреевич и помогал сыну делать оконные рамы.
Пригород Нижнего Новгорода Бор – город музыкальных мастеров, где
работали более 70 гармонщиков. Не все мастера делали гармонику от начала до конца самостоятельно, была кооперация.
На Бору были специалисты узкого профиля, специализировавшиеся на
нескольких, а иногда на одной операции. Так, Гаращенков Владимир
Николаевич никогда не занимался столярными работами, не изготавливал
ольховый корпус гармоники, не делал сборок, не шил мехов. Он только
растачивал планки, клепал голоса и производил настройку гармоники.
Корпуса, меха, сборку гармоней делали другие мастера. Так, меха шила
сестра Вера Николаевна Шилова и другие. Но основная работа была у
голосовика.
Если говорить о физическом здоровье борского голосовика и настройщика
В.Н. Гаращенкова, то, мягко говоря, он родился не под счастливой звездой.
Какие-то ошибки в наследственном генетическом коде стали причиной того, что не все пальцы на руках у Владимира Николаевича были полноценными.
Три пальца на правой руке и два на левой были редуцированными,
изуродованными от рождения, и, соответственно, ладони тоже не могли нести
полной нагрузки. По этой причине он не мог работать рубанком. Другой бы на
его месте похлопотал об инвалидности, а Владимир Николаевич даже выучился играть на гармошке!
В записной книжке гармонного мастера В.Н. Гаращенкова сохранились
записи, из которых можно проследить географию распространения гармоник
его работы помимо Нижегородской области:
1) Республика Саха-Якутия, в 820 км западнее Якутска в алмазной
столице России г. Мирный;
2) Республика Саха-Якутия, посёлок геологов и газовиков Кысыл-Сыр,
в 90 км к северо-востоку от Вилюйска;
3) Красноярский край, Заполярье, пригород г. Норильска г. Талнах;
4) Северный порт г. Архангельск;
5) Казахстан, Карагандинская область, Мичуринский район, поселок
Южный;
6) г. Томск;
7) г. Барнаул.
Только один известный гармонист из Барнаула Николай Вавилов увёз в
Алтайский край 18 гармоней с голосами В.Н. Гаращенкова.
Богородский гармонист Лемаев Юрий Алексеевич рассказал, что однажды спросил мастера В.Н. Гаращенкова о том, сколько всего он сделал комплектов голосов для нижегородских гармоник. Ответ был впечатляющий: «Около 600». «Выдающийся мастер по изготовлению кустарных гармоник и редкой души человек!» – так отзывался о В.Н. Гаращенкове гармонист-виртуоз из г. Дзержинска Николай Лукоянов. В истории гармонного промысла Нижегородской области творческий союз и кооперация последнего борского голосовика В.Н. Гаращенкова и последнего борского сборщика во втором поколении Н.А. Жолтякова являются примером
достижения вершины мастерства, а в итоге гармонист получал гармонику с
«малиновыми» голосами. Эти высочайшей квалификации специалисты
продлевали жизнь десяткам нижегородских гармоник старых мастеров.
На одном из фото из архива дочери В.Н. Гаращенкова Галины
Владимировны есть подпись с просьбой гармониста-заказчика к мастеру:
«Владимир Николаевич! Я бы Вас попросил, пожалуйста, настройте заодно у
гармони Чечёткина голоса на левой стороне, чтобы звучало посочнее,
позвончее, получше. 18.11.2006 г.» Учитывая то, что учениками Кузьмы
Дмитриевича Чечёткина были великолепные гармонщики Н.А. Мокрецов и
Д.И. Коньков, можно смело утверждать, что борский голосовик Владимир
Николаевич Гаращенков был одним из лучших нижегородских музыкальных
мастеров, которому гармонисты доверяли самые дорогие инструменты.
Однажды в Нижнем Новгороде на гармонном пятачке гармонисты
спорили о том, чья гармоника самая звонкая и голосистая. Присутствующий
там мастер Владимир Гаращенков скромно заметил: «Не ищи славы в себе, а
ищи славы в селе».
Розлив гаращенковской гармоники является эталоном для молодых
гармонных мастеров.
В ВОСКРЕСЕНЬЕ (12 ИЮЛЯ) ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Во второй части вы узнаете об отце и сыне Ежовых и про Алексея Ивановича Кураева, так же будут упомянуты и другие гармонисты.
Комментарии 25
Кондрыкина. Это Родин Алексей Леонидович, который делал планки для
гармоней из старых самоваров"