История создания Балтийского флота неразрывно связана с историей нашего государства, закладкой Северной столицы – Санкт-Петербурга, освоением земель в устье Невы и Финского залива, именем императора Петра I, его реформами и преобразованиями, изменившими страну. На долгие годы детище Петра стало тем щитом, который надёжно защищал новую столицу России и её границы.
Дата 18 мая связана с первой победой, которая была одержана на Балтике в годы Северной войны. В ночь на 18 мая 1703 года 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семёновского полков под командованием Петра I и его ближайшего соратника Александра Меншикова атаковали два шведских боевых корабля, которые остановились в устье Невы. Благодаря внезапной и стремительной ночной атаке в абордажном бою были захвачены 10-пушечный бот «Гедан» и 8-пушечная шнява «Астрильд».
Первое военное столкновение на Балтике стало славной победой русского оружия. Военные действия перешли с суши на морские просторы. Эта победа стала символичной и для становления молодого Балтийского флота имела огромное значение.
В состав формируемого флота, в том же 1703 году вошёл первый парусный боевой корабль, заложенный и построенный русскими корабелами. Им стал трёхмачтовый фрегат «Штандарт», на борту которого установили 28 корабельных орудий.
В 1704 году в Санкт-Петербурге закладывается Адмиралтейская верфь, ставшая на долгие годы значимым центром кораблестроения в нашей стране. Оборона новой столицы российского государства со стороны моря стала первоначальной и наиболее важной задачей Балтийского флота. При непосредственной поддержке и помощи со стороны флота были одержаны многие победы в Северной войне. При содействии Балтийского флота были взяты Выборг, Ревель и Рига. Тогда же флот вписал в свою историю славные морские победы – Гангутское сражение 1714 года и Гренгамское сражение 1720 года.
К 1724 году Балтийский флот насчитывал 141 парусный боевой корабль и несколько сотен гребных судов. Его мощь значительно приумножилась с созданием в 1734 году второй основной строительной базы в Архангельске – Соломбальской верфи, где к 1799 году для Балтийского флота было построено 100 кораблей.
Новый этап расцвета Балтийский флот обрёл во времена царствования императрицы Екатерины II, которая поставила задачу вывести флот в число приоритетных. Проводимая правительницей политика способствовала победе над турецким флотом в Чесменском сражении 1770 года и обеспечению господства России на Эгейском море.
Во второй половине XVIII века боеготовность Балтийского флота значительно возросла – было построено 50 линейных кораблей, 31 фрегат, 168 бомбардирских и вспомогательных судов, 362 гребных судна.
Стойкость и героизм проявили моряки Балтийского флота в сражениях русско-шведских войн. Несмотря на преимущество противника, русские корабли в ходе русско-шведской войны 1808-1809 годов успешно поддерживали действия сухопутной армии и чётко проводили десантные операции, стараясь всеми силами удержать остров Готланд.
Большой удар Балтийский флот принял на себя и в годы Крымской войны 1853-1856 годов, отражая атаку англо-французского флота и бомбардировки Кронштадта, Гангута, Свеаборга и Ревеля, не позволив противнику прорваться к Санкт-Петербургу. Во время Крымской войны впервые русские моряки применили минные заграждения, к изобретению которых приложил свой талант учёный Борис Якоби.
Важное место в истории Балтийского флота принадлежит научным открытиям, экспедициям и различным изобретениям. В мировую географическую науку большой вклад внесли экспедиции Витуса Беринга, Юрия Лисянского, Ивана Крузенштерна, Фаддея Беллинсгаузена, Отто Коцебу, Михаила Лазарева, Геннадия Невельского, Фёдора Литке.
На Балтийском флоте свою деятельность начали кораблестроители адмиралы Степан Макаров и Андрей Попов, академик Алексей Крылов, судостроитель Пётр Титов, изобретатель радио и радиосвязи Александр Попов, создатель самолётов Александр Можайский, создатели подводных лодок Иван Бубнов, Степан Джевецкий, Михаил Беклемишев.
Балтийцами гордо называли себя писатели Сергей Колбасьев и Леонид Соболев, композитор Николай Римский-Корсаков, физик Борис Якоби, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль и многие другие.
Многие этапы развития военной истории России связаны именно с Балтийским флотом: здесь были заложены и спущены на воду первые паровые корабли, создавались первые броненосные батареи. На основе зарубежного опыта в 1863 году в целях защиты от англо-французской коалиции была реализована «Мониторная кораблестроительная программа», по итогам которой в состав флота вошли крупные башенные лодки и трёхбашенные броненосцы.
К концу XIX века в состав Балтийского флота входило более 250 современных кораблей абсолютно всех классов, включая эскадренные броненосцы и бронепалубные крейсеры. В то же время Балтийскому флоту принадлежат первые масштабные исследования, дальние и кругосветные плавания – 432 географических открытия носят имена 98 его адмиралов и офицеров.
Самый трагический эпизод в истории Балтийского флота связан с периодом русско-японской войны. Большая часть кораблей Балтфлота в очень сложных условиях совершили беспримерный в истории войн переход броненосных кораблей из Балтийского моря в Японское, но были наголову разгромлены японцами в 1905 году в Цусимском сражении.
Восстановить боеспособность флота удалось уже к началу Первой мировой войны в рамках реализуемой в стране масштабной судостроительной программы. В 1914 году Балтийский флот по уровню подготовки и боевой выучке личного состава был одним из лучших флотов в России. Моряки-балтийцы успешно осуществляли большое количество минно-заградительных операций, выставив более 35000 мин, активно действовали на коммуникациях германского флота, обеспечивали оборону акватории Финского залива и Петрограда, осуществляли поддержку операций сухопутных войск…
ПРОДОЛЖЕНИЕ читайте на сайте в статье Сергея Хайминова, капитан-лейтенанта, члена «БОЕВОГО БРАТСТВА»: https://bbratstvo.com/2024/05/18/18-maya-otmechaetsya-den-baltiyskogo-flota
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев