На виниле было по две песни с каждой стороны на первой, второй и третьей сторонах, а затем на четвертой стороне была всего одна песня "Space Truckin’", почти 20-ти минутная. А затем, когда я впоследствии обзавёлся другими альбомами в течение следующих нескольких лет. У меня появился альбом *Machine Head*, и я подумал: "Вау, "Space Truckin’" тут длится три минуты. Откуда взялись остальные 17 минут на *Made In Japan*?".
Наверное, нет другой рок-группы, где разница между альбомными и концертными версиями была бы более радикальной. В этом было ощущение исследования. Всё складывалось, когда эта пятерка находилась на сцене. Когда вы смотрите видео, вы можете видеть, как они понимали друг друга. Знаете, когда Блэкмор заканчивает соло, он поднимает правую руку, это сигнал для барабанщика, Иэна Пейса, переходить к следующей партии. Всё совершенно в свободной форме, но это не хиппи-трип в духе "давай под грибами играть четыре часа" и всё в таком роде. Здесь сохраняется сплоченность, связность, но каждая живая версия песни отличается.
Каждый концерт был разным. Вы никогда не знали, сколько тактов сыграет каждый из солирующих музыкантов и всё такое. Звёзды сложились тогда, на тех трёх концертах — они отыграли два концерта в Осаке и один концерт в Токио в августе 1972 года, самые свирепые их выступления. Гитарное соло в "Child in Time" я включал джазовым пуристам, которые сходят с ума от Орнетта Коулмана и безумных выкрутасов Майлза Дэвиса, а взаимодействие между Ричи Блэкмором и Иэном Пейсом почти похоже на джаз. 10 или 15 лет назад вышел сборник под названием *Live in Japan*, в котором есть все те три концерта целиком. И если послушать подряд, как в каждый вечер сыграны "Highway Star", "Child in Time", "Space Truckin’", "Lazy" и "Strange Kind of Woman", разница в гитарных соло, игре на барабанах и вокале невероятна".
Комментарии 4