Всего было два экземпляра идентичных, второй написан для Ставки 15 ноября.
Кстати, вопреки устоявшемуся мнению (большинство ведь этот план и не стали читать), речь в документе идёт не об операции трёх фронтов, а только о наступлении войск Ватутина. Дата на плане не указана, но в документе, на первой же странице есть ссылка на данные разведки от 1-го ноября, а ещё встречается в будущем времени дата 4-е ноября. Так что датой написания следует считать 2-е или 3-е ноября.
Но само название операции впервые встречается в документе под названием «План сосредоточения войск «Уран». Прочтение текста показывает, что там в прошедшем времени встречаются даты не позднее 26-го, а в будущем — не ранее 27-го октября. Что и даёт нам дату документа.
Впрочем, могут быть и документы более ранние, коих пока не удалось найти, но тут возникает ещё один момент. Директива о создании Юго-Западного фронта датируется 22 октября, но решение могли принять и значительно раньше. Причём такие решения исходят из Генштаба. Давайте попробуем немного разобраться в событиях тех дней.
Дело в том, что 20 октября 1942 года началось наступление войск Донского и Сталинградского фронтов, с целью, если не разгромить немцев в Сталинграде, то хотя бы нанести им серьёзное поражение. Собственно, это наступление было лишь продолжением предыдущих, которые проводились в сентябре и начале октября. Тогда цели были более решительные — полное окружение немецких войск в районе Сталинграда, но реализовать их не удалось.
И тут возникает интересная «вилка» с датами. Если решение о формировании Юго-Западного фронта принималось до 20 октября, то получается, что фронт создан вообще не для Сталинградского направления. Ведь если бы наступление Донского и Сталинградского фронтов, начавшееся 20-го оказалось успешным, то и фронт Ватутина был бы не нужен. Зачем его тогда создавать? Самый напрашивающийся ответ — операция «Сатурн». Для наступления в сторону Ростова-на-Дону как раз нужен был отдельный новый фронт, и расстояние с Серафимовичского плацдарма как раз было самой ближайшее. Тем более, что операция «Сатурн» сильно ухудшала и положение войск в Сталинграде.
Если же решение сформировать фронт было принято после 20-го, допустим 21-го, то это уже была реакция на неудачное наступление Рокоссовского, который оборону прорвать не мог. Но войска Рокоссовского наступали до 25-го — это раз. Во-вторых, как-то не очень вериться, что за один день родилось решение о создании фронта.
Вот какой-то средний вариант — сначала планировали Юго-Западный фронт для операции «Сатурн», но по итогам начавшегося наступления Рокоссовского, решили переиграть, как мне кажется, более вероятен. Возможно тут действительно какое-то участие мог принимать полковник Потапов. Человек вполне реальный, тогда полковник Михаил Михайлович Потапов служил в Главном оперативном управлении Генерального штаба.
В результате в штабе Ватутина быстро составили новый план — такие короткие сроки для той войны были вполне нормальны, тем более, что значительная часть в обоих случаях совпадала. И такой расклад событий мне кажется более достоверным.
Впрочем, это тема уже более серьёзная и отдельная.
Мы же давайте ещё вернёмся к дате 12 сентября. Когда по одной версии Жуков в кабинете Сталина придумал план окружение Паулюса, по другой его познакомили с планом Потапова. Из более реальных вариантов, в тот день Жуков принимал решение о прекращении наступления Сталинградского фронта, поскольку поставленные задачи решены не были совсем, а сил для наступления не было. Точных данных о присутствии Жукова, в тот день под Сталинградом нет, но уж в кабинете Сталина он точно не отмечен. Василевский же 8 сентября был у Сталина, и, как я понимаю, под Сталинград не возвращался. А занимался подготовкой нового наступления, назначенного на 18 сентября. Целью которого, напомню, было окружение немецких войск в районе Сталинграда. Согласитесь, что как-то странно планировать что-то на ноябрь, если вы тоже самое собираетесь делать 18 сентября.
О всех подробностях наступления в сентябре я уже писал много, публиковал множество документов, так что желающие могут всегда ознакомиться
тут.
Что же касается истории про полковника Потапова, то в предлагаемом изложении это просто набор домыслов и противоречий, ничего общего с историей Сталинградской битвы не имеющий. К сожалению, историю этого сражения у нас мало кто знает, а это повод для того, чтобы мифы рождались и им верили.
Комментарии 5