Про эти части много всякого разного выдумали. В советское время писали, что эти полки сформировали из ленинградских коммунистов-добровольцев, лучших представителей городской организации ВКП(б), и они были в первых рядах защитников Невского пятачка. Сразу возникает вопрос, причём тут защитники, если Невский пятачок — плацдарм для наступления.
В постсоветское время я встречал версию, что для этих полков собрали коммунистов со всего города, исходя из того, что всё равно помрут от голода, так пусть лучше уж в бою погибнут.
Есть и ещё версии, но нет смысла перечислят всеь, ибо лучше узнать, что же это были за части на самом деле.
А история их такова. В начале ноября 1941 года сам товарищ Сталин позвонил Жданову и объяснил, что воюют на Ленинградском фронте бездарно и бестолково. И, в частности, сказал:
Попробуйте из разных дивизий выделить группы охотников, наиболее смелых людей, составить один или два сводных полка. Объясните великое значение того подвига, который требуется от них, чтобы пробить дорогу. Возможно, что эти сводные полки смелых людей потянут за собой и остальную пехоту.
Решение, кстати, очень правильное и логичное. В то время как раз командование занималось созданием элитных ударных частей, которые сражались лучше спешно сформированных дивизий.
Слова товарища Сталина — это как закон, стало быть надо выполнять. И желательно перевыполнять. С последним оказалось даже очень хорошо — сформировали целых три полка. Правда вот по остальным пунктам получилось не очень.
Ибо каким-то отбором особо умелых добровольцев заниматься никто не стал. 1-й полк получили путём переименования уже сражавшегося на Пятачке 260-го стрелкового полка, в который добавили подкрепления из других частей, два остальных полка набрали по разным частям, тылам, ПВО и пр. С номерами в документах путаница, поскольку 3-й полк влился в остатки 462-го стрелкового. Словом, формально приказ Сталина выполнили, на деле же новые полки ничем от других сводных частей (которые и без Сталина формировали) не отличались и качеством были скорее хуже.
Отличия были только в названии и, что интересно, полки эти тогда коммунистическими никто не называл, они именовались 1-й, 2-й и 3-й ударные. А слово «коммунистические» появилось вместе со всеми прочими фантазиями про лучших коммунистов Ленинграда.
Воевали ударные полки всего несколько дней. В бой вступили 11-го, а последний раз упоминались 19-го ноября.
Ленинградские партизаны
Нет комментариев