Есть один важный момент, когда мы говорим о Великой Отечественной войне. И причинах, скажем так, не совсем удачных действий Красной Армии. Я бы его сформулировал следующим образом — весьма хорошее и интересное планирование и очень неудачное осуществление планов.
Конечно, на войне планы срываются часто, и обычно виной тому действия противника. На то она и война. И, конечно, в ходе Великой Отечественной, наши планы срывали и действия Вермахта. Вот прямо начиная с 4 часов утра 22 июня 1941 года. Но, к сожалению, есть много и других примеров. Причём речь касается событий довольно известных, просто мы за те годы, что про них знаем (на то они известные), привыкли к несколько иному взгляду.
Давайте возьмём знаменитый Петергофский десант, тот про который: «Живые пойте о нас!». Можно в связи с этим десантом много прочитать о героизме нашей морской пехоты. Как её боялись немцы, как героически себя проявили наши моряки и много всего. Правда вот, гораздо меньше пишут о том, почему они все погибли. Уже с названиями путаница говорит о многом — то Петергофским называют, то Стрельненским. А это потому, что вместо одной десантной операции получилось несколько.
Давайте посмотрим, как же планировалась операция. Цель — соединить отрезанные на Ораниенбаумском плацдарме войска с Ленинградом, которые разделяла два десятка километров. И лишить немцев выхода к Заливу, в котором находился наш флот. Удары наносились со стороны Петергофа и со стороны Урицка. Причём от Урицка должна была ударить целая бригада танков КВ. А чтобы им легче было наступать, в Стрельне и Петергофе высаживался морской десант. Все наступательные действия должна была поддерживать артиллерия флота и авиация.
Учитывая планируемое соотношение сил, немцы на этом участке были обречены. Если бы всё пошло по плану. И хотя бы без спешки, тем более, что поводов торопиться уж очень сильно, просто не было. Немцы никуда не наступали и не собирались, нашим тоже повода начать как можно быстрее не было. Но почему-то сроки для подготовки были выделены минимальные. А скорее нереальные. Тот же самый Петергофский десант — собрали по всем закоулкам береговых частей флота людей, которым не то, что подготовиться к сложнейшей операции (а это не профессиональные морпехи, а люди вообще без боевого опыта) не дали, но даже и познакомиться толком было некогда.
Личное же вмешательство Жукова привело к тому, что артиллерийской поддержки флота не было. Впрочем, и артиллерия, и авиация, никакой координации не имели с наступающими и с десантами, потому при обстреле и бомбёжке старались главное не попасть в своих. Вместо слаженных действий все участники вели свою войну. Пехота наступала, десанты высаживались в разное время, артиллерия флота куда-то стреляла, а лётчики куда-то бомбили подальше от берега. Танки же вообще прибыли на исходное, когда наступление кончилось, а немцы добивали последний из высадившихся десантов в Стрельне. В результате и танки угробили. Упоминать о том, что вообще никаких целей достигнуто не было, кроме проявленного героизма погибших десантов, видимо нет смысла.
Комментарии 3