Неадекватность некоторых комментариев от читателей порой просто поражает. Особенно это заметно в материалах, когда ты указываешь на неправильность каких-то цифр или фактов. И не просто указываешь, а ещё приводишь доказательства неправильности. Конечно, приведённые мною данные не то, что можно, нужно оспаривать и я буду рад получению любой информации. Но насколько нелепо выглядит, когда тебе в качестве «доказательства» приводят то же самое, что ты в своей статье опровергаешь. Не это ли пример человеческой глупости?
Впрочем, как я понял, любые материалы, в которых содержится что-то новое, надо повторять не раз в разных вариантах, дабы донести свою мысль до читателя. Да и то не всякого, ибо у многих подход практически религиозный — прочитал что-то, это что-то понравилось, и отныне всё, что противоречит является ересью, в которую человек не верит. Не верит просто потому, что не верит. Понравилась мысль о том, что Земля стоит на трёх слонах, и любые доказательства, что планета наша — шарик, уже побоку, ибо Вера сильнее, её никто не может поколебать.
Но давайте про то, о чём ещё сказано в заголовке.
Как вы, наверное, догадываетесь, речь идёт об утверждении, что Ленинград в Блокаду можно было бы накормить запросто, если осенью 1941 года для этого задействовали огромный флот, который имелся в распоряжении Северо-Западного пароходства. Но злые коммунистические вожди не давали снабжать Ленинград. Степень злости коммунистических вождей вопрос умозрительный, и что было в их головах мы не знаем, ибо (цитирую) голова предмет тёмный и исследованию не подлежит. И дабы не копаться в чужих мозгах, давайте мы спустимся на грешную землю и попробуем разобраться ещё раз в очень простых и поддающихся осмыслению и даже подсчёту вещах.
Как утверждает ряд авторов, из которых я запомнил только Марка Солонина, для снабжения Ленинграда имелось около девятисот судов, способных перевезти около пятисот тысяч тонн грузов. Цифра эта действительно правильная, я могу даже уточнить, что перед войной в составе Северо-Западного речного пароходства имелось 232 буксирных судна и 960 несамоходных плавсредств (общей грузоподъёмностью 420 тыс. т), а также 39 грузопассажирских и 28 служебно-вспомогательных судов. А с учётом Беломорско-Онежского и Шекснинского пароходств, и вообще получается 498 самоходных и 1327 несамоходных судов, грузоподъёмностью свыше 615 тыс. т.
Цифры внушительные, но есть нюанс.
Во-первых, эти суда использовались не только для снабжения Ленинграда, а были разбросаны по всему северо-западу.
Во-вторых, очень много плавстредств было передано военным, причём, и не только, для использования в вооружённом виде, но и просто для перевозки грузов.
Но самое главное, что дело не в количестве судов, а в отсутствии путей для них.
Хочу напомнить один маленький факт для Марка Солонина и иже с ним, который они стараются не замечать, ибо он нарушает их «теории». Как только транспортное сообщение с Ленинградом по суше было прервано, а это произошло не 8 сентября, а раньше — 28 августа, то все силы были брошены на снабжение города именно речным транспортом. Все суда, которые можно было вернуть из числа переданных военным — вернули, и стали готовить существенное увеличение перевозок грузов в Ленинград речными судами. То есть ни о каком отказе от снабжения не было, а всё с точностью до наоборот. Другое дело, что все планы по увеличению потока речных судов оказались бесполезны — немцы 8 сентября заняли Шлиссельбург и снабжение по Неве было прервано. Но надо напомнить, что оно было прервано не только по Неве, а вообще.
Ибо никакого снабжения Ленинграда по Ладожскому озеру не было от слова вообще. Чего Марк Солонин и другие просто, видимо, не потрудились выяснить. Суда в Ленинград шли по Неве, в Неву они попадали из Старо-Ладожского или Ново-Ладожского канала, а в канал из реки Волхов.
Я думаю любой грамотный человек сообразит, что деревянная несамоходная баржа, в которых грузы перевозят по рекам, намного дешевле судов, предназначенных для движения по водным просторам. И город Ленинград по Неве снабжали именно такими баржами. И были их действительно сотни. Однако люди, хоть немного что-то знающие про моря и океаны, про шторма и ураганы, сами поймут, что такую плоскодонную баржу даже невысокая волна перевернёт и утопит. Как я понял, Марк Солонин отрицает сам факт штормов на Ладоге. Оно и понятно, нельзя же знать всё и обо всём, даже если берёшься писать об этом.
Мне вот в ранней юности довелось оказаться на катере, который попал во внезапный шторм на Ладоге (увы, штормы часто налетают внезапно). И почти целый день нам пришлось бороться с огромными волнами, вполовину заслоняющими небо, чтобы они не выкинули нас на берег, состоящий из отвесных скал. В тот день я точно родился ещё раз, хотя об этом просто некогда было думать. Впрочем, это мои личные впечатления, но есть же масса справочников, которые расскажут любому интересующемуся, что шторма на Ладоге весьма сильные, и особенно осенью. Можно даже выяснить, что треть октября 1941 года суда вообще не выходили на озеро из очень сильных штурмов. Вообще никакие суда.
Наверняка кто-то сразу скажет, что это всё ерунда, отговорки и озеро, даже такое большое — не Тихий океан. И надо было использовать всё, что имелось. И собственно говоря будет прав. Ибо наши деды так и поступили. Всего к осени 1941 года на Ладоге имелось 5 озёрных буксира и 29 озёрных барж. Этого было мало, тем более что баржи были небольшие — на 300-400 тонн груза. Потому решили использовать и баржи речные — самые исправные и надёжные. С первого дня (11 сентября) до 18 сентября шторма потопили минимум 16 барж (это те, про которые есть конкретная информация, но, видимо, было больше). Слава богу, четыре точно утонули у самого берега, и какую-то часть грузов люди вытащили из ледяной воды. Однако 17 сентября шторм утопил баржу на которой эвакуировали 300 ленинградцев. А 18 сентября шторм утопил две баржи, направляющиеся в Ленинград, с мукой и 520 бойцами.
Если посчитать все баржи, то для перевозок осенью 1941 года смогли использовать 43 деревянные и 4 металлические сухогрузные, а также 2 деревянные нефтеналивные баржи. За время перевозок тогда затонуло 46.
Кроме барж были ещё и пароходы на Ладоге, правда не очень большие. До войны их было четыре, привлекли вроде ещё два. За сентябрь и октябрь от штормов потонула пять, Продовольствие тогда перевозили вообще всем, что могли найти — даже канонерками Ладожской флотилии (на них же вывозили эвакуированных после трагедий с баржами).
Словом, если собрать всю информацию, то получается, что люди сделали не только всё, что смогли. Они сделали даже больше, чем было возможно. И уж точно не найти, чтобы кто-то вставлял какие-то препоны или не было приказать доставлять продовольствие в Ленинград.
Кажется, у Солонина я прочитал «железный довод» — дескать, когда Сталин захотел, то в 1942 году по Ладоге суда перевозили множество грузов. Но этот факт как раз говорит об обратном. Ибо к лету 1942 года был построен целый флот судов, способных ходить по Ладоге. И были построены внушительные портовые сооружения, ибо перевезти груз через озеро — это половина дела, поскольку ещё надо разгрузить. А никаких причалов на западном берегу осенью 1941 года Ладоги не было.
И ничего этого бы не было, если бы строить не начали ещё в сентябре 1941 года. На Волхове стали строить завод по производству озёрных барж, а на берегу причалы. А для строительства собрали все силы. И местных жителей, и даже с фронта войска снимали.
И это было не просто. Во время строительства портовых сооружений немецкие самолёты потопили наш плавучий кран, погиб человек. Про Люфтваффе тоже не надо забывать, они хоть и не тучами, и не каждый день, но свою лепту вносили. Так вот про кран. Его же надо было из Ленинграда привезти. Сначала разобрать, потом доставить на берег, там снова собрать. Это ведь тоже само собой не сделается. И так по каждому пункту.
Я, конечно, понимаю авторов, которые «оседлали» столь «горячую» тему, способную собрать множество читателей. Однако, как мне кажется, с вопросами истории надо быть очень осторожными и не допустить ошибок. А то будет как с Резуном и его «автострадными танками» и прочими откровенными глупостями. Конечно, ему и сейчас кто-то верит, но подавляющее большинство тех, кто начал было читать, а потом стал задумываться, сильно сменили отношение.
Может, конечно, и я где-то ошибаюсь, но вроде бы по теме перевозок через Ладогу очень много данных, причём речь про статистику, скучную и многим не интересную. Однако если у кого-то есть факты, тем более в виде документов, который в чём-то опровергают изображённую мною картину, я буду рад внести поправки.
Пока же на этом завершаю, рекомендую ещё вам статью:
В чём же был неправ Резун
Комментарии 27
И через Ладогу плавучий кран бы перейти не смог, у него мореходность и по рекам-то не особо позволяет разгуливать. Так что...
То, что вся техника была из Ленинграда на строительстве в Морье -- это известно. Как перевозили? Точно не знаю, но доставляли и более крупные грузы по железной дороге.
По ж/д даже торпедные катера перевозили и много чего ещё.
А Волхов даже если сверхглубоководный, то от этого морем не станет.