С одной стороны, про Погостье теперь слышали многие. Но если взглянуть более серьёзно, то в основном вся информация об этом месте сугубо эмоциональная. Поскольку основным источником информации служит художественное произведение. Написанное талантливо и непосредственным участником событий. Однако, сколь внимательно не изучай книгу Никулина, ничего хоть сколько-нибудь конкретного из неё о тех события извлечь нельзя.
Мало того, если рассматривать хоть какие-то упоминания о конкретных событиях — про стрелковый корпус, вятских мужичков, моряков, то это всё совершенно не стыкуется с реальными событиями. Да оно и понятно — Никулин был рядовым участником событий, да и служил не в пехоте, а в артполку, что тоже играет роль. Но критиковать его нет ни малейшего желания, своим талантливым изложением собственных личных впечатлений, он многих заинтересовал событиями. А они, события, того стоили.
То, что называют боями за Погостье в некотором роде противоречиво.
Хотя основным местом боёв являлась станция и крохотный посёлок, в целом боевые действия развернулись на довольно обширном пространстве. И более главным «действующим лицом» стала железнодорожная насыпь, которая составляла основу немецкой обороны и которую наши войска пытались преодолеть на всём её протяжении. При этом, если преодолеть саму насыпь иногда удавалось (оборона немцев была не настолько сплошной), то наши части оказывались отрезанными. И бои шли по обе стороны насыпи — с нашей стороны и с немецкой. Там — на немецкой стороне, и мой дед получил ранение, после которого пропал без вести.
Впрочем, насыпь удалось преодолеть в итоге, Погостьем овладели, и бои продолжались уже дальше. Но при этом само Погостье осталось в досягаемости немецкой артиллерии.
Мало кто знает, что, хотя сами бои за Погостье вроде были совсем небольшими по масштабу и, казалось бы, их вообще можно отнести к боям местного значения, они имели огромное стратегическое значение. Это объясняется характером местности. В тех краях сплошные болота или непроходимые чащи, потому каждая тропинка имеет важное значение. Если бы нашим войскам удалось овладеть сходу Погостьем и развить наступление, то это прямая и удобная дорога на Тосно или Любань, а это в свою очередь важный момент для прорыва Блокады.
Ещё меньше известно, что операция у Погостья — это попытка прорываться навстречу 2-й ударной армии. И кабы это удалось, и войска, наступающие от Погостья встретились с частями Власова, то картина была бы совсем иной — в тяжелейшем положении оказались немцы, а Блокаду появился реальный шанс прорвать. Кстати, упоминаемый Никулины некий стрелковый корпус, который вроде как провёл решающее наступление — это 4-й гвардейский корпус (других корпусов в том районе вообще не было), который как раз был переброшен уже после овладения Погостьем (в марте) для наступления на Любань и соединение со 2-й ударной армией.
И ещё один момент. Погостье — конечно, место страшное и полегло там людей множество. Но создаётся у многих ощущение, что это что-то необычное для фронта, нечто особенно исключительное. Увы, но на самом деле бои под Погостьем — самые обычные и едва ли самые страшные. Даже рядом у Синявинских высот было ничуть не лучше. А если вспомнить отчёты о провальном наступлении Рокоссовского под Сталинградом, когда целые дивизии не возвращалась из наступления, то, там явно было не легче, чем у Погостья. Просто масштабы были другие — гибли целые армии.
Понятно, что всё написанное — это лишь слова. Но я всё это написали лишь для того, чтобы предложить вам познакомиться с битвой у Погостья ближе. Я очень подробно изучал те события (по дням, а иногда и по часам) и хочу поделиться результатами найденного.
Есть целая
подборка статей, которые рекомендую вашему вниманию.
Комментарии 59
А уж в тыловых ещё больше. У немцев на дивизию было около 4 тыс. без оружия, если не путаю.
У немцев? Да, на 22 июня по штатам укомплектованы. Включая запасные части.