Меня попросили сразу несколько читателей прокомментировать интервью Марка Солонина, в котором он приводит убедительные доводы, что Блокады не было, а вся беда Ленинграда в том, что Сталин сотоварищи не хотели снабжать город.
Надо сказать, что высказывания гражданина Солонина выглядят вроде бы убедительно, если не начать проверять приводимые им цифры и факты. Что он, кстати, сам рекомендует делать, явно надеясь, что никто не станет.
Вопрос снабжения Ленинграда в Блокаду я постарался изучить довольно подробно и без всяких разоблачителей, поэтому особых сложностей прокомментировать приводимые Солонинным цифры и факты не возникло.
Я уже писал статью по поводу его утверждений, что из Ленинграда перед Блокадой чуть ли не сознательно вывозили продукты — сие утверждение опровергается приводимым им же документом, потому на этом вопросе останавливаться не будем.
Давайте посмотрим другие темы. В частности:
Повторю ещё раз — транспортной блокады не было. В этом нетрудно убедиться, достаточно посмотреть на карту. Были перерезаны железные дороги, идущие к Ленинграду с юга. Но оставались свободны 60 километров берега Ладожского озера, от этого берега до большой земли — 30 километров по воде, если идти к ближайшей точке, посёлку Кобона. Если идти в Новую Ладогу — 100 километров, туда поначалу и шли, потому что там была железная дорога.
Тут как-то сразу возникает фраза о том, что ленинградцам нужен хлеб, а не километры берега. Ибо есть они километры не могут.
На всём западном берегу Ладоги, который у нас оставался, имелась только одна (!) небольшая пристань в Осиновце, но там не могли разгрузить судно (одно), способное перевести хотя бы 100 тонн грузов. Чтобы использовать Ладожское озеро для снабжения надо было построить всю необходимую инфраструктуру. Её и построят к навигации 1942 года.
Новая Ладога не случайно считается самым древним городом на территории нынешней России. То есть судоходству по Ладожскому озеру тысячи лет. В XIX веке по Ладоге было уже регулярное пароходное сообщение. Сомнения в том, что по Ладоге можно плавать, появились только после того, как несколько авторов, включая меня, обратили внимание на то, что Блокады не было
Судоходство по Ладоге и снабжение водным транспортом Ленинграда не имеет ничего общего. Снабжение города проводилось речным транспортом, для чего ещё в начале XVIII века был построен 117-километровый канал, именуемый Петровским или Староладожским. Канал соединяет реки Волхов и Неву. А в конце того же века был построен Новоладожский канал. И всё снабжение шло именно через канал, поскольку речные баржи по Ладоге ходить просто не могли.
… за время навигации летом-осенью 1942 года по Ладожскому озеру перевезли в двух направлениях 1,1 миллиона тонн грузов. В Ленинград было доставлено 790 тысяч тонн, что в тринадцать раз больше грузопотока навигации 1941 года.
Сей факт лишь показывает, что снабжением города занимались всерьёз. Ибо очень высокими темпами была создана портовая структура на обоих берегах озера, созданы пути подъезда, когда суда загружались и разгружались в вагоны прямо на причалах, был построен целый флот судов, способных перевозить грузы через Ладогу. Кстати, первый завод по постройке озёрных барж, который ещё в сентябре 1941 года начали строить, немцы разрушили во время наступления на Тихвин.
Если идти в Новую Ладогу — 100 километров, туда поначалу и шли, потому что там была железная дорога. Потом подтянули ветку и к Кобоне. В любом случае, самая тихоходная баржа проходит это расстояние за одну длинную осеннюю ночь.
Путь баржи через озеро занимал 14-18 часов, а на один полный рейс, с учётом погрузки и разгрузки, планировалось четверо суток, но реально могло уходить больше недели — из-за погоды и сложностей погрузки и разгрузки. Есть примеры, когда суда по несколько дней не могли из-за шторма подойти к берегу и разгрузиться.
… когда руководство страны приняло решение, что Ленинград надо снабжать, выяснилось, что ладожская волна самая обыкновенная. Она ничуть не страшнее, чем волна Северной Атлантики, через которую американцы привезли в Мурманск порядка 5 миллионов тонн грузов.
Сразу видно, что человек не попадал в шторм на Ладоге. Кстати, в октябре 1941 года десять дней по Ладоге вообще не могли ходить никакие суда из-за сильных штурмов, которые в то время — обычное явление. То есть треть времени снабжение было невозможно.
За время перевозок осенью 1941 года во время штормов затонуло 5 пароходов и 46 барж. Немного? А если учесть, что всего для перевозок тогда смогли задействовать 49 барж? Из которых только 29 могли ходить по Ладоге, но, разумеется, когда не было шторма (причём грузоподъёмность тех озёрных барж была невысока — 300-400 тонн). Наверное, трудно понять людям далёким от темы, что такое тянуть буксиром баржу в шторм, а они на Ладоге очень даже сильные осенью. А если ещё баржа речная и даже при слабом волнении может перевернуться?
Для справки — первые две баржи, прибывшие в Осиновец 11 сентября, затонули из-за шторма, прежде, чем их успели разгрузить. На следующий день были разбиты штормом ещё две баржи. Слава богу, что это происходило у берега и из ледяной воды часть груза смогли спасти. С 14 по 18 сентября в Осиновце штормом были разбиты 12 барж.
После того, как 17 сентября в шторм затонула баржа с 300 эвакуированными жителями, людей через Ладогу перевозили только буксирами или военным кораблями. Кстати, в 1941 году почти все военные корабли Ладожской флотилии отправили доставлять грузы, но даже самые крупные канонерки брали очень мало.
Мы с вами говорим о снабжении не посёлка в пустыне, а крупнейшего индустриального центра страны. В частности — крупнейшего судостроительного центра.
Тут я не очень понял, что конкретно имел в виду Солонин — строительство порта в Осиновце или постройку судов.
По поводу первого, можно смело сказать, что сделали всё, что могли — даже с фронта снимались инженерные части для строительства портовой структуры и путей подвоза на западном берегу Ладоги. И построили максимально быстро, но, надо учитывать, что и навигация быстро закончилась.
А вот встречающийся часто вопрос о том, что почему действительно крупный судостроительный центр не мог построить достаточно судов для снабжения города, вызывает элементарное недоумение. Наверное, в блокадном Ленинграде ударными темпами даже авианосец бы построили, если это могло спасти жизни людей. Вопрос лишь в том, как баржи и другие суда на Ладогу доставить. По Неве — невозможно (надеюсь не нужно объяснять почему), а по суше 1000-тонные баржи дотащить до берега Ладоги —- так дешевле строить на Волхове новые заводы, что и сделали.
В течение октября вызрело понимание, что удержать город возможно, что измотанная беспрерывными боями и походами от Прибалтики до Ленинграда немецкая пехота не может больше наступать. Вот после этого и начался второй акт трагедии — история спасения Ленинграда.
Тут по цитате не совсем понятно, но речь идёт, видимо, о том, что Сталин лишь в октябре начал предпринимать какие-то меры по снабжению Ленинграда.
Но тут Солонин противоречит сам себе, ибо в другом месте сам пишет, что уже к концу сентября в Осиновце были построены и начали работать первые причалы. К этому можно добавить, что до постройки причалов для разгрузки использовали причалы импровизированные — из затопленных барж. Как я уже написал выше, первые суда прибыли в Осиновец 11 сентября. В сентябре начали строить завод по производству специальных барж для снабжения Ленинграда.
Само по себе заявление, что только в октябре стало понятно, что Ленинград можно удержать — вообще неграмотное. Активные боевые действия прекратились в сентябре и всё последующее время советские войска проводили операции по прорыву Блокады. Напомню, что первая из этих операций началась ещё до того, как немцы взяли Шлиссельбург.
Словом, подобное утверждение звучит по меньшей мере странно. Ладно бы ещё в советское время, когда мы не знали бо́льшую часть истории войны, но сегодня…
***
Можно, конечно, ещё продолжить, но количество критических замечаний уже, на мой взгляд, достаточно, чтобы отправить «на доработку». Автору идеи, видимо, очень понравилась сенсационная тема о том, что с Блокадой было всё очень не так, и он поспешил принять её за истину, не изучив глубже. И это при том, что вся информация была доступна даже в советское время, кроме, конечно, потерь эвакуируемого населения.
В этом мне гражданин Солонин очень напоминает другого любителя сенсаций — Резуна-Суворова. Тот, сделав из доступной ему информации выводы, совершенно противоположные реальной картине, стал, по сути, заложником своей идеи. И, в результате, вынужден теперь подгонять и интерпретировать всё, что возможно, в свою канву, а то, что не вписывается — не замечать и умалчивать.
Не очень понимаю, почему вдруг так некоторые авторы ополчились на Блокаду в своём неудержимом желании ещё в чём-то обвинить коммунистов. В принципе, если есть такое желание и столь сильно неймётся, то можно отыскать действительно что-то серьёзное, и, главное, достоверное. А не то, что даже опровергать — не надо сильно напрягаться.
На этом всё, а вам ещё рекомендую статью:
Ошибка Резуна-Суворова, которую никто не заметил
Комментарии 71
Кстати, я уже писал статью о споре Исаева и Солонина про сражение у Алитус... так вот там Солонин очень странно "цитирует" ЖБД и находит то, чего нет
Обсуждать Алитус -- тут не по теме, я привёл как пример.
А вот то, что Солонин пишет явную чушь про Блокаду -- это уже серьёзно