Один из моих читателей обратился с вопросом о потерях в Висло-Одерской операции. Располагал он лишь советскими данными, в которых указано, что немцы потеряли от 665 до 735 тысяч человек, из которых 150 тысяч взято в плен.
В советское время о наших потерях, конечно, не сообщалось, но сегодня они доступны и составляют 43 251 убитых и пропавших без вести, 149 874 человек потери санитарные, а всего 193 125 человек. К этом надо добавить потери польских войск — 225 убитых и пропавших без вести, 841 санитарных, всего 1066 человек.
Об итогах операции в 5-томнике «История Великой Отечественной войны» написано:
В ходе операции советские войска уничтожили 35 вражеских дивизий и нанесли потери свыше 60—75 процентов другим 25 дивизиям. Они вынудили гитлеровское командование перебросить на центральное направление советско-германского фронта дополнительно около 40 дивизий и большое количество боевой техники с западного и итальянского фронтов, из своего резерва и с других участков советско-германского фронта.
По данным штабов 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, советские войска в ходе Висло-Одерской операции взяли в плен более 147400 солдат и офицеров, захватили в качестве трофеев 1377 танков и самоходных установок, 8280 орудий разных калибров, 5707 миномётов, 19490 пулеметов, 1360 самолётов и много другой техники.
К сожалению, данную операцию я не изучал подробно, и если и упоминал, то скорее в связи с Арденнской операций немцев. Речь про известный миф о том, что после начала немецкого наступления в Арденнах, англо-американцы оказались в настолько тяжёлом положении, что Черчилль лично писал Сталину с просьбой о помощи. И хотя Черчилль действительно в январе 1945 года несколько раз писал Сталину, но в письмах своих он как раз сообщал, что в Арденнах ситуация беспокойства не вызывает. Что и понятно, в январе немецкое наступление уже совсем прекратилось и наступали как раз союзники.
Впрочем, это я отвлёкся.
Конечно, проводить серьёзное исследование данной операции в рамках небольшой заметки я и не буду пытаться, но давайте попробуем посмотреть данные о немецких потерях, раз советские нам известны.
Для начала давайте уточним, что согласно расписанию Вермахта, к началу советского наступления в составе 9-й и 17-й полевых, и 4-й танковой армий, а также армейской группы Хейнрици было 48 соединений — немецких и венгерских дивизий и бригад. Это несколько меньше, чем Красная Армия разгромила и уничтожила. Хотя, конечно, немецкое командование перебрасывало дополнительные силы, чтобы сдержать советское наступление, но количество уничтоженных дивизий выглядит явно чрезмерным. Впрочем, с уничтоженными дивизиями у советских историков всегда фантазия била через край.
Но давайте посмотрим потери Вермахта по 10-дневным сводкам. Раз операция официально длилась с 12 января по 3 февраля, давайте просто посмотрим данные с 10 января по 10 февраля. С 11 по 20 потери группы армий «А» (она же группа «Центр») составили 530 убитых, 2835 раненых и 242 пропавших без вести. В следующую декаду января потери были уже 2406 убитых, 10413 раненых и 5361 пропавших без вести. В первую декаду февраля (теперь уже) потери составили 4553 убитыми, 22653 раненых и 13204 пропавших без вести. Но будет правильнее учесть в феврале и потери группы армий «Висла», по которым есть данные только по 2-й армии — 1147 убитых, 11437 раненых и 3185 пропавших без вести.
По 9-й армии точных данных нет, надо изучать. Но в любом случае мы имеем общую цифру (без 9-й армии в феврале) в 8636 убитых, 47356 раненых и 10108 пропавших без вести. Цифра огромная, учитывая первоначальную численность немецких войск. Мы не учли 9-ю армию, но зато по 2-й дали цифры за десять дней, а не за три, так что порядок цифр едва ли сильно отличается. То есть можно считать, что потери боевых частей составили не менее 70 тысяч человек.
Возникает вполне резонный вопрос, можно ли было советским войскам захватить 147 400 пленных. Ибо если на рассказы про сотни тысяч убитых и раненых не стоит обращать внимание, кто бы не сообщал — мы, немцы, американцы и даже зулусы, то к заявляемому количеству пленных стоит относиться внимательно. Ибо пленных как раз считают по головам, на них паёк положен, так что, тут статистика более внушает доверие.
Так вот, количество пленных может даже в разы превышать число боевых частей. Примером тому Сталинград, где столько всяких разных тыловых, транспортных, обслуживающих частей и подразделений было, что список на две страницы не влезал. А ведь тыловики часто и не сражаются даже в окружении (у них просто нет оружия), зато в плен попадают наравне со всеми.
Учитывая характер Висло-Одерской операции, стремительное наступление Красной Армии, при котором гарнизоны городов не успевали отступить, в окружение попадали разные тыловые, учебные, запасные части, в плен могли попасть действительно больше сотни тысяч человек. Тем более, что кроме личного состава военных частей (в том числе и ополчения), пленными оказывались все, кто служили в полиции и административных органах, а скорее всего и вообще все мужчины и немало женщин.
Но, повторюсь, это всё навскидку из данных, что есть под рукой. Конечно, тему надо изучать всерьёз и потом уже делать выводы.
Вот и всё, что могу сказать. Ещё порекомендую статью почитать:
Почему так сложно сосчитать потери
Комментарии 44
А англичане знали заранее о большом контрнаступлении, но решили не предупреждать армию США ( так выгодней).
А про то, что к немецкому наступлению готовились в американских штабах, написано практически в любом источнике. Читать не пробовали? Или языкам не обучены?
Есть документы, считающиеся первоисточниками. В нашем случае это боевые документы. Но и в них надо понимать, что есть информация, которой не следует безоговорочно доверять. В частности, информация о потерях противника, о захваченных трофеях, просто по объективным причинам бывает ошибочна.
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой".