Советская эпоха отличалась тем, что было очень много показухи, при весьма скромных реальных успехах. До сих пор находятся те, кто верит в большие достижения, не понимая, что главным «достижением» стало создание одной из самых неэффективных экономик в мире.
На примере оборонки это видно особенно хорошо, и сегодня я хочу рассмотреть наши «успехи» в производстве танков и другой бронетехники. Делаю я это не для того, чтобы ещё раз пнуть советскую власть (не заслуживает того), а чтобы разобраться в вопросе, который, уверен, интересует многих — почему такой дорогой ценой далась Победа, почему немцы дошли до Ленинграда и Москвы, до Волги и Кавказа, почему за одного убитого немцы мы клали троих, а то и больше? И все возражение в стиле номыжепобедили — это лишь попытка спрятаться от неудобных вопросов, а такое действие приводит лишь к повторению прошлых ошибок, только в ещё большем размере. Победить мы, конечно, победили. Но ведь победы бывают разные. Бывают и такие, что по итогам всем немногим выживших бойцам дают ордена, а командира расстреливают.
Так вот про танки. С одной стороны, нам уж точно есть чем гордиться, ибо к началу войны в СССР танков было больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. И это не красивая фраза. Я посчитал, что к июню 1941 года во всех странах мира было 19-20 тысяч танков и боевых машин на их базе. Тогда как в РККА (без учёта войск НКВД) имелось 25 482 танка и САУ.
Однако есть и другие цифры интересные. На 28 апреля 1941 года из госзаказа в 40 438 танков было произведено только 28 180 машин. В том числе по тяжёлым танкам госзаказ был 1 441 танк, а выпустили промышленность 459 машин.
Причём, эти цифры по госзаказу ещё вызывают некоторое сомнение.
Хотя бы на примере Сталинградского тракторного завода. Сама история его крайне интересна. Его преподносили, как первый советский тракторный завод, который построили в сжатые сроки благодаря героическому труду наших рабочих, в первую очередь коммунистов и комсомольцев. Но вообще-то интереснее то, что завод полностью построили в США, потом разобрали, перевезли на берега Волги, где американские инженеры его собрали за шесть месяцев и в 1930 году запустили в строй.
Конечно, хоть завод и назывался тракторным, но основное его назначение — танки. И нетрудно найти упоминания, что в 1934-35 годах Сталинградский тракторный должен был выдавать 10 тысяч танков Т-26 в год. Понятно, что даже и близко такого количество не выпустили. Но ведь цифра в 10 тысяч была не с потолка, хотя такое было бы не особо удивительно. Завод построили американцы, у предприятия была заданная производительность по выпуску разной продукции. Отсюда и цифры. Но в результате, завод на плановый выход продукции не выходил. Точнее выходил, но планы были уже другие, пониже. Которые, всё равно не выполнялись, как можно увидеть из доступных ныне данных.
Что не мешало устраивать митинги, на которых поздравлять очередных стахановцев с перевыполнением норм на сколько угодно процентов. Никто же этих норм не знал, потому некоторые даже верили. Знало начальство, которое вызывали на ковёр и ставили в неприличную позу (хорошо если не к стенке).
Если ориентироваться на то, что один лишь Сталинградский завод должен был в середине 30-х годов производить по 10 тысяч танков в год, то общая цифра госзаказа в 40 тысяч танков за 10 лет выглядит существенно заниженной.
Есть правда другие цифры. Например, есть со ссылкой на документы Госплана вот такая информация о планах по выпуску в 1934 году танков:
Ленинград: Т-26 — 5000 и Т-28 — 200.
Москва: Т-37 — 5000.
Горький: Т-37 — 8000.
Выкса: бронемашины — 2000.
Харьков: БТ — 4000 и Т-35 — 100.
Сталинград: Т-26 — 6500.
Всего 30 800 танков и бронемашин.
Наверное, и эти цифры не с потолка брались, тем более, что широкой публике они были недоступны. И понятно, что даже близко к таким показателям не подошли не только за год, но и за пятилетку.
Для справки, вот цифры по выпуску и закупкам танков и САУ в 30-е годы:
Комментарии 122