А вот ещё один миф появился уже после развала СССР. Точнее, он существовал и ранее, но не выходил за пределы коммунальных кухонь. Речь о том, что Жуков смог остановить отступление наших войск под Ленинградом лишь массовыми расстрелами. А затем и гнал войска в атаку, поставив позади заградотряды. В доказательство приводят приказы Жукова, где действительно много угроз расстрела.
Но. Сколь внимательно я не изучал документы периода пребывания Жукова во главе Ленинградского фронта, я не нашёл ни одного боя, в котором даже потенциально могли бы остановить бегущих пулемётами. Случаев, когда наши части бежали, или, более деликатно выражаясь, беспорядочно отступали найти не так сложно, но во всех ситуациях точно не было никаких сдерживающих заградотрядов. Да и в целом невозможно обнаружить хоть какие-то формирования, которые бы создали при Жукове, чтобы они могли выполнять функции заградотрядов. При том, что уже после того, как Жуков возглавил фронт, наши войска отступали в сторону Петергофа, а Жданов и Жуков забрасывали командования требования держать оборону и грозили расстрелами. Но расстрелов так и не было, а Петергоф немцы взяли, как и планировали.
Теперь давайте перейдём к битве за Москву. Есть там интересный эпизод, когда Жуков разъезжает по дорогам и пытается выяснить обстановку. Я бы смело предположил, что это выдумка — слишком уж похоже на дешёвый сериал, но существует видеозапись интервью Жукова, в котором он всё тоже самое пересказывает лично. Сам факт рассказанного в интервью, полным подтверждением, конечно, считать нельзя. Тем более, что в книге и интервью есть откровенные нестыковки. И с фамилией встреченного полковника-танкиста, знакомого Жукову по Халхин-Голу, который никогда под Москвой не воевал. И ситуация по маршруту Жукова сильно отличалась, если судить по документам того времени. А вот документальных подтверждений тому, что Жуков действительно ездил по дороге из Юхнова в Малоярославец найти не удаётся.
С битвой за Москву связан и ещё один яркий эпизод, описанный в книге и показанный в кинофильмах. Когда лично Сталин звонит Жукова и между ними происходит весьма пафосный разговор на тему, а сможем ли мы удержать Москву. Сам по себе такой разговор годится лишь для дешёвых сериалов, но, главное, что содержание (упоминаются конкретные войска) очень сильно не стыкуется с реальной обстановкой. И, скорее всего, стоит списать эту историю к выдуманным.
Есть и ещё один миф, который в книге не отражён, до и сам Жуков там лишь второстепенное лицо. Это рассказ о том, как где-то и когда-то прорвались немецкие танки на Москву, и Жуков, чтобы остановить это наступление, остановил проходивший стрелковый полк, который ещё и оказался «случайно» сибирским и тут же посадил полк в самолёты (которые тоже вдруг оказались рядом и готовы к вылету), а потом «сибирцы» без парашютов прыгали с самолётов в снег и т.д. Особо трогательно в том рассказе выглядит то, что Жуков, лично провожая самолёты на краю аэродрома, сжимал на груди икону, которую, оказывается, всю войну носил не снимая. Понятно, что эта история уже на уровне детского сада, но про икону как-то особенно нелепо.
Ну и нельзя, конечно, пройти мимо Сталинградской битвы. С историей о том, как Жуков, буквально на ходу, в кабинете Сталина придумал «другое решение», которое заключалось в том, чтобы окружить всю армию Паулюса в Сталинграде. И уже на следующий день принёс Сталину готовый план наступления, который тот и подписал. При этом называются точные даты, 12 и 13 сентября 1942 года. И тут дело даже не в том, что этого плана с подписью Сталина никто никогда не видел. Да и сам Жуков в эти дни находился в Сталинграде, если верить документам, а по журналу посещение кабинета Сталина уж он точно не упоминается.
Всё дело в том, что Жуков и в сентябре, и в октябре уже проводил те самые операции по окружению, только они ничего кроме потерь не дали, а потому были старательно забыты советскими историками.
И Юго-Западный фронт, который якобы предложил Жуков, создал был для совсем другой операции. А план «Уран» появился уже после того, как войска Жукова и Рокоссовского провалили очередное наступление под Сталинградом. Словом, слишком много сейчас стало известно фактов про Сталинградскую битвы, которые говорят, что вся история с «другим решением» — полная выдумка. Видимо, авторы хотели как-то привязать Жукова к успеху в Сталинградской битве, а не рассказывать про его неудачи под Ржевом. Отсюда и выдумки про отвлекающее наступление под Ржевом.
Комментарии 87
Я вот к примеру после нашего псевдо наступления на Харьков в 42 году, считаю что такая авантюра как упреждающий удар по Вермахту до 22 июня 41, кончилась бы для РККА полностью катастрофически для нас со всеми последствиями уже на мировой арене где мы бы оказались не только в изоляции от какой либо экономической и политической помощи, но и их уже коллективного сотрудничества в нашем полном разгроме.
В чём разница между оборонительным и наступательным планом?
А нападение на другую страну когда боевые действия начинаются с пересечением границы другой стороны по моему мнению является нападением, а не подгонкой нужных и удобных для своей стороны определений упреждающего удара или же примитивных действий как их не назови.
Вопрос о результатах и последствиях не имеет никакого значения приведения наших планов в действие не имеет никакого отношения к теме
Но обсуждение уже давно ушло в другую сторону.
И не я один здесь увод в сторону обсуждаю!
Что ж вы сразу вчера ещё не кого не хотели оставить в этом?
Большинства нет не того не другого отсюда вопрос кому верить?