Такое явление, как огромный политаппарат в армии — это сугубо наше. Ни одна страна в мире не могла себе позволить держать такое большое число людей в армии, которые прямой пользы в военных действиях не приносили... и вопрос, приносили ли пользу вообще.
Собственно, в данном вопросе армия была лишь отражением всей страны в целом. Хочу напомнить, что Советский Союз представлял собой жёсткую диктатуру, где вся полнота власти принадлежала партии (точнее партийной верхушке) и никаких вариантов изменения властной структуры не было предусмотрено. Мало того, любые попытки что-то сменить в системе жёстко пресекались.
Правда, существовали чисто декоративные структуры официальной власти в виде советов народных депутатов. Тут не могу не вспомнить свою комсомольскую молодость, когда нам из райкома спустили разнарядку — отобрать из наших студентов девушку (пол, возраст, национальность, место рождения и много чего ещё было указано), которую «выберут» в депутаты райсовета. Кому-то может показаться абсурдом, но именно так и выбирали депутатов на всех уровнях. А сами выборы этих депутатов происходили в варианте — одна фамилия в бюллетене. То есть, теоретически можно было бы проголосовать «против» и за это даже ничего бы не было плохого, но сие действие никак не могло повлиять на результаты «выборов».
Вооружённые силы же в любом государстве — институт наиважнейший, и работать он должен только в интересах власти. А стало быть надзор за ним должен быть очень строгий. Так что появление в Красной Армии института комиссаров — явление вполне естественное на фоне всего прочего. И говорить тут о двоевластии даже не совсем верно. Ибо комиссар мог расстрелять командира, с которым делил власть, а командир не мог ответить тем же. И, хотя, в межвоенный период от комиссаров отказались, заменив их замполитами (то есть они стали на уровень ниже), потом снова ввели в 1937 и снова отказались в 1940 году, уже в июле 1941 года его снова восстановили во всей строгости. И было так аж до октября 1942 года, когда комиссаров снова заменили на замполитов.
В этих метаниях было видно, что, с одной стороны, власть не очень доверяет армии. Если в Гражданскую войну это можно было объяснить наличием в РККА большого числа царских офицеров, многие из которых и служили лишь потому, что семьи были в заложниках, то в Великую Отечественную объяснить двоевластие можно скорее паническим состоянием власти от неожиданных поражений. Институт же военных комиссаров, по сути, являлся органом скорее репрессивным, тем более, что действовал в связке со структурами НКВД, которые в армии имелись.
Другое дело, что и вред, который наносился армии был, видимо, понятен всем. Делить власть в военном деле — до добра не доведёт. И ладно, когда речь идёт о военачальниках. Но в лице комиссаров чаще всего речь шла о людях, совершенно неграмотных в военном деле и хорошо, если грамотных вообще. Стоит напомнить, что в военно-политические училища брали, ориентируясь на происхождение, то есть, по сути, отбор был негативный. А во время войны в качестве политбойцов на фронт отправляли людей, которые отбирали уж совсем не по их военным знаниям. Если учесть, что и в целом уровень военного и общего образования в РККА был не очень высокий (мягко говоря), то получалась уж совсем непредсказуемая смесь.
Конечно, оценить, чего было больше от двоевластия в армии — пользы или вреда, сказать однозначно трудно. Но как показывает исторический опыт, заставить хорошо воевать репрессивными методами невозможно.
Ещё сложнее оценить работу политаппарата в той части, насколько они эффективно вдохновляли бойцов и командиров. Как мне кажется, люди всё-таки шли не за дело коммунистической партии, не за Сталина, а за Родину. Патриотизм работал больше, чем идеология. Подтверждением тому может служить мотивировка людей, которые переходили на сторону немцев. Ведь подавляющее большинство, особенно командного состава, не против своей страны соглашались воевать, а против власти большевиков. Это, на мой взгляд, конечно, не оправдывает их действий, но очень многое объясняет. В том числе и эффективность коммунистической пропаганды.
Проще говоря, если бы немцы не вторглись на нашу землю, то вдохновлять людей одними коммунистическими лозунгами бы едва ли получилось.
В целом моё мнение склоняется к тому, что весь наш армейский политаппарат, даже если вреда и не приносил, то эффективность его была крайне низкой и едва ли оправдывала затраты. Лучше бы эти людские ресурсы использовать иначе.
Однако, как я уже писал ранее, определённая польза от замполитов, политруков и прочих работников политического фронта была. И заключалась в надзоре за работой тыла. В советской системе вообще мало что работало так, как положено, а тыл Красной Армии перед войной — это вообще что-то чуть ли не постыдное.
И чтобы тыл работал, приходилось им заниматься дополнительно. Мало ли, что положено в воинскую часть поставлять регулярно определённое число боеприпасов, консервов и сапог. Всё это нужно было выбивать на складах, звонить, требовать, ругаться. Собственно, и на гражданке же всё было аналогично, те, кто родились в советское время должны это хорошо помнить. Так что многие политработники, вместо того, чтобы советовать в военном деле, в котором ничего не понимали, занимались тыловым снабжением. И от передовой подальше, да и пользы всем побольше — кушать же хочется всем одинаково.
Комментарии 64
Юсупов Самзелы Абдулаевич
Год рождения: __.__.1919
Действия
Сформировать альбомУпоминается в 1 документе:
Донесение о безвозвратных потерях
Кстати, Брежнев ни разу не высаживался с десантом под огнём...