Как хорошо жилось всем нашим предкам, у которых не было Интернета. Особенно во время войн, коих в нашей истории хватало с избытком.
Вы только представьте себе, кабы летом 1941 года всё население знало о том, что Вермахт наступает по всему фронту, наши войска несут чудовищные потери, но остановить немцев не могут. У населения был бы такой шок, что никакие психологи из медицины катастроф не помогли. Тем более, что их тогда и не было. И это ведь ещё при условии, что до людей дошла реальная картина. А ведь интернет обычно информацию искажает, причём в разные стороны (в этом плане там точно десятимерное пространство), и кому уж как повезёт на что попасть — на преувеличение или преуменьшение, не предугадать. Страшно представить картинку.
И это ведь середина ХХ века, когда людям информация была доступна в достаточно оперативном варианте. Уже радио в каждом доме. Но до появления интернета любой информацией можно было управлять. Потому, хоть и сообщал Левитан про оставленные нашей армией города, но тут же газеты писали о миллионах убитых солдат Вермахта, про тысячи сожжённых немецких танков и самолётов. И вроде как всё друг друга компенсировало.
Во времена более ранние было ещё легче, ибо информация шла долго. О том, что Наполеон взял Москву, даже до императора Александра I, коему положено узнавать новости первым, вести дошли через несколько дней. А были бы, опять же, телеграмм-каналы, ведь такое бы творилось в стране, что пером не описать.
Но ведь в целом, можно говорить, что народ наш к подобным стрессам устойчив. Ведь если посмотреть ретроспективу наших войн, то нам терпеть неудачи в начале не привыкать. Про 41-й я упомянул, но в Великую Отечественную, реально ведь немцев сломали лишь к лету 43-го. В войну 1812 года Наполеон тоже от границы довольно быстро добрался до Москвы и занял Первопрестольную.
Пётр Великий, ещё не став великим, начал Северную войну со страшного поражения под Нарвой.
Возвращаясь к войнам с Наполеоном, напомню, что в 1905 году мы начале с отступления, закончившегося разгромом под Аустерлицем. В следующую войну 1807 года тоже дела изначально пошли так, что встал вопрос о созыве ополчения. А ведь война шла ещё не чужой территории.
Если из более сложных примеров, то можно взять наше поражение от японцев в 1905 году. Однако ведь, Япония до сих пор скулит по поводу Курил…
Зато, если посмотреть, скажем, самое начало Крымской войны, то выглядело всё весьма оптимистично. Всё самое плохое началось потом, ну и результаты вы помните.
Словом, как ни крути, а поговорку про гром, который пока не грянет, у нас придумали не случайно.
Конечно, можно утешать себя мыслью, что и Карл XII, и Наполеон, и Гитлер и иже с ними, тоже попадают в некую систему, суть которой в том, что после войны с Россией кончили плохо.
Но как-то бы хотелось обойтись без поражений в начале. Ладно уж беспокойство населения, их нервы как-нибудь потом подлечим. Но ведь любое поражение — это чьи-то жизни, которые оборвала война. Без потерь войны не бывает, но их бы очень уж хотелось минимизировать.
Увы, как-то получается, что к войне мы всегда не готовы. И, другой версии, кроме как не готовились, я предложить не могу. Если вспомнить советскую армию, с которой моё поколение имело личный опыт, то думаю, трудно не согласиться. И ладно, не всем приходилось генералам дачи строить вместо освоение военных премудростей. Но и даже то, как этим премудростям учили, оставляет тяжкие воспоминания. Помню я «лекции», которые нам читали на военке. Когда офицер-преподаватель по чьему-то конспекту, чуть ли не по слогам читал текст, явно даже не вникая в его смысл. Что вызывало бы смех аудитории, если бы его хоть кто-то слушал. Увы, всё «для галочки».
И, судя по тому, что доносят до нас источники, те же проблемы были и во времена Суворова. И дело даже не в общем заблуждении, что тогда вместо обучения стрельбе солдат гоняли по плацу. Как раз в той войне солдатам важнее был плац, и готовили их там не столько к парадам, а к умению воевать в плотном строю, быстро перестраиваться, быстро двигаться. Мы даже в кино такое сейчас показать не можем, ибо не один год надо учиться. А стрельба на втором месте была, ибо успевали за сражение лишь три-четыре раза выстрелить, а остальное в штыки. Важно то, что и стрелять, и маршировать учили плохо. Не говоря уж о том, что дома генералам солдаты строили с незапамятных времён. И, конечно, в ущерб учёбе тому, что нужно на войне.
А дальше начиналась война, и только тогда уже учились только тому, что нужно действительно. Вспомните фамилии тех, кто возглавлял Красную Армию в 41-м? Одному Жукову, да ещё немногим, повезло остаться на руководящих должностях, остальных задвинули куда подальше, включая самого Ворошилова с Будённым. Кто сходу вспомнит про маршала Тимошенко в военные годы? Остальным немцы сами устроили естественно-искусственный отбор. А те, кто в 45-м станет командовать фронтами, в 41-м ещё лишь дивизию имели под началом, как Черняховский, или даже генеральских погон не имели, как Баграмян.
Увы, но, видимо, по-другому мы воевать не можем. Ну я, во всяком случае в это не верю. А вы верите?
Комментарии 26
Получилось немного сжато... но я думаю что понятно.