Конечно, вопрос в заголовке надо ставить шире, и он должен быть короче — «Что мешает нам знать историю?». Но поскольку основной темой моих статей на этом канале является Вторая Мировая война, то ограничимся именно такими рамками.
Ответ, на, казалось бы, столько сложный вопрос, на самом деле весьма прост. Знанию истории для большого числа людей мешает непонимание того, что история — это наука. А у любой науки есть свои фундаментальные правила. И когда мы говорим про изучение истории, то в ней за основу берутся факты, чаще всего основанные на неких документах. Причём достоверность даже документальных источников может быть разная, и как раз на примере Великой Отечественной это легче всего продемонстрировать.
Есть, например, сводки и донесения. Написанные буквально на поле боя, карандашом, вкривь и вкось. В них может быть что-то неверно, просто потому что не всегда информацию успевают получить и осмыслить. Есть более точные сводки, когда информация уже собрана и обработана. Однако в этом случае могут вмешаться уже другие факторы, субъективные. Но в любом случае, эти документы следует воспринимать как наиболее достоверные, просто держа в уме возможные объективные факторы в виде элементарных ошибок и опечаток.
Есть другая категория архивных документов, в которых события уже преподносятся так, как это выгодно руководству или идеологически правильно. В них может быть всё что угодно, и отношение к изложенной информации должно быть предельно осторожным и критическим. В ещё большей степени критически нужно подходить к мемуарам. Помня, что мемуары всегда пишут не для того, чтобы рассказать, как было, а, чтобы показать с наилучшей стороны себя любимого. Примеров тому, что мемуары противоречат полностью боевым документам, на которых стоит подпись самого автора мемуаров, хоть пруд пруди.
При этом, хотя история изучает то, что уже давно случилось, наука эта не менее живая. Поскольку, даже в нашем недавнем прошлом мы открываем новые и новые факты. Которые часто противоречат тому, что ранее казалось бесспорным. И тогда старую точку зрения приходится хоронить и воспринимать известные события под другим углом. И это нормально.
Беда в том, что многие люди историю воспринимают не с научным подходом, а на уровне Веры. А Вера же не требует критического подхода, наоборот, она не требует подтверждения. Потому, когда человек узнает что-то такое, что противоречит его вере, он воспринимает эту информацию враждебно, чаще всего перенося вражду на того, кто ему что-то новое сообщает. И посему споры на исторические темы принимают порой такой жесткий характер, с регулярным переходом на личности.
Я хотел бы воспользоваться этим случаем для того, чтобы дать ответы на часто встречающиеся комментарии личного плана. Поскольку многие мои статьи вызывают негативную реакцию, ибо мне интересно знать историю в её реальном виде, а не обработанном. И этот подход не нравится тем, кто воспринял некую готовую картинку и не способен её менять. И это ведь касается не только тех, кто привык воспринимать историю нашу по советским книгам. Сейчас ведь появилось немало «первооткрывателей», предлагающих совершенно нелепые теории различных исторических, и, особенно, военно-исторических событий. Казалось бы, их бурная фантазия, основанная на выдернутых из контекста фактах, не способна никого убедить. Но так устроено человеческое общество, что у любого шарлатана найдутся поклонники.
Да, так вот. Один из вопросов, чаще звучащий как утверждение, о том, «на кого я работаю». Отвечаю. Я ни на кого не работаю, денег за работу ни от кого не получаю, мои доходы (должен признать немалые) идут только от рекламы. Каких-либо политических позиций не придерживаюсь категорически. Я считаю, что историю надо знать настоящую, даже если в ней что-то категорически не нравится.
Не менее забавный вопрос (также чаще преподносимый как утверждение), что над статьями моими работает большой коллектив. Увы, хоть я и давно пытаюсь найти себе помощника, партнёра, компаньона, пока мои статьи имеют лишь одного автора. И это я.
Кстати, когда я, в ответ на один из комментариев, честно сообщил особенно рьяному товарищу, что статья, под которой мы общаемся, была написана за время, которое нужно, чтобы чисто технически напечатать данный текст, он не только не поверил, но и обвинил меня во всех смертных грехах. Однако, это действительно правда, очень многие из моих статей требуют для написания ровно столько времени, сколько требуется для набора текста и его проверки на ошибки и опечатки. Это касается тех случаев, когда пишу пользуюсь имеющимися знаниями.
Но, разумеется, более серьёзные статьи, где я описываю что-то малоизвестное, а порой и (как мне кажется) сенсационное, требуют работы с архивными документами и на них уходит целый день, а бывает и много больше. Правда, как постоянные читатели могли заметить, сложные статьи я делю на части и публикую не сразу полностью.
Хотя и в такую скорость тоже не верят. Но секрета тут нет. Если бы я работал с архивными документами также, как три десятка лет назад, то есть непосредственно с бумагами и в архивах, то на создание любой серьёзной статьи, про танкиста Колобанова или про Вяземский десант и т.п., уходил бы месяц. Сейчас же, когда советские и немецкие архивы, равно как и многочисленные прочая информация, доступны в Интернете, процесс работы сократился в разы. Поэтому даже статьи, для которых приходится пересмотреть сотни архивных документов и многое другое, можно написать за день. И ещё останется время покататься на лыжах или велосипеде.
Ну, правда, к возможностям Интернета, надо добавить очень высокую скорость чтения и запоминание больших текстов сходу, а также журналистский опыт, позволяющий быстро выделять суть. Ну и, конечно, багаж знаний, накопленный за четыре десятка лет изучения истории.
Кстати, рекламируемый мною мой роман «Освобождение-2» был задуман и написан полностью за месяц, точнее 31 день, а это 30 авторских листов. А мою книгу про Сталинградскую битву, я когда-то давно взялся писать за предельно короткие сроки. Издательству нужно было срочно, и они уже сами не верили, что кто-то справится. Но, уложился в 24 дня, хотя работал от рассвета до заката. А закаты летом в Питере в рассветы переходят почти незаметно. Но это было давно, здоровье позволяло, а интерес подогревал.
Не буду более отвлекать ваше внимание на свою скромную персону. В заключении попрошу всех быть осторожными в комментариях. Поскольку я заношу в «чёрный список» без предупредительных выстрелов в воздух за любые хамские высказывания.
Комментарии 21
И еще. По крымскому ТВ,где-то в 2010(не точно) показали документальный фильм,где рассказывалось,что крымские татары провели фашистов тайными тропами через Мекензиевы горы и поэтому сумели прорвать оборону и захватить Севастополь
касающиеся организации и проведения массового красного террора в годы
гражданской войны, происхождения денежных средств партии большевиков во время
революции, тайных переговоров советского руководства с кайзеровской Германией,
Антантой и заграничными финансовыми кругами, подоплеки Брестского мира и
роли отдельных лиц в его заключении, сотрудничества большевиков и панисламистов
в деле «революционизирования» Востока, использования военнопленных и военных
советников Германии и Австро-Венгрии для создания Красной армии, роли института
заложников в принуждении «спецов» к работе на советскую власть, тотального
геноцида «буржуазии» в Петрограде в 1918 г., подавления народных восстаний в
1918-1921 гг., организации голода в Поволжье в 1921-1922 гг.
Особо следует выделить геноцид казачества.
Также непонятна судьба некоторых национальных меньшинств – например, историкам
доподлинно неизвестно, куда после гражданской войны делись...ЕщёРоссийская Федерация вряд ли когда-нибудь полностью рассекретит дела,
касающиеся организации и проведения массового красного террора в годы
гражданской войны, происхождения денежных средств партии большевиков во время
революции, тайных переговоров советского руководства с кайзеровской Германией,
Антантой и заграничными финансовыми кругами, подоплеки Брестского мира и
роли отдельных лиц в его заключении, сотрудничества большевиков и панисламистов
в деле «революционизирования» Востока, использования военнопленных и военных
советников Германии и Австро-Венгрии для создания Красной армии, роли института
заложников в принуждении «спецов» к работе на советскую власть, тотального
геноцида «буржуазии» в Петрограде в 1918 г., подавления народных восстаний в
1918-1921 гг., организации голода в Поволжье в 1921-1922 гг.
Особо следует выделить геноцид казачества.
Также непонятна судьба некоторых национальных меньшинств – например, историкам
доподлинно неизвестно, куда после гражданской войны делись почти полмиллиона
китайцев, пребывавших в России. До сих пор только по местным архивам и
косвенным публикациям можно судить о масштабах народного сопротивления
коллективизации и о мерах по его подавлению, в которых были задействованы части
регулярной Красной армии, в том числе боевая авиация и химические войска. Лишь
частично раскрыт масштаб военного сотрудничества РККА и германского рейхсвера в
1922-1935 гг.
Неизвестен масштаб распродажи за рубеж советским правительством культурных
ценностей из конфискованных во время революции частных коллекций и запасников
государственных музеев.
Вряд ли Россией будут когда-нибудь раскрыты все документы, касающиеся возникновения
массового голода в республиках, наиболее пострадавших от коллективизации
(Украина, Казахстан).
Относительно периода Второй мировой войны явный урон государству может нанести
рассекречивание планов наступательной войны против Германии, по разделу мира на
сферы влияния, в отношении соседних государств.
Историки подозревают табу и на публикацию подлинных данных о потерях СССР в
Великой Отечественной войне.
Очевидно, что, если на самом деле был приказ Сталина о выселении в один день
всех инвалидов Великой Отечественной войны из крупных городов, то документы, об
этом свидетельствующие, никогда не будут преданы огласке в нашем государстве...
Я сама крымчанка,рядом со мной живут татары,которые тоже разные,как и все остальные. И про депортацию слышала рассказы от очевидцев
Тонны грязи и клеветы вылиты за 30 лет на НКВД, чего стесняться то?
Или это как с Катынью?!
Документы переданы,извинения перед Польшей и "нечаянно" выясняется, что действительно пленных поляков расстреляли фашисты! ФСБ уже предоставила данные о том кем были расстреляны поляки!
« На войне особенно
...Ещёотчётливо проявилась подлость большевистского строя. Как в мирное время
проводились аресты и казни самых работящих, честных, интеллигентных, активных и
разумных людей, так и на фронте происходило то же самое, но в ещё более
открытой, омерзительной форме. Приведу пример. Из высших сфер поступает приказ:
взять высоту. Полк штурмует её неделю за неделей, теряя множество людей в день.
Пополнения идут беспрерывно, в людях дефицита нет. Но среди них опухшие
дистрофики из Ленинграда, которым только что врачи прописали постельный режим и
усиленное питание на три недели. Среди них младенцы 1926 года рождения, то есть
четырнадцатилетние, не подлежащие призыву в армию… «Вперррёд!!!», и всё.
Наконец какой-то солдат или лейтенант, командир взвода, или капитан, командир
роты (что реже), видя это вопиющее безобразие, восклицает: «Нельзя же гробить
людей! Там же, на высоте, бетонный дот! А у нас лишь 76-миллиметровая пушчонка!
Она его не пробьёт!»… Сразу же подключается политрук
« На войне особенно
отчётливо проявилась подлость большевистского строя. Как в мирное время
проводились аресты и казни самых работящих, честных, интеллигентных, активных и
разумных людей, так и на фронте происходило то же самое, но в ещё более
открытой, омерзительной форме. Приведу пример. Из высших сфер поступает приказ:
взять высоту. Полк штурмует её неделю за неделей, теряя множество людей в день.
Пополнения идут беспрерывно, в людях дефицита нет. Но среди них опухшие
дистрофики из Ленинграда, которым только что врачи прописали постельный режим и
усиленное питание на три недели. Среди них младенцы 1926 года рождения, то есть
четырнадцатилетние, не подлежащие призыву в армию… «Вперррёд!!!», и всё.
Наконец какой-то солдат или лейтенант, командир взвода, или капитан, командир
роты (что реже), видя это вопиющее безобразие, восклицает: «Нельзя же гробить
людей! Там же, на высоте, бетонный дот! А у нас лишь 76-миллиметровая пушчонка!
Она его не пробьёт!»… Сразу же подключается политрук, СМЕРШ и трибунал. Один из
стукачей, которых полно в каждом подразделении, свидетельствует: «Да, в
присутствии солдат усомнился в нашей победе».
Тотчас же заполняют
уже готовый бланк, куда надо только вписать фамилию, и готово: «Расстрелять
перед строем!» или «Отправить в штрафную роту!», что то же самое. Так
гибли самые честные, чувствовавшие свою ответственность перед обществом люди. А
остальные — «Вперррёд, в атаку!».
«Нет таких
крепостей, которые не могли бы взять большевики!» Шло глупое, бессмысленное
убийство наших солдат.
Надо думать, эта селекция русского
народа — бомба замедленного действия: она взорвётся через несколько поколений,
в XXI или XXII веке, когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков
породит новые поколения себе подобных.» - Николай Никулин - 18-летний 27
июня 1941 пошел на фронт добровольцем. Четырежды ранен, окончил войну в
Берлине. Ордена, медали… Член-корреспондент Российской академии художеств,
ведущий научный сотрудник Эрмитажа…
Винить надо всю банду, что была у власти... Троцкого, Ленина, Сталина и их шавок
«Однажды ночью я
замещал телефониста у аппарата. Тогдашняя связь была примитивна и разговоры по
всем линиям слышались во всех точках. И я узнал, как разговаривает наш
командующий И.И. Федюнинский с командирами дивизий: «Вашу мать! Вперёд!!! Не
продвинешься — расстреляю! Вашу мать! Атаковать! Вашу мать!»…
Говоря языком притчи,
происходило следующее: в доме завелись клопы, и хозяин велел жителям сжечь дом
и гореть самим вместе с клопами.
Иначе мы не умели и не
...Ещёмогли. Я где-то читал, что английская разведка готовит своих агентов
десятилетиями. Их учат в лучших колледжах, создают атлетов, интеллектуалов,
способных на всё знатоков своего дела. Затем такие агенты вершат глобальные
дела. В азиатских странах задание даётся тысяче или десяти тысячам кое-как
наскоро натасканных людей в расчёте на то, что даже если почти все провалятся и
будут уничтожены, хоть один выполнит свою миссию. Ни времени, ни средств на
подготовку, ни опытных учителей здесь нет. Всё совершается самотёком
«Однажды ночью я
замещал телефониста у аппарата. Тогдашняя связь была примитивна и разговоры по
всем линиям слышались во всех точках. И я узнал, как разговаривает наш
командующий И.И. Федюнинский с командирами дивизий: «Вашу мать! Вперёд!!! Не
продвинешься — расстреляю! Вашу мать! Атаковать! Вашу мать!»…
Говоря языком притчи,
происходило следующее: в доме завелись клопы, и хозяин велел жителям сжечь дом
и гореть самим вместе с клопами.
Иначе мы не умели и не
могли. Я где-то читал, что английская разведка готовит своих агентов
десятилетиями. Их учат в лучших колледжах, создают атлетов, интеллектуалов,
способных на всё знатоков своего дела. Затем такие агенты вершат глобальные
дела. В азиатских странах задание даётся тысяче или десяти тысячам кое-как
наскоро натасканных людей в расчёте на то, что даже если почти все провалятся и
будут уничтожены, хоть один выполнит свою миссию. Ни времени, ни средств на
подготовку, ни опытных учителей здесь нет. Всё совершается самотёком, по
интуиции, массой, числом.
Вот этим вторым
способом мы и воевали. В 1942 году альтернативы не было. Мудрый Хозяин в Кремле
всё прекрасно понимал, знал и, подавляя всех железной волей, командовал одно:
«Атаковать!» И мы атаковали, атаковали, атаковали… И горы трупов у Погостий,
Невских пятачков, безымянных высот росли, росли, росли. Так готовилась будущая
победа…
Если бы немцы заполнили наши штабы
шпионами, а войска диверсантами, если бы было массовое предательство и враги
разработали бы детальный план развала нашей армии, они не достигли бы того
эффекта, который был результатом идиотизма, тупости, безответственности
начальства и беспомощной покорности солдат.
Я видел это в Погостье,
а это, как оказалось, было везде…»- Николай Никулин - 18-летний 27
июня 1941 пошел на фронт добровольцем. Четырежды ранен, окончил войну в
Берлине. Ордена, медали… Член-корреспондент Российской академии художеств,
ведущий научный сотрудник Эрмитажа…