Слова ученых о книге Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»
Сказал известный толкователь Корана Хафиз Ибн Касир: «И поносили его (аль-Газали) за это Абуль-Фарадж Ибн аль-Джаузи, затем Ибн Ас-Салях, многочисленным поношением, и побуждал аль-Мазари сжигать его книгу «Ихья ‘улюм ад-дин», и также другие кроме него из ученых Магриба. Они сказали: «Эта книга – воскрешение наук о его религии, что же касается нашей религии, то воскрешение ее наук – это Книга Аллаха, и Сунна Его Посланника». («аль-Бидая уа ан-Нихая», 12-214)
Более того его книга «Ихья» читалась при дворе халифа Магриба в присутствии всех ученых, и после прочтения, по единогласному мнению, ученых была сожжена.
Ибн Акиль аль-Ханбали, великий имам мазхаба, бывший сподвижником Газали, затем покаявшийся и начавший опровергать суфистов, как передает от него имам Абдуль-Латыф ибн Абдур-Рахман аль-Ханбали в письме к другим ученым, в котором он предостерегал от этой книги.
✒️ Ибн Акиль аль-Ханбали говорит: «И занял Ибн Акиль величайшее место в порицании и назывании безобразным и насмешке над тем, что в этой книге из обмана, и порчи, и твердо заявил, что многие из исследований аль-Газали – чистое зиндычество, и не примется от его автора ни обязательных дел, ни желательных». («Гаят уль-Амани», 2-369)
✒️ Сказал имам алляма Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман Ибн Хасан:
"Абу Хамид аль Газали написал свою известную книгу назвав ее "Оживление наук о вере" (Ихья улюм ад дин), в то время как он умертвил в ней основы религии и ее столпы, и знает это тот, кто знает"
Источник: "Мисбах аз залям", 1/43
✒️ Шейх уль-Ислам ибн Теймийа говорил:
«Что же касается книги "Къут аль-Къулюб" и "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в них говорится о деяниях сердец. Говорится о терпении, благодарности, любви, уповании, единобожие и так далее. Абу Талиб (автор "Къут аль-Къулюб") лучше знает о хадисах и словах ученых суфиев, чем абу Хамид аль-Гъазали (автор "Ихъйа ‘улюм ад-Дин"). Его речь лучше и подальше от нововведения.
В то же время, в книге "Къут аль-Къулюб" есть слабые и выдуманные хадисы, и еще много отвергаемых вещей.
Что касается "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в главе о губительных вещах говорится о высокомерии, показухе, зависти и так далее, и многое из этого взято из книги аль-Хариса аль-Мухасаби «ар-Ри‘айа».
В "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть то, что можно принять, есть то, что нужно отвергнуть, а также есть спорные вопросы.
В этой книге есть много полезного, но в то же время и много порицаемого, как приведение слов философов о единобожии, пророчестве, Судном Дне.
Имамы религии высказали порицание Абу Хамиду за эту книгу.
Они сказали, что книга "аш-Шифа" заразила книги Абу Хамида аль-Гъазали.
А "аш-Шифа" — это книга ибн Сины (Авиценны) по философии.
Также в книге "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть слабые хадисы, а также много выдуманных.
В ней есть различные небылицы суфистов и их заблуждения. В то же время в этой книге есть правильные слова некоторых суфийских шейхов, которые правильно ориентировались в деяниях сердец и их слова соответствовали Корану и Сунне».
См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 10/552.
✒️ Говорит шейх уль Ислам Ибн Теймия:
"И в словах Абу Хамида аль Газали в книге "Аль-Маднун бихи аля гейри ахлихи" и подобных его книгах есть то, где он идет по пути Ибн Сины, и поэтому крайне сильно порицали ученые Абу Хамида, за то, что есть в его словах из основ философов-безбожников.
И они построили свои слова о заступничестве на своей порочной основе которая состоит в том, что Аллах, по их мнению, не повелевает ничему произойти по Его выбору и желанию, однако единственной причиной для происшествий является движение орбит.
И поэтому, они не утвердили для Аллаха то что Он отвечает на мольбы просящего, или что Он повелевает чему-то произойти.
И слова об этих убеждениях их подробно изложены в другом месте, и нет ничего хуже их основ!"
Источник: "Ар Родд аля аль Бакри", 158.
✒️ Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал:
"В книге "Ихья улюмид-дин" (Воскрешение наук о вере), которую написал аль-Газали, содержится много несчастий. Даже если в этой книге содержится нечто благое и полезное, однако в ней очень много губительных и ядовитых убеждений. Это - запутанная книга, зло которой больше, чем её добро. Начинающему студенту или же простому человеку не следует читать эту книгу. Её можно читать только тому, кто имеет знание и умеет различать между истиной и ложью".
См. "Разъяснение трёх основ", стр. 287.