БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Скачать статью в пдф и док формате: http://vk.com/doc181861343_378213095 http://vk.com/doc181861343_378213027 Читать на сайте: https://bibliotekaislama2.wordpress.com/2015/03/29/%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b1%d1%83%d1%82-%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%be-%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%81-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80-%d0%b2%d1%81%d0%b5%d0%b2%d1%8b%d1%88%d0%bd/ صفة الكلام.
Атрибут Разговор (слово). Из книги "Аль-иктисаду филь-и'тикад" http://www.youtube.com/watch?v=YLL1hnWf6rQ Всевышний Аллаха описывается Атрибутом Разговор (Всевышний Аллах способен разговаривать).
Во-первых, отметим, что возможность того, что Всевышний способен разговаривать - это первый вопрос относительно которого произошло разногласие среди мусульман. Это один из первых вопросов, в котором произошло разногласие среди мусульман – это вот эта глава - способен ли Всевышний Аллах разговаривать, а если способен, то, что это означает. Подобное разногласие в этом вопросе очень серьезное у приверженцев нововведения. Что касается приверженцев сунны, то нет никаких разногласий, нет никаких вопросов в этой главе.
Во-вторых, отметим, что Всевышний описывается способностью разговора, но не подтверждаем мы Всевышнему Аллаху имя аль-Мутакаллим. У Него Сыфа «аль-калям» («разговор»), что означает, что Он способен разговаривать. Но имени аль-Мутакаллим у Всевышнего Аллаха мы не подтверждаем и не отрицаем, так как оно не подтверждено в Коране или в сунне, и не отрицается.
و من مذهب أهل الحق أن الله لم يزل متكلما بكلام مسموع مفهوم مكتوب.
«И из пути приверженцев истины то, что Всевышний Аллах всегда способен был разговаривать без начала, (или всегда разговаривал), извечно был способен разговаривать разговором, который слышен, которые возможно понять и возможно написать». Всевышний Аллах разговаривает словами, которые состоят из букв и звуков, и слышат Его только те, которые по желанию Всевышнего Аллаха могут Его услышать. В контекстах пришло описание тех, кто слышал слова Всевышнего Аллаха в этой дунье. Это те люди, с кем Всевышний разговаривал, они слышали от Всевышнего Аллаха Его слова своими собственными и понимали то, что Всевышний им говорит):
1) Адам (алейхи ссалям) с ним Всевышний Аллах разговаривал на прямую, не просто внушал ему что-то, непросто посылал ему посланника, а разговаривал с ним напрямую. Хадис на это Абу Умам Бахили приходит у Хакима ат-Табарани, Сахих Муснад о том, что один человек спросил Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) о том, был ли Адам пророком. Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссалама) сказал: «Да, обученный (Всевышний Аллах научил его названиям всех вещей), и с ним Всевышний разговаривал»;
2) Муса (алейхи ссалям). Всевышний сказал: «И Всевышний разговаривал с Мусой разговором». В другом месте сказал: «И Я избрал тебя, слушай же то, что я тебе внушаю» или ниспосылаю. Здесь не имеется в виду «внушаю», как внушение. Аллах сказал «слушай», а человек слушает ушами. Этот аят - явный довод на то, что Муса (алейхи ссалям) слышал слова Всевышнего Аллаха своими ушами;
3) Мухаммад (салаЛлаху алейхи уа ссалям). Известно и достоверно установлено то, что он разговаривал с Всевышним Аллахом без посредников в ночь вознесения, и именно в этом разговоре Всевышний Аллах обязал эту общину совершать пять намазов на протяжении для и ночи. Всевышний приказал напрямую без посредников Мухаммаду (салаЛлаху алейхи уа ссалям) и нашей умме совершать пять раз намаз день и ночь. Он не просто ниспослал это через Джибриля, а напрямую сам сказал это Пророку Мухаммаду (салаЛлаху алейхи уа ссалям);
4) Джибриль (алейхи ссалям) слышит слова Всевышнего Аллаха, понимает их и передавал эти слова Поcланникам от Всевышнего Аллаха. Когда Всевышний хотел передать откровение Посланникам, говорил это откровение вслух так, что Джибриль его слышал, затем заучивал и передавал его посланникам, а не так просто - Всевышний сказал Джибрилю просто в сердце какие-то слова, и он передавал их;
5) Также слышать Всевышнего Аллаха могут те, кого Он захочет из Своих творений, чтобы они услышали Его слова, и они способны их услышать.
Вот эти пять категорий, которые у нас в контекстах приходят о том, что слышали они Всевышнего Аллаха напрямую без посредников.
И удивительно положение тех требующих знаний, которые по 10 лет требуют знания, затем возвращаются, и когда ты задаешь ему вопрос: «Слышал ли Мухаммад или Адам слова Всевышнего Аллаха без посредников?» Они говорят: «Не знаем». Этот вопрос в акъыде ахлю сунна уаль джама разбирается в первом или во втором матне, который говорит об Именах и Атрибутах Всевышнего Аллаха. Очень важно, чтобы требующий знания требовал знание по-порядку, по ступеням. Заучивал то, что надо выучить; запоминал те вопросы, которые разбирались в первой книге; затем запоминал следующие вопросы, чтобы новые вопросы накладывались на уже заученные; и так постепенно от одной книги к другой. Так можно достигнуть знания, а не просто так, что услышал здесь, услышал там; здесь на уроке посидел, там где-то схватил; здесь урок прошел, там проспал. Знание берется по порядку.
قال الله عز و جل: "وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا"(النساء: 164).
«Сказал Всевышний Аллах: «Всевышний разговаривал с Мусой разговором».
و روى عدي بن حاتم قال: قال رسول الله (صلى الله عليه السلام):
И предает Ади ибн Хаким то, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал:
"ما منكم من أحد إلا سيكلمه الله يوم القيامة
«Нет никого из вас, с которым непременно не заговорит с ним Всевышний Аллах в судный день».
Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) обещал, что каждый из нас непременно будет разговаривать со Всевышним Аллахом в Судный день. Хочешь ты или не хочешь, все равно будешь разговаривать с Ним.
القيامة ليس بينه و بينه تُرجُمان
«Не будет между тобой и Всевышним Аллахом никакого переводчика» Напрямую без всяких посредников. Каждый из мусульман и каждый из людей будет разговаривать с Всевышним Аллахом.
ثم ينظر أيمن منه فلا ينظر إلا شيئا قدمه
«После этого разговора человек посмотрит направо от себя и не увидит ничего, кроме тех дел, которые он сотворил в этой дунье».
ثم ينظر أشأم منه فلا يرى إلا شيئا قدمه
«Затем он посмотрит слева от себя и не увидит ничего, кроме тех дел, которые он совершил в этой дунье».
ثم ينظر تلقاء وجهه فتستقبله النار
«Затем он посмотрит перед собой и встретит огонь» Ничего перед собой кроме огня ада не увидит.
فمن استطاع منكم أن يقي وجهه النار و لو بشق تمرة فليفعل".
«И тот, который способен из вас защитить свое лицо от огня хотя бы половинкой финика, пусть это сделает». Даст садакъа хотя бы половину финика, если он не может дать садакъа больше, чтобы посредством этого садакъа, этого дела он смог защитить свое лицо от огня в судный день. Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал: «Пост является щитом, которым человек закрывается от огня в судный день». Также из этого хадиса понимается, что садакъа также несет такую же функцию - защищает человека или его лицо от огня в судный день. Этот хадис приходит у Имама Аль Бухари и Муслима с достоверным иснадом. Абдуль Гани аль Макдиси привел этот хадис для того чтобы утвердить, что человек будет разговаривать с Всевышним Аллахом и то, что Всевышний Аллах будет разговаривать с человеком. Из этого хадиса делается вывод, что Всевышний Аллах способен на разговор когда захочет, с кем захочет и как захочет.
و روى جابر بن عبدالله قال:
«И передает Джабир ибн АбдиЛлях сказал:
لما قُتِل عبدالله بن عمرو بن حرام قال رسول الله (صلى الله عليه السلام):
«Когда погиб АбдуЛлах ибн Амр ибн Харам (в битве при Ухуд), (отец Джабира ибна АбдиЛля, отец передатчика, сподвижника, который передает этот хадис), после этой битвы Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал Джабиру (сыну убитого):
"يا جابر ألا أخبرك ما قال الله لأبيك؟"
«О Джабир, сообщить мне тебе, что сказал Всевышний Аллах твоему отцу, когда он пришел к Нему после сметри?»
قال: بلى.
«Сказал: Да, сообщи».
"و ما كلم الله أحدا إلا من وراء حجاب
«Сказал: Во-первых, Всевышний Аллах никогда ни с кем не разговаривал, кроме как за хиджабом».
Как нам это понимать? Мы говорили, что все, кого мы перечислили, такие как Адам, Муса, Мухаммад разговаривали с Аллахом без посредников, а здесь приходит, что «Аллах ни с кем не разговаривал за покрывалом». Да, имеется в виду, что без ангелов, Всевышний говорил, человек сразу отвечал, но не имеется в виду, что он видел Его без хиджаба, без покрывала. Все равно на Всевышнем Аллахе было покрывало. А вот с этим сподвижником АбдуЛлах ибн Амр ибн Харам после того, как он погиб, Всевышний Аллах разговаривал на прямую так, что не было на Его Лике покрывала, то есть АбдуЛлах ибн Амр ибн Харам уже видел Его после смерти. Мы сказали, что это возможно. Верующие могут увидеть Всевышнего Аллаха после смерти. Из этого хадиса мы понимаем, что никто еще не видел Всевышнего Аллаха, кроме АбдуЛлах ибн Амр ибн Харама.
و كلم أباك كفاحا
«А с твоим отцом разговаривал Всевышний Аллах напрямую, без посредников и без хиджаба».
قال: يا عبدالله تمن علي أعطيك.
«Сказал ему Всевышний Аллах: «О АбдуЛлах, говори, что хочешь, Я тебе дам».
. قال: يا رب تحييني فأقتل فيك ثانية.
Сказал: «О мой Господь, я хочу, чтобы ты меня оживил, вернул в эту дунью, чтобы я был убит на твоем пути повторно, второй раз».
قال: إنه سبق مني أنهم إليها لا يرجعون.
«И сказал Всевышний Аллах: «Но Я уже обещал, что никто из тех, кто ушел из этой дуньи уже туда не вернется, и поэтому Я не выполню тебе это обещание (так как Я уже обещал, что я не верну того, кто из этой дуньи ушел)».
قال: فأبلغ من ورائي.
«Сказал АбдуЛлах ибн Амр ибн Харам: Тогда сообщи тем, которые еще живые в этой дунье о том, что со мной все в порядке».
فأنزل الله: "وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاء عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ"(آل عمران: 169).
«И Всевышний Аллах ниспослал: «Не считайте тех, которые пали на пути Аллаха мертвыми, но нет они живые, они получают удел у их Господа, ликуют тому, что они нашли у их Господа из Его щедрости…» и так далее аяты суры аль Имран 169-171 аяты. Этот хадис передает имам Ибну Маджа, и этот хадис является хорошим, с хорошим иснадом. Привел его Абудульгани аль Макдиси для того, чтобы указать на то, что Всевышний Аллах разговаривает и описывается разговором.
Здесь необходимо отметить два вопроса:
Во-первых Всевышний Аллах разговаривает со Своими творениями одним из трех способов:
1) внушением, то есть внушает в сердце человеку что-либо. Это касается пророков и посланников и также праведных людей, как например мать пророка Мусы (алейхи ссаллам). Всевышний внушил ей, чтобы она положила его в сундук и выбросила в море, то есть Всевышний внушает. Так Всевышний общается со Своими творениями. Он не посылает никакое откровение через ангела, а просто внушает;
2) посылает откровение через посланника, то есть через ангела;
3) третий способ - разговаривает напрямую, без посредников и без всяких внушений. Напрямую, разговором так, что Его разговор слышен только тому, с кем Он разговаривает, но за покрывалом, человек не способен Его видеть.
Эти три способа относятся к этой дунье. Довод на это из суры аш-Шура 51 аят, где Всевышний говорит: «И не пристало человеку, чтобы Всевышний разговаривал с ним, кроме как посредством откровения (внушает ему что-то в сердце), или за покрывалом, или посылает к нему посланников» и тот уже внушает, или передает откровение этим людям из того, что послал через них Всевышний Аллах.
И последний момент, который нужно разобрать в этой главе это ахлю сунна говорит, что «вид «КалямуЛлах» (Слова Всевышнего Аллаха) древний, извечный» (никогда не начинался, не имеет начала). Говорят про слова Всевышнего Аллаха: «Их вид извечный, Его единицы обновляются». Не имеющие ни начала, ни конца слова Всевышнего Аллаха. «Слова Всевышнего извечны» имеется в виду, что Всевышний был способен разговаривать всегда, а не когда появилась у Него эта способность после того, как у него этой способности не было. Нет, мы так не говорим, мы говорим «Всегда был способен разговаривать без начала и конца». Это первое.
А что значит «Его единицы обновляются». Всевышний Аллах разговаривает, когда захочет новыми словами. Которые появляются после того, как их не было, то есть не было этих слов и они появляются. Например, Всевышний Аллах сказал: «И когда пришел Муса на встречу с нами (со Всевышним Аллахом) и заговорил с ним его Господь (когда Муса пришел, Всевышний высказал новые слова. Не имеется в виду, что они извечные - конкретно сказанные Мусе слова. Всевышний сказал Мусе: «Поистине я Аллах, нет божества достойного поклонения кроме Меня, поклоняйся же Мне». Эти новые слова Всевышний сказал (только что возникшие, только что появившиеся, а не так, что они были всегда изначально). Изначально была способность Всевышнего разговаривать, а новые слова появляются заново так, как Всевышний этого желает. Ахлю сунна говорит, что Всевышний разговаривает, когда захочет и как захочет.
И то же самое можно сказать относительно других Атрибутов действия. Всегда Всевышний Аллах был способен слышать, и не так что у Него появился слух после того, как не было. Нет, Всевышний всегда был способен слышать, но каждые отдельные слова Он слышит после того, как они произносятся или во время их произношения. То же самое и зрение Всевышнего Аллаха или видение Всевышнего Аллаха. Он всегда был способен на видение, но все, что происходит, Он видит, когда это происходит. Это то, что называется «изначальный вид», но обновляющиеся единицы (эти единицы обновляются в зависимости от того что происходит). Хотя мы не говорим, что Всевышний зависит от чего-то, что происходит в этой дунье. Одно другому не мешает. На этом завершили разбор Атрибута «Слова Всевышнего Аллаха».
Вопросы:
55. Установлено ли в отношении Всевышнего Аллаха имя "аль-Мутакаллим" (говорящий)?
56. Каков истинный мазхаб в вопросе атрибута "аль-Калям" (разговор).
57. Что значит выражение "Древний вид, новые единицы"?
58. Упомяни доводы, которые упомянул автор в доказательство атрибута "аль-Калям" (разговор).
59. Всевышний может говорить со своими творениями в ближней жизни тремя способами – что это за способы? Приведи довод.
60. Кого ты можешь назвать из тех, с кем разговаривал Всевышний Аллаха в этой ближней жизни без посредников? С упоминанием доводов.
Ответы:
55. Нет.
56. Всевышний описан способностью говорить, как захочет и когда захочет. Он разговаривает действительным разговором, Слова Его из букв и звуков и несут значения и смыслы. Он разговаривает так, как подобает Его величию, и Его Разговор не подобен разговору творений. Его Слова возможно услышать тем, кого пожелает Аллах.
57. Т.е способность разговаривать у Всевышнего вечная, не имеющая начала и конца, и является Атрибутом Сущности, но каждое отдельное Слово, появляется при его высказывании. Как сказал Аллах: "Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь". (21: 2). Тоже самое можно сказать об остальных Атрибутах Действия Всевышнего.
58. Слова Аллаха: "Аллах вел разговор с Мусой (Моисеем)". (4: 164). Хадис 'Ади ибн Хатима (Бухари и Муслим): "Нет из вас ни одного, с кем Всевышний не заговорит в Судный День так, что между ним и Аллахом не будет переводчика". Хадис Джабира (хороший – Ибн Маджа), что после того, как в битве при Ухуде был убит 'Абдуллах ибн 'Амр ибн Харам, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О Джабир! Не сообщить ли тебе, что сказал Аллах твоему отцу?". Сказал: "Сообщи". Сказал: "И до этого Аллах не разговаривал ни с кем, кроме как через покрывало, а с твоим отцом разговаривал без покрывала и посредника…".
59. 1. Внушением (ильхам) 2. Отправляя ангелов 3. Без посредников, но закрывая Свой Лик покрывалом. Довод: "Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый". (42: 51).
60. 1. Адам (хадис Абу Умамы аль-Бахили у Табарани и аль-Хакима, достоверный): "Пророком ли был Адам?" Сказал посланник Аллаха: "Да, Всевышний научил его и разговаривал с ним". 2. Муса (мир ему): "Аллах вел разговор с Мусой (Моисеем)". (4: 164). 3. Мухаммад (в ночь вознесения) 4. Джибриль 5. Тот из творений, разговаривать с кем пожелает Аллах.
Из 5 урока по книге "Аль-иктисаду филь-и'тикад" Абу Мухаммада 'Абдульгани аль-Макдиси. Перевел Руслан Абу Ибрахим. Слушать с 29 по 49 минуту
Стегорамму сделала умму АбдуЛлах.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев