БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
(В наше время самый авторитетный ученый на кого любят ссылаться последователи своих страстей в дозволенности фото и видео изображений живых существ, это шейх ибн Усаймин, они пытаются сделать его фатвы щитом для своих страстей, по этой причине переведена фатва шейха Аль-Баррака, о позиции шейха ибн Усаймина. Содержание статьи и разделы в тексте фатвы добавил редактор, и так же отдельно добавлен раздел с десятью фатвами шейха ибн Усаймина..)
Сама статья называется:
«Позиция шейха Ибн ‘Усеймина по отношению к вопросу создания изображений.»
Номер фетвы: 21554
Дата выдачи фетвы: 18.7.1428 г. по хиджре, 02.08.2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
0 Вопрос.
1 Вывод о мнении шейха ибн Усаймина, и по каким вопросам шейх высказался в этом вопросе.
2 Суть мнения шейха ибн Усаймина и его доводы.
3 Ответ на сомнение, что создание изображений посредством камеры не является созданием изображений, потому что это не происходит руками фотографирующего.
4 Ответ на второе сомнение: что в создании изображений посредством камеры нет уподобления творению Аллаха…
5 Постановление приобретения изображения.
6 Слепое фанатичное следование студентов и других людей за мнением шейха ибн Усаймина в дозволении фото-видео изображений живых существ...
7 Пять категорий людей в отношении дозволения создания изображения живых существ посредством фотоаппарата.
8 Постановление взгляда на изображения живых существ.
9 Постановление взгляда на изображение женщины.
10 Заключение о мнении шейха ибн Усаймина.
11 Пять хадисов о запрете создания изображений живых существ.
12 Шариат Аллаха распространяется на все времена, и он всеобъемлющий.
13 Некоторые фатвы шейха ибн Усаймина, в данном вопросе которые не понравятся последователям своих страстей, которые пытаются шейха сделать щитом для своих страстей.
14 Арабский текст фатвы шейха Аль-Баррака, с которого был сделан перевод.
(0 Вопрос.)
Вопрос: «Достопочтимый шейх ‘Абд ур-Ррахман бин Насыр Аль-Баррак, да содействует ему Аллах в благом, мир тебе и милость Аллаха и Его благословение…, а затем: я читал слова шейха Мухаммада бин Солиха бин ‘Усеймина, да помилует его Аллах, о создании изображений в двенадцатом томе из собраний его фетв.
И я заметил в этих словах то, что вызвало у меня затруднение, как например его слова: «Поистине, фотографирование не является созданием изображений, но вместе с тем не разрешено приобретение изображений на память».
И также у меня есть сомнения в некоторых местах относительно постановления создания изображений и постановления взгляда на некоторые изображения…я надеюсь на ваше разъяснение.»
Ответ (шейха Абд ур-Ррахмана бин Насыра Аль-Баррака):
И тебе мир и милость Аллаха, и Его благословение:
Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников, а затем:
(1 Вывод о мнении шейха ибн Усаймина, и по каким вопросам шейх высказался в этом вопросе.)
Поистине, тот, кто основательно рассмотрит ответы шейха Мухаммада бин Солиха бин ‘Усеймина, да помилует его Аллах, относительно создания изображений, взгляда на них и приобретения их, обратит внимание на то, что, в действительности, в них есть запутанность: то есть он не имел полного представления действительности.
И по этой причине в его словах в этой теме есть некоторые вещи, которые вызывают удивление от подобных ему, да простит его Аллах.
Приверженцы страстей могут использовать это как способ распространения того, что им по душе, из видео-передач и различных видов изображений в газетах и журналах.
Важнейшим, что мы имеем из слов шейха Мухаммада бин Солиха бин ‘Усеймина, да помилует его Аллах, по этой теме это его ответы, находящиеся в 12 томе собраний его фетв с 311 по 327 страницу, где его слова касались трех вопросов:
1 Постановление создания изображений;
2 Приобретение изображений;
3 Взгляд на изображения.
(2 Суть мнения шейха ибн Усаймина и его доводы.)
Сутью его слов относительно постановления создания изображений является то, что оно различается в зависимости от того, что изображается, и каким образом, а потому создание изображений рассматривается шейхом в трех видах:
1 Разрешенное создание изображений, а это создание изображений неодушевленных предметов и растений;
2 Запретное создание изображений, а это создание изображений творений, обладающих душой, посредством рук;
3 Создание изображений, в котором есть разногласие, а это создание изображений творений, обладающих душой, посредством камеры.
И шейх, да помилует его Аллах, в большинстве своих слов выбирал дозволенность этого третьего вида, кроме как если он приводит к запретному, то в таком случае он запретен, исходя из явного понимания.
В довод шейх приводил следующее:
1 - Во-первых, создание изображений посредством камеры не является действием самого человека, а потому не является созданием.
2 - Во-вторых, нет в создании изображений посредством камеры уподобления творению Аллаха, однако это лишь копирование изображения, которое сотворил Аллах, посредством аппарата. Человек в этом деле не совершает ничего, кроме направления фотоаппарата и использования его. И запечатление изображения не зависит от опыта фотографирующего и его знаний о том, как изображать.
Он, да помилует его Аллах, подкрепил это примером, который заключается в том, что изображение почерка в актах и документах – это всего лишь передача почерка автора, а не почерк того, кто перенес его с помощью машины, и говорится: это почерк такого-то, который является первоначальным писцом.
Это суть того, что привел в довод шейх, да помилует его Аллах. Он первый, кто сказал такое мнение, он не называл передачей изображения и не говорил об этом кто-либо другой из дозволяющих создание изображений по причине отсутствия тени. Они называют создание изображения посредством камеры – созданием изображения посредством света.
(3 Ответ на сомнение, что создание изображений посредством камеры не является созданием изображений, потому что это не происходит руками фотографирующего.)
Ответом на первое – а это то, что создание изображений посредством камеры не является созданием изображений, потому что это не происходит руками фотографирующего, – являются слова: эти слова недопустимы, потому что это называется созданием изображения в языке и в общепринятом понимании. Мы говорим об аппарате: фотоаппарат, и использующего его: изображающим, и то, что он совершает называем созданием изображения, и итог этого деяния – изображение.
И это создание изображения человеком посредством определенного способа, современного способа (камеры). И из того, что указывает на то, что изображение создает человек, то, что у него есть постановления, это может быть дозволенным, а может быть запретным, как это предшествовало.
(4 Ответ на второе сомнение: что в создании изображений посредством камеры нет уподобления творению Аллаха…)
А ответом на второе – а это то, что в создании изображений посредством камеры нет уподобления творению Аллаха…и т.д., потому что это запрещено, то ведь уподобление является сутью и результатом изображающего.
И называние этого (передачей) всего лишь изменение слова, которое не меняет сущности вещи и не влияет на постановление.
(Прим. Ред. Это равносильно назвать водку, водой, и потом утверждать, что она дозволена, потому что ее имя вода!)
Изображение, которое сотворил Аллах, не переносится из его места, а если бы оно перенеслось, то стало бы пустым то место, где оно было до этого. Известно, что у изображения нет сущности, и оно не описывается переносом, но описывается исчезновением.
Изображение, полученное с помощью камеры, сравнимо с существующим изображением, созданным фотографом, а не с ним самим, и поэтому фотограф изображает что-либо, уменьшая или увеличивая, улучшая или уродуя его. Если бы картина была просто передачей, распоряжаться ею было бы невозможно.
Стало ясно, что фотография – это истинное создание изображения, а не передача образа, созданного Аллахом, потому что это невозможно. И потому что фотограф совершает какие-то действия с изображением, полученным аппаратом.
А что касается изображения почерка, то о нем не говорится, что это почерк такого-то, но говорится, что изображение его почерка. И по этой причине есть разница между основой и ее подобием. И говорится о документе: это оригинал, а это копия. Копия не может служить подтверждением в большинстве важных дел и необходимо принести оригинал. И Аллаху известно лучше.
(5 Постановление приобретения изображения)
Что касается второго вопроса, а это постановление приобретения изображения, то шейх, да помилует его Аллах, запретил приобретать изображение на память и вешать его, и привел на это доводы из сунны о запретности взятия изображения и его приобретения, кроме того, к чему относятся пренебрежительно (том 12, стр. 325).
Сунна, на которую указывает хадис Айши, да будет доволен ею Аллах, о занавеске с изображениями, которая висела на проходе. Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, увидел эту занавеску, он разорвал ее и покраснело его лицо, и он сказал: «Поистине, сильнейшему наказанию в Судный день будут подвергаться те, кто пытается уподобиться Аллаху в творении».
Сказала Айша: и мы сделали из нее подушку или две подушки (Согласованный).
И также его, да благословит его Аллах и да приветствует, слова: «Поистине, в День воскресения самым суровым мучениям будут подвергнуты те, которые создают эти изображения, и им будет сказано: “Оживите то, что вы создали”», а затем сказал: «Поистине, ангелы не входят в дом, в котором есть изображения» (Согласованный).
Шейх упомянул все доводы на постановление приобретения изображения в длинном и подробном ответе, расположенном в 12 томе, стр. 311-317.
Шейх не делал различий между тем было ли изображение полноценным или нет, если у него была голова, по причине хадиса Джибриля, мир ему, который отказался зайти в дом пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, по причине изображения, которое было в дверях, и приказал удалить голову изображения, чтобы оно стало похоже на дерево.
И передал шейх, да помилует его Аллах, слова имама Ахмада: «Голова – это изображение», и подобные слова от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах.
Шейх подтвердил, что он не исчезнет постановление изображения до тех пор, пока голова не будет удалена полностью. Как будто он указывал на то, что делают хитрящие, которые дозволяют запретное, изображая тело и голову сверху него, оставляя между ними промежуток.
И привел он, да помилует его Аллах, то, что приобретение изображений или то, на чем есть изображение, по причине нужды или вынужденности является дозволенным, как например изображение удостоверения личности и изображения, расположенные на деньгах.
И он, да помилует его Аллах, разъяснил то, что постановление приобретения изображений различается с точки зрения цели его приобретения и с точки зрения того, кто изображен, как например изображения возвеличиваемых людей и женщин, и особенно вешание их являются более запретными в отличие от остальных, по причине содержания в них порочности.
Шейх, да помилует его Аллах, хорошо разъяснил вопрос приобретения изображений, даже если они были созданы посредством камеры.
Но это ослабляет его аргументы в пользу того, что допустимо фотографировать то, что обладает душой. И, поистине, в мнении о дозволенности создания изображения посредством камеры вместе с запретом приобретения изображений есть определенное противоречие. И это из того, что указывает на то, что в этом мнении о дозволенности создания изображений, нет спокойствия.
Это подтверждается тем фактом, что он сказал в своем подробном ответе, что съемка на камеру является одним из неясных вопросов, где он сказал после упоминания разногласия: «В качестве меры предосторожности воздержитесь от этого, потому что этот вопрос является одним из неясных вопросов, и тот, кто сторонится сомнительного, очищает свою религию и честь» (т. 12, стр. 312).
Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что неверно приписывать шейху утверждение о том, что снимать на камеру дозволено, поэтому либо должно быть сказано: (в этом вопросе есть два мнения от него), либо должно быть сказано: (у шейха не было спокойствия в утверждении о том, что это было дозволено, и если он оправдывался какими-то сомнениями разума, то упоминал два мнения и аргументы двух сторон, и в большинстве своих ответов он склонялся к тому, что это допустимо).
(6 Слепое фанатичное следование студентов и других людей за мнением шейха ибн Усаймина в дозволении фото-видео изображений живых существ...)
И стало известным его мнение о том, что это допустимо, и многие студенты и другие люди стали слепо следовать за ним, подобно приверженцам страстей, которые берут от обладателей знания только то, что соответствует их прихотям.
А затем распространилась эта беда относительно создания изображений живых существ и посчитали его дозволенным большинство людей по причине невежества, слепого следования и следования страстям.
И все это не вредит шейху, так как он выдающийся ученый, муджтахид и приверженец истины, поэтому его дело вращается между одной и двумя наградами, если позволит Аллах. Если муджтахид окажется правым, то он получит две награды, а если ошибется, то одну.
Те, кто слепо следуют за шейхом, не рассматривали все остальные его ответы внимательно, а потому они не знали настоящий мазхаб шейха в этом вопросе.
А что касается приверженцев своих страстей, то их не интересует знание мазхаба ученого и его фетвы, но им достаточно получить от него то, что соответствует их желаниям и подходит для того, чтобы цепляться за это с целью подкрепления своей лжи.
В словах ученых есть иносказательные выражения, которые необходимо возвращать к ясным из их слов. И путем тех, кто уклоняется в сторону, является следование за иносказательными словами из всех слов. Как сказал Всевышний: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования» [Сура «Али ‘Имран», аят 7.]
И это источник заблуждения и распространения его среди общины, прибегаем за защитой к Аллаху от пути ошибки и заблуждения.
(7 Пять категорий людей в отношении дозволения создания изображения живых существ посредством фотоаппарата.)
Подводя итог, можно сказать, что те, кто разрешает снимать с помощью фотоаппарата, бывают следующих видов:
1 Ученые, прилагающие усилия в познании истины и далекие от страстей – они опираются на иносказательные контексты, и таких мало;
2 Ученые, прилагающие усилия и попавшие под влияние действительности и чего-то из страстей в своем иджтихаде;
3 Следующие (за мнением) с хорошим намерением;
4 Следующие (за мнением), следуя страстям и желаниям – и многие из них приписывают себя к знанию и религии;
5 Следующие своим страстям, и не волнует их является ли создание изображений запретным или дозволенным, однако, когда их порицают, они оправдываются сомнениями и разногласиями. А Аллах знает о том, что они скрывают и что выявляют. Положение людей в этом деле, как сказал Всевышний Аллах: «Они займут разные ступени перед Аллахом, ведь Аллах видит то, что они совершают» [Сура «Али ‘Имран», аят 163.]
(8 Постановление взгляда на изображения живых существ.)
А что касается третьего вопроса, а это постановление взгляда на газеты, журналы и телевизор, то шейх сделал в нем различия с точки зрения, вида, изображенного на них и с точки зрения результата взгляда: согласно его мнению, если изображены животные, то есть: не люди, то взгляд на них дозволен, однако не дозволено приобретать газеты ради самих изображений.
[Примечание редактора]:
Для ясности вопроса, приведу фатвы шейха:
Шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах) был спрошен: «Что вы можете сказать об изображениях, которые можно обнаружить на упаковках, в журналах и газетах?»
Он ответил:
«Изображения в журналах и газетах, следует убрать если это возможно; то же, что не может быть убрано, то следует учесть, что они не покупаются ради этих картинок (изображений живых существ), и поэтому запрет поднят, основываясь на принципе шариата: «и (Аллах) не сделал для вас никакого затруднения в религии». И затруднение приводит к смягчению. Но лучше удержаться от этого»
Источник: «Муджмуа’ Фатава, шейха ибн Усаймина, 2/260.
Шейх ибн Усеймин сказал в «Шарх аль-Мумти» (2/206):
«Стало распространенным в наши дни изображения (живых существ) на всем, и эти изображения можно увидеть на тарелках и блюдах, контейнерах для еды, в книгах и журналах; они есть везде, кроме того, что пожелал Аллах (оставить без них), и также существуют изображения, которые кушают, как например бисквиты в форме зайчиков.
Мы говорим: хранение их по причине самих изображений, что изображены на них, безусловно харам. Покупка журналов, в которых есть изображения ради этих изображений также харам, но если это делается для приобретения знания и информации или для прочтения о новостях, то мы надеемся, что в этом нет ничего неправильного, по причине сложности (полного избегания этого).
Аллах сказал: «и не сделал Аллах вам в религии тяжести» (22:78).
Эти изображения не должны быть целью человека во время покупки, и он не должен беспокоиться о них. То же самое относится к тарелкам, блюдам и контейнерам для еды и т.д. И можно сказать, что с ними обходятся без уважения, и поэтому они не относятся к тому, что запрещено.»
*(В действительно запрет общий касается любых изображений живых существ, относятся к ним уважительно или нет, это мнение опроверг шейха Альбани приведя достоверные хадисы. И в отличии от газет и книг, можно найти посуду без этих изображений.)
Также сказал шейх Усеймин:
«Четвертая категория: изображения, которые человек не желает хранить, но они приходят к нему с другими вещами, как например в случае с журналами и газетами, которые человек покупает не ради картинок, а для получения новостей, научных исследований и т.д. В этом нет ничего неправильного, потому что изображения не являются целью. Но если возможно уничтожить их без затруднения, то это лучше».
(См. Шарх Китаб ат-таухид, бааб ма джаль филь-Мусаууирин.)
Спросили шейха ибн Усеймина: «Необходимо ли человеку уничтожать картинки с изображениями живых существ, которые присутствуют в книгах? Если нарисовать черту между шеей и телом, устранит ли это запретность?»
فأجاب بقوله : لا أرى أنه يلزم طمسها لأن في ذلك مشقة كبيرة، ولأنها أي هذه الكتب ما قصد بها هذه الصورة إنما قصد ما فيها من العلم.
ووضع خط بين الرقبة والجسم هذا لا يغير الصورة عما هي عليه.
Шейх ответил:
«Не думаю, что необходимо их уничтожать, поскольку в этом есть большая трудность. Потому что в этих книгах изображения не были самоцелью, однако целью было донесение знания, которое в них содержится. И если поставить черту между шеей и телом, это не приведет к изменению изображения.»
См. "Маджму' фатауа уа расаиль", 338 вопрос.
Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 669-670):
«Во-первых: Фотографирование — подпадает под запрещенный вид создания изображений и, как правило, это то же самое, что и создание портрета или рисование на холсте цветными красками или создание скульптур. Различие в названиях и инструментах создания изображений не влечет за собой различие в положении данного вопроса.
Кроме того, различие в сложности или легкости получения изображений не имеет никого значения. Напротив, если же рассмотреть положение самих изображений живых существ, то это запрещено вне зависимости от средств и усилий, ведущих к созданию изображения.
Наличие моих (шейха Ибн База) фотографий, опубликованных в журналах «аль-Муджтама’» и «аль-И’тисам» с фатвой о положении поста, не является доказательством того, что я дозволяю фотографии, по той причине, что я не знал о них (опубликованных фотографиях — прим. пер.);
Во-вторых: - Дозволено покупать газеты и журналы с фотографиями живых существ, при условии, что они включают в себя важную новость или полезную научную информацию и цель их покупки будет идти на пользу. Кроме того, фотографии являются вторичными по отношению к основной опубликованной информации, новостям и так далее. Правило должно применяться к основной сути, а не к вторичной.
Допустимо брать их в молельные дома при условии, что фотографии будут скрыты или как-то замазаны (затерты), для того чтобы, извлечь пользу из опубликованных статей.
В-третьих: - Не дозволено устанавливать телевидение в молельные дома из-за запретного отвлечения, к которому это может привести, как например просмотр развратных сцен или сцен с ауратом дабы избежать фитны и пагубных последствий».
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз.
[Конец примечания.]
А что же касается изображения человека, то здесь есть более подробное разъяснение, и вот его слова:
«А если же изображен человек, и люди смотрят на это изображение, испытывая удовольствие и наслаждение, то такой взгляд является запретным.
Но если взгляд не сопровождается удовольствием и наслаждением, не двигается сердце и не возбуждает в нем желание. И если изображенный из тех, на кого дозволен взгляд, как взгляд мужчины на мужчину, и взгляд женщины на женщину или на мужчину, то по наиболее верному мнению, нет в этом греха, однако нельзя приобретать такие изображения лишь по причине них».
(9 Постановление взгляда на изображение женщины.)
И это хорошее разъяснение, в котором не возникает сложностей, однако он, да помилует его Аллах, сказал после этого: «И если изображенной человек из числа тех, на кого взгляд запретен, как взгляд мужчины на постороннюю женщину, то в этом вопросе есть сомнение»
(Том 12, стр. 326).
И затем он упомянул источник этого сомнения у него и это две вещи:
Во-первых, сомнение в том, на что указывает хадис «Пусть женщина, увидев другую женщину, не описывает её своему мужу так, будто он (сам) смотрит на неё» [Аль-Бухари, 5240] – в этом хадисе пришел запрет на описание внешности женщины, как например красоты ее лица, или здесь запрет на описание того, что у нее под платьем из аурата?
И шейх склонился ко второй вероятному мнению, исходя из слова «увидев прямо (вживую)» и по причине добавки: «Пусть женщина не смотрит на другую женщину в одном платье».
То будет сказано: допустим, что в хадисе имеется в виду второе значение, но ведь запретность взгляда на постороннюю женщину не ограничивается лишь указанием этого хадиса.
Пришло в Книге и Сунне то, что указывает на запретность взгляда на постороннюю женщину, сказал Всевышний: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры» [Сура «Ан-Нур», аят 30] и сказал посланник Аллаха: «Взглянув раз, не смотри снова, ибо первый взгляд тебе дозволен, но второй — уже нет»
[Передал Ахмад и другие от ‘Али, да будет доволен им Аллах. Хадис достоверный по нескольким путям.]
И пришло в Сахихе Муслима от Джубейра бин ‘АбдуЛлаха, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о случайном взгляде, и он приказал мне опускать взгляд».
Во-вторых, из того, что вызывает сомнение о запретности взгляда на изображение посторонней женщины без страсти то, что было упомянуто из огромной разницы во влиянии между действительностью и изображением:
То будет сказано: во-первых, это совершенно не допустимо, потому что иногда изображение оставляет больший след по причине наличия в нем приукрашивания. Необходимо проявлять осторожность при выявлении источников смуты.
А во-вторых, утверждение различия влияния между действительностью и изображением, даже если мы можем согласиться с этим предложением, опровергается тем, что привел шейх, да помилует его Аллах, в аргументах о дозволенности создания изображений посредством камеры, когда он упомянул, что создание изображений посредством камеры – передача изображения, которое сотворил Аллах, и это делает обязательным то, чтобы изображение было подобно действительности в своем влиянии.
Да, присутствующая посторонняя женщина, которая вызывает желание связаться с ней, оставляет больший след, чем взгляд на изображение.
Таким образом, ясно, что взгляд на изображение посторонней женщины подобен взгляду на постороннюю женщину в реальности с точки зрения влияния и запретности, даже если между ними есть отличия. И то, взгляд на что оставляет больший след, является более запретным.
И все это о взгляде на постороннюю женщину и её изображение без желания, а если вместе с желанием, то слова шейха о безусловной запретности этого уже предшествовали.
И он, да помилует его Аллах, упомянул в этом вопросе отличие во взгляде на изображение посторонней женщины между определенной и неопределенной женщиной, и если взгляд сопровождается страстью и наслаждением, то он запретен, и даже если без страсти. А если изображена определенная женщина, то шейх сказал о запретности взгляда на нее (том 12, стр. 327).
А если же изображена неопределенная женщина и человек смотрит на неё без страсти, и он не боится за себя, что это приведет к запретному шариатом, то взгляд в таком случае является дозволенным. И на это разделение шейх, да помилует его Аллах, не упомянул довод.
[Примечание редактора]:
Вопрос:
«Какое правило действует в отношении покупки журналов, например, таких как Бурда, для того чтобы, узнать о новых и различных стилях в женской одежде? Какое правило действует в отношении хранения после использования, учитывая, что в них много фотографий женщин?»
Ответ шейха ибн Усаймина:
Вся хвала Аллаху.
Вне всяких сомнений, покупка журналов, в которых не содержится ничего кроме картинок, является харамом, потому что хранение подобных картинок – харам.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ангелы не входят в дом, в котором есть изображения». И когда он увидел изображение на подушке, которую принесла Аиша, то он остановился и не входил, и она увидела признаки недовольства на его лице.
Не следует вообще смотреть на эти журналы, с фотографиями мод. И не каждая одежда дозволена; потому что некоторые виды одежды раскрывают аурат, потому что они слишком обтягивающие или по другой причине. Некоторые виды одежды неверных могут быть исключительно их одеждой, а подражание неверным является харамом, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто подражает людям, тот из них»
Я советую всем братьям в общем, и женщинам, в частности, остерегаться этих (журналов) мод, потому что некоторые из них могут содержать подражание неверным и некоторые показывают (раскрытый) аурат.
Более того, если женщины будут следить за каждой модной новинкой, то это приведет к тому, что они оставят наши традиции, которые основаны на нашей религии, и они примут чужие обычаи, которые идут от неверных».
(Шейх ибн Усеймин в al-Fataawa al-‘Jaami’ah li’l-Mar’ah al-Muslimah, часть 3, стр. 861.)
[Конец примечания.]
(10 Заключение о мнении шейха ибн Усаймина.)
Исходя из вышеупомянутого, мнение шейха в постановлении изображения живых существ посредством камеры не утвердившееся, даже если из прямого смысла большинства его слов понимается дозволенность.
И те доводы, что он упомянул, являются слабыми и несостоятельными, как это предшествовало.
И таким же образом то, что он упомянул из подробного разъяснения в вопросе взгляда на изображения людей, на которое он не привел довод, как различие во взгляде на изображение посторонней определенной или неопределенной женщины.
И также его сомнение в постановлении взгляда мужчины на изображение посторонней женщины, основанное на отличии влияния взгляда на реальность и изображение.
Это разделение и это колебание может быть сомнением для приверженцев своих страстей и желаний из читающих газеты и смотрящих телевизор, распускающих свои глаза на то, что демонстрируется и публикуется.
И это если учесть, что большинство из того, что демонстрируется и публикуется из изображений женщины, делается ради соблазна, привлечения взгляда, удовлетворения страстей и призыва к времяпровождению вместе с изображениями, журналами и товарами.
Нет у приверженцев лжи того, за что они могли бы держаться, в словах шейха, да помилует его Аллах. Взгляд на то, что демонстрируется и публикуется в средствах информации из изображений соблазнительных женщин с целью доставления наслаждения читающему и смотрящему – всё это является запретным у шейха.
А что касается решения шейха относительно приобретения изображений, то оно ясно и понятно, нет в нем затруднений.
И то, что он посчитал правильным, это запретность создания изображений живых существ посредством камеры, и что это дело подпадает под общность доводов о запретности создания изображения живых существ, и также он посчитал запретным приобретение изображений, взгляд на те изображения, на которые запрещено смотреть из мужчин и женщин, и то, что изображение подобно действительности в этом.
(11 Пять хадисов о запрете создания изображений живых существ.)
И хорошо будет упомянуть здесь часть хадисов о постановлении создания изображений живых существ: «От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается то, что он сказал: сказал посланник, да благословит его Аллах и приветствует: “Сказал Всевышний Аллах: ‘А кто более несправедлив чем тот, кто пытался создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они маленького муравья, или пусть создадут они зерно или ячменное зерно’”».
И в двух Сахихах приходит от ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, то, что она сказала: «Сказал посланник, да благословит его Аллах и приветствует: “Самому сильному наказанию в День Предстояния подвергнутся те, которые уподобляются Аллаху в творении”».
Также передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, то, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Каждый, кто создаёт изображения, будет в Огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду”».
Также передается марфу’ан: «На того, кто создаст изображение живого существа в этом мире, будет возложена обязанность вдохнуть в это изображение дух, но сделать этого он не сможет».
И в Сахихе Бухари от Абу Джухейфы, да будет доволен им Аллах, передается то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Проклял создающих изображения».
Известных хадисов, указывающих на запретность создания изображений живых существ и на то, что это один из больших грехов, а также на запретность приобретения изображений – множество, все они сохранены в сборниках Сунны.
(12 Шариат Аллаха распространяется на все времена, и он всеобъемлющий.)
Если абсолютно точно известно то, что шариат (пророка) Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, общий для всех и что он останется в силе до самого Судного дня по причине общности его послания и того, что он, да благословит его Аллах и приветствует, является печатью пророков, и постановления его шариата не распространяются только на его время, но они остаются в силе до тех пор, пока не придет приказ Всевышнего Аллаха (Судный день – прим. переводчика).
И не перестанет группа из этой общины помогать истине и не повредят им те, кто не помогает и не подчиняется им, до тех пор, пока не наступит Час.
Контексты о запретности создания изображений живых существ являются всеобъемлющими: все виды создания изображений и все средства, которые были во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и после него.
И Аллах, Который ниспослал этот шариат, знает то, что появится из средств создания изображений живых существ, а потому необходимо судить на основании Книги и Сунны и совершать дела, исходя из общности их контекстов.
Если только не будет доказано, что существует необходимость в выделении или ограничении, как, например, это обязательно в случае внешнего противоречия, как сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!»
[Сура «Ан-Ниса», аят 59.]
А затем, всем нам необходимо бояться Аллаха и искать Его довольства, сторониться того, что Он нам запретил, и того, что приводит к запретному из сомнительных вещей.
И мы просим Аллаха, чтобы Он внушил нам правильность и повел нас по прямому пути в словах и делах. И Аллаху известно лучше, да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников.
Автор:
‘Абд ур-Рахман бин Насыр Аль-Баррак
Учитель (ранее) в университете имама Мухаммада бин Са’уда
Первое число месяца раджаб 1428 года.
(13 Некоторые фатвы шейха ибн Усаймина, в данном вопросе которые не понравятся последователям своих страстей, которые пытаются шейха сделать щитом для своих страстей.)
Этого нет в самой фатве шейха Аль-Баррака, а добавлено редактором для пользы.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим
Многие мусульмане, не следующие за Кораном и Сунной, в данном вопросе, а следующие за своими страстями, говорят, что фото и видео можно делать так как это разрешил шейх ибн Усеймин и затем выставляют фото и видео у себя на страницах и вообще где только могут.
Так давайте узнаем поддерживал ли шейх такое?
1. Был спрошен шейх Ибн Усаймин:
«Я молодой человек, люблю фотографирование, и хранить фотографии, и каждый раз, когда случается какое-то событие, я делаю фотографии на память. И эти фотографии я сохраняю и кладу в альбом, и могут пройти месяцы, прежде чем я открываю этот альбом и посмотрю на фотографии. Каков хукм этих фотографий, которые я делаю, и хранения их?»
Ответил шейх:
«Обязательно тебе покаяться перед Аллахом от того, что ты сделал, и сжечь все фотографии, которые ты хранил, и сделать это прямо сейчас. Потому что не разрешено хранить изображения для памяти, поэтому ты должен сжечь их в тот момент как услышишь эти мои слова. Прошу у Аллаха для меня и для тебя прямого пути и защиты от порицаемого.» Источник: "Фатауа нурун аля дарб", кассета 370, сторона 2.
2. Был спрошен также шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах:
«Ослушание, которое люди стали часто делать в жертвоприношении – это фотографирование в момент жертвоприношения, и они заявляют, что делают это для памяти. Наряду с тем, что в этом нет пользы. Каково же ваша наставление им? Да воздаст вам Аллах благом.»
Шейх ответил:
"Это первый раз, когда я слышу про такое!
Что люди фотографируют свои жертвоприношения для памяти. Какая память будет для этих жертвоприношений? Все люди приносят жертвы, и каждый знает, что такое зарезание.
Нет сомнений что эти вещи – пришлые к нам, а мы не знаем и не знали такого.
В любом случае – не разрешено человеку фотографироваться подобным образом, для памяти, потому что создание изображений для памяти харам. Все равно будет этой нарисованное рукой, или сделанное немедленно снимающим фотоаппаратом, или фотоаппаратом, снимки которого нужно проявлять – в какой бы ситуации это не было.
И также хранение изображений запретно, в какой бы ситуации это не было.
И исключено из запрета то, к чему призывает крайняя необходимость (ад-дарура) – подобно удостоверению личности, или картины, которые на дирхамах (деньгах), или водительское удостоверение, и то, что похоже на такие ситуации, от чего человеку невозможно отказаться.
Что же касается фото лишь для памяти, то обязательно – и я говорю вам это с этого места – обязательно тому, у кого такие фото для памяти – сжечь их, а если он не сделает это, то он в грехе. Особенно то, что делают некоторые люди, из оставления фотографий отца, дяди, вкладывая их в бумажник (!), глядя на них и вспоминая о них – все это харам, и это приводит к связыванию сердца с мёртвым, и может привести к проблемам в акыде.
И суть – что я говорю – обязательно тому, у кого есть какие-то фото для памяти, сжечь их.
Что же касается того, к чему призывает нужда и что необходимо ему, то человек оправдан в этом.»
Источник: "Фатауа аль-харам аль-макки", 1410 год, 12 кассета.
3. Был спрошен шейх Ибн Усаймин:
«Распространилось выставление изображений – малых и больших – в торговых местах, и это изображения актёров, или известных людей. И это – для ознакомления с какими-то видами или сортами товаров. И когда мы порицаем их, они отвечают, что у этих фотографий нет трехмерности (телесности), и поэтому они не запретные, и они не являются подражанием творению Аллаха, ведь они без тени.
И они говорят, что они видели вашу фетву, опубликованную в газете "Аль-Муслимун", суть которой – что создание телесных изображений – лишь это запретно, а остальное не запретно. Мы надеемся, что вы разъясните этот вопрос?»
Шейх ответил:
«Кто приписал нам, что запретное из изображений – только то, у чего есть тень, а остальное не запретно – тот солгал на нас! Я считаю, что не разрешено одевать то, на чём есть изображение, все равно это одежда для малолетних или взрослых.
И не разрешено иметь изображения для памяти или для чего-то еще.
И исключается из этого лишь то, к чему побуждает крайняя необходимость или нужда, как например паспорт или водительское удостоверение. А Аллах наставляет на прямой путь.»
Источник: "Маджму аль-фатауа" 2/269
4. Сказал шейх Усаймин, когда один из шейхов обратился к нему с насыхой* по поводу фетвы про изображения:
«То, на что вы указали, да укрепит вас Аллах, касательно повторения моего ответа об дозволенности изображения, сделанного фотоаппаратом – то я даю вам знать, мой брат, что я не разрешал создание изображения живого существа – человека, или другого, лишь кроме того, к чему призывает крайняя необходимость или нужда, как паспорт, водительское удостоверение, или утверждение доказательств, и подобное этому.
Что же касается создания изображения для возвеличивания, или памяти, или услаждения взора ими - то я не разрешаю это, все равно будь это скульптурой, или рисунком, и все равно, будь это нарисовано рукой, или создано фотоаппаратом, и это по причине обобщенности слов Пророка, мир ему: "Ангелы не входят в дом, где есть изображения"
И я всегда давал фетву об этом и приказывал тому, у кого есть изображения – уничтожить их, и особенно строго относился к этому, когда изображение – изображение уже мертвого человека.
Если же это изображение создается немедленным фотоаппаратом, который делает изображение, и в этом нет никакого действия* со стороны снимающего – как приукрашивание лица, детализирования тела, и т.д. – то если это изображение создается для памяти, и тому подобными целями, которые не разрешают создание изображений – то делать это с помощью фотоаппарата будет запретным запретностью средств.
Если же изображение создается для крайней необходимости, или нужды, то нет в этом проблем.»
Источник: "Маджму аль-фатауа", 2/287-288
*(Про то, что фотограф не прилагает никаких действий, в создании фото, шейха Аль-Баррак выше ответил. И это равносильно человек выстрелит из пистолета в другого человека, а потом скажет я просто нажал кнопку, я не виноват в убийстве! Прим. Ред.
Обратите внимание кто-то к шейху обратился с насихой по даннному вопросу и каков был его ответ, а если ты сегодня к невежде подойдешь и сделаешь насиха в данном вопросе он начнет надувать щеки и визжать, обвинять тебя в средневековом мышлении, а самый лучший из них скажет я следую за шейхом Усаймином, или скажет в этом вопросе разногласия не критикуй меня! И прочие хизбитские отговорки.)
5. Фатва шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усеймина:
«Во-первых. Создание изображения бывает двух типов: первый тип - создание вручную, и другой - создание посредством механизмов.
Создание изображения вручную - запрещено, и является большим грехом, потому что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) проклял того, кто делает это. Он не дифференцировал изображения, у которых тень (то есть, трёхмерные), или те, которые просто нарисованы (двумерные), согласно более правильному мнению учёных, из-за общего значения хадиса.
Что касается создания изображения посредством машин, то есть камер, по этому вопросу существует различие мнений среди учёных более позднего времени. Некоторые из них запрещают это, а некоторые из них позволяют это. Для большей верности лучше избегать этого, потому что это - одна из сомнительных областей.
И тот, кто проявляет осторожность в сомнительных вопросах, защитит своё религиозное обязательство и свою честь.
Но если это нужно сделать с определенной целью как доказательство своей идентичности, в этом нет ничего неправильного, потому что, если есть необходимость, то вопрос больше не сомнителен.
Во-вторых. Что касается хранения изображений, оно бывает также двух типов:
Первым типом является хранение изображений, которые являются трёхмерными. Хранить их - запрещено. Ибн аль-'Араби рассказал, что существует согласие по этому вопросу (см. «Фас' аль-Баари», стр. 388, том 10). Он сказал: «Это согласие имеет отношение ко всем вещам кроме кукол для девочек».
Рассказано, что ’Айша сказала: «Я обычно играла с куклами в присутствии Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам), и у меня были друзья, которые играли со мной. Когда заходил Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам), они прятались, а он звал их, чтобы прийти и играть со мной». Рассказано аль-Бухари, № 5779; Муслимом, № 2440.
Второй тип — изображения, которые не являются трёхмерными. Они бывают различных видов:
1. Те, которые вывешены для почтения и уважения, как в случае картин королей, президентов, министров, учёных и так далее. Такие изображения — харам, потому что это связано с преувеличением о созданном существе;
2. Те, которые повешены для памяти, как вывешивание изображений друзей. Это — также харам, в соответствии с хадисом, рассказанным в «Сахих аль-Бухари» через Абу Талха, сказавшим: «Я слышал, что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) говорил: "Ангелы не входят ни в какой дом, в котором есть собака или изображение."»
3. Те, которые повешены ради украшения. Они — также харам в соответствии с хадисом ’Айши, которая, рассказала, что, когда Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам) возвратился из поездки, и она повесила узорчатый занавес на дверь в её комнаты, на котором были изображения. Когда Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам) увидел это, он порвал его и сказал:
"Наиболее строго наказанными из людей в День Воскрешения будут те, кто пробовал подражать созданию Аллаха".
И поэтому она сделала из нее одну или две подушки. Этот хадис передается у аль-Бухари под номером № 5610, а также у Муслима под номером № 2107.
4. Те, к которым относятся с непочтительностью, такие как изображения на коврах и подушках (т.е. они не содержат изображения живых существ — прим. пер.). Ан-Навави изложил от большинства учёных среди сахабов и табиинов, что таковые допустимы.
5. Те, которые, к сожалению, стали широко распространёнными и которые трудно избежать, такие как изображения, выгравированные на монетах и т.д., которые стали проблемой для мусульманской Уммы. Мне кажется, что нет никакого греха на том, кто приобретает их, не желая приобретать изображения.»
Источник: «Фатуа аль-Акыда», стр. 66, 663, 679.
6 Фатва шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усеймина:
«Создание изображений с этой целью (на память — прим. пер.) — запрещено и не разрешается. Это потому, что создание изображений на память запрещено в соответствии со словами посланника Аллаха ﷺ, который сказал: “Ангелы не входят ни в один дом, в котором есть изображение”
Передано аль-Бухари в «Бид аль-Халк'», 2986. А везде, куда не входят ангелы, нет никакой добродетели.
Источник: «Фатуа Манаар аль-Ислам», 3/759
7 Шейха Ибн Усеймина (да смилуется над ним Аллах) спросили о ношении одежды с изображением животных или людей.
Он ответил:
«Не дозволено носить одежду с изображениями животных и людей. И не дозволено носить гутру (традиционный мужской платок у арабов) или любой другой головной убор, если на нем имеются изображения живых существ.
Достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ангелы не входят в дома, в которых есть изображения». Именно поэтому мы считает, что не следует держать в доме фотографии, которые люди хранят на память. Если у кого-то есть такие фотографии на стенах, в альбомах и т.п., то пусть они избавятся от них, потому что это лишает их дома присутствия ангелов.».
Шейха (да смилуется над ним Аллах) также спросили о ношении детской одежды с изображением живых существ.
Он ответил:
«Ученые говорят: что запрещено носить взрослому, то запрещено носить и ребенку. Раз одежда с изображениями живых существ запретна для взрослых, значит, она запретна и для ребенка. Мусульмане не должны покупать такую одежду и обувь, чтобы грешники не смогли склонить нас на их сторону в этом вопросе. Если мы не будем покупать такую одежду и обувь, то у них не будет смысла привозить ее в эту страну».
См. Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Усеймин, 12/333.
8 Шейх Мухаммад бну Салих аль-’Усаймин (который, скажем из справедливости, хоть и не запрещал строго создание видео - и фотографического изображения живых существ (кроме как если эти изображения будут предназначены для поминания), а лишь говорил, что в этом пустая трата времени и имущества («Сильсиляту ликаи ль-баби ль-мафтух», кассета №2, сторона «б», с 15 мин.) однако обратим внимание на другие его слова:
«Мусульманин должен далеко держаться от этого (камеры), так как это ближе к богобоязненности и набожности по причине того, что в этом есть сомнение. Некоторые ученые считают создание изображений, включая фотографические, запретным (независимо от намерения в создании этих изображений), и необходимо человеку оставлять то, в чем есть сомнение» («Сильсиляту ликаи ль-баби ль-мафтух», кассета №229, сторона «б», с 15 минуты).
Хафиз ан-Навави назвал хадис об оставлении сомнительного «Набожностью и искренностью» («Поистине дозволенное ясно и запретное ясно, а то, что между ними является сомнительным, и тот, кто будет остерегаться сомнительного, очистит свою религию (то, что между ним и Его Господом ) и свою честь (то, что между ним и людьми), а тот, кто впадет в сомнительное, впадет в запретное…» – шестой хадис из сборника «Сорок хадисов» ан-Навави).
Шейх Мухаммад бну Салих аль-Усаймин, да пребудет над ним милость Аллаха, относительно своей позиции, касающейся изображений, сказал: «Это мое мнение в этом вопросе, если оно верное, то от Аллаха и Он есть Дарующий, если ошибочное, то из-за моего упущения (в этом вопросе» («аль-Ибразу ль-аквали ль-’уляма», стр. 53).
В этой же книге на стр. 50 приводятся слова шейха относительно этого вопроса: «Человек должен держаться того, что соответствует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и действовать согласно доводам, это и есть правильный путь (в этом вопросе)».
Мы следуем за саляфами (праведными предшественниками) во всех религиозных вопросах, ибо они действовали в соответствии с доказательствами из Корана и Сунны, а если кто-нибудь из них ошибался в каком-либо вопросе, то мы оставляем его ошибочное мнение в этом и следуем доводам, проявляя при этом уважение к ошибающемуся ученому, который ошибся по той или иной причине и не следовал при этом за страстями.
Что касается шейха ибн аль-Усаймина, да будет Аллах щедр к нему, то он не снимал свои проповеди и уроки на видео. Это и есть его манхадж (путь и методология) в этом вопросе.
Кстати, в этом пример другим шейхам, которые этим занимаются. В интернете мало видео с шейхом, потому что он не снимал свои уроки на видео, хотя мог, а те видео, где есть его изображений это где он приглашен на разные конференции и т.д.
И это не помешало шейху стать известным на весь мир, а его книгам и фатвам распространится по всему миру! Что является ответом тем, кто считают, что без их изображений призыв их не распространится.
9 Шейх ибн Усеймин также отличался своей приверженностью принципу призыва к одобряемому и запрещения порицаемого. Доктор Сауд Хасан Мухтар вспоминает:
«Однажды шейха пригласили прочитать лекцию в одно из госучреждений. Над трибуной висел большой портрет, выражающий неподобающе великие почести изображенному на нем лицу (Аллах лучше знает, но скорее всего, это был портрет короля, так как другие портреты в Саудии можно увидеть довольно редко, тем более портреты такого содержания).
Шейх попросил главу госучреждения снять портрет, но тот отказался. Шейх стал настаивать, но тот снова отказался.
Шейх сказал, что он не начнет лекцию, пока портрет не будет снят. Директор учреждения ответил категорическим отказом. Тогда шейх вышел из зала, направился в ближайшую к учреждению мечеть, а за ним последовали несколько тысяч человек, собравшихся на лекцию. В результате лекция состоялась, но не в госучреждении, а в мечети»
(См. «Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 17).
И этим шейхом пытаются прикрывать свои страсти последователи своих страстей!?
10 Шейх аль-‘Усаймин (رَحِمَهُ الله) сказал:
«Не разрешается человеку фотографировать кого-либо без его разрешения, даже если он знает, что тот, кого он фотографирует, придерживается мнения о дозволенности фотографий».
См. «Шарх булюгъ аль-марам» 15/329.
Многие, которые придерживаются этого отклоненного мнения что можно выставлять фото живых существ пренебрегают этим, и фотографируют и снимают на видео кого хотят без их спроса. А что сказать о фотографировании того, кто считает это запретным!?
И они это делают в домах Аллаха, и даже около Каабы, и в мечети Пророка, салля Ллаху алейхи уа саллам, в Медине, они занимаются этой преступной деятельностью!
(14 Арабский текст фатвы шейха Аль-Баррака, с которого был сделан перевод):
موقف العلامة محمد بن عثيمين من التصوير
رقم الفتوى 21554
تاريخ الفتوى 18/7/1428 هـ -- 2007-08-02
السؤال فضيلة الشيخ: عبدالرحمن بن ناصر البراك وفقه الله سلام عليك ورحمة الله وبركاته ... أما بعد : فقد قرأتُ كلام الشيخ محمد بن صالح بن عثيمين رحمه الله في التصوير في المجلد الثاني عشر من مجموع الفتاوى له، وقد لحظتُ فيه أشياء أشكلت، مثل قوله: "إن التصوير الفوتوغرافي ليس تصويرا، ومع ذلك لا يجوز اقتناء الصور للذكرى"، ومع تردد في بعض المواضع في حكم التصوير، وفي حكم النظر إلى بعض الصور...آمل تعليقكم على ذلك.
الإجابة وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته:
الحمد لله رب العالمين، وصلى الله وسلم على محمد وعلى آله وصحبه أجمعين، أمـا بعد:
فإن من يُمعن النظر في أجوبة الشيخ محمد بن صالح العثيمين رحمه الله في التصوير، والنظر إلى الصور واقتنائها، يلاحظ أن تصوُّره للواقع فيه تشوّش، أي: إنه لم يتصور الواقع تصوراً تاماً، ولهذا وقع في كلامه في هذا الموضوع بعض الأمور التي تستغرب من مثله، عفا الله عنه، ويمكن أن يتخذ منها أهل الأهواء والشهوات طريقاً إلى ترويج ما يهوونه من برامج الإعلام المرئية، ونشر أنواع الصور في الصحف والمجلات، وأهم ما لدينا من كلام الشيــخ رحمه الله في هـذا الموضوع أجوبته كما في مجموع الفتاوى له في ج 12 من صفحة 311 إلى 327 ومدار كلامه رحمه الله على ثلاث مسائل:
1- حكم التصوير.
2- اقتناء الصور.
3- النظر إلى الصور.
وحاصل كلامه في حكم التصوير أنه يختلف باختلاف المصوَّر، واختلافِ الوسيلة في التصوير، وعلى هذا فالتصوير باعتبار حكمه عند الشيخ ثلاثة أنواع:
1- تصوير مباح على الصحيح، وهو تصويـر الجمادات والنباتات.
2- تصوير محرم، وهو تصوير ذات الأرواح باليد.
3- تصوير مختلف فيه، وهو تصوير ذات الأرواح بالكاميرا.
والشيخ رحمه الله في الأغلب من ظاهر كلامه يختار جواز هذا النوع مالم يُتوصل به إلى ماهو محرم فيحرم، واحتج الشيخ لما ذهب إليه:
أولاً: بأن التصوير بالكاميرا ليس هو من فعل المكلف، فلا يكون تصويرا.
ثانياً: أن التصوير الذي بالكاميرا ليس فيه مضاهاة لخلق الله، بل هو نقل للصورة التي خلقها الله بواسطة الآلة، وليس للإنسان في هذا فعل إلا توجيه الآلة وتحريكها، فنقل الصورة لا يتوقف على خبرة المحرك بالآلة ومعرفته بالرسم، وأيَّد رحمه الله ذلك بمثل، وهو أن تصوير الخط كما في الصكوك والوثائق ماهو إلا نقل لخط الكاتب، وليس خطاً لمن نقله بالآلة، فيقال: هذا خط فلان الذي هو كاتب الأصل.
هذا حاصل ما احتج به الشيخ رحمه الله، وهو مسبوق إلى هذا، وما سمَّـاه الشيخ نقلاً للصورة هو ما سمَّاه غيره من المجيزين للتصوير بحبس الظل، ويسمون التصوير بالكاميرا التصوير الضوئي.
والجواب عن الأول -وهو أن التصوير بالكاميرا ليس تصويرا لأن ذلك ليس من فعل المكلف- أن يقال: هذا غير مُسَلَّـم، فإنه تصوير لغةً وعرفاً، فإنه يقال للآلة: آلة التصوير، ولمُشغِّلها: المُصور، ولفعله: التصوير، وللحاصل بها: صورة، وهذا التصوير من فعل المكلف ولكن بالوسيلة، وهو من فعل المكلَّف، ولكن بالوسيلة الحديثة ((الكاميرا ))، ومما يدل على أنه من فعل المكلَّف أن له أحكاماً، فقد يكون مباحاً وقد يكون حراماً كما تقدم.
ويجاب عن الثاني -وهو أن التصوير بالكاميرا ليس فيه مضاهاة لخلق الله تعالـى...إلخ- بأن ذلك ممنوع؛ فالمضاهاة مقصودة للمصور وحاصلة.
وتسمية ذلك (( نقلاً )) تغيير لفظ لا يغير من الحقيقة شيئا، فلا يؤثر في الحكم.
والصورة التي خلقها الله لا تنتقل عن محلها، فإنها لو انتقلت لخلا محلُّها، ومعلوم أن الصورة عَرَض لا يقوم بنفسه، فلا يوصف بالانتقال، بل الزوال، فالصورة الحاصلة بالكاميرا تضاهي الصورة القائمة بالمصوَّر وليست إياها، ولهذا يتصرف المصوِّر في الصورة بالتصغير والتكبير والتحسين والتقبيح. ولو كانت الصورة محضَ نقل لما أمكن التصرف فيها. فتبيَّن أن التصوير بالكاميرا تصويرٌ حقيقةً، لا نقل للصورة التي خلقها الله، لأن ذلك متعذر. ولتصرف المصور في الصورة الحاصلة بالآلة.
وأما صورة الخط فلا يقال فيها: إن هذا خط فلان، بل صورة خطه، ولهذا يفرق بين الأصل والصورة، فيقال في الوثيقة: هذا أصل وهذا صورة، ولا يُعول في الإثبات على الصورة في الكثير من الأمور المهمة، بل لابُد من إحضار الأصل. والله أعلم.
وأما المسألة الثانية، وهي حكم اقتناء الصور، فقد ذهب الشيخ رحمه الله إلى تحريم اقتنائها للذكرى، وتحريم تعليقها، وقد أشار في ذلك إلى دلالة السنة على تحريم اتخاذها واقتنائها في غير ما يُمتهن. (ج 12 ص 325)
والسنة التي أشار إليها مثل حديث عائشة رضي الله عنها في قصة القرام التي سترت به سَهْوة لها، أي فُرْجة، وكان فيه تصاوير، فلما رآه النبي صلى الله عليه وسلم هتكه وتَلَوَّن وجهه، وقال: "إن أشد الناس عذابا يوم القيامة الذين يضاهون بخلق الله" قالت عائشة: فجعلناه وسادة أو وسادتين. متفق عليه. وكذلك قوله صلى الله عليه وسلم: "إن أصحاب هذه الصور يوم القيامة يعذبون، فيقال لهم: أحيوا ماخلقتم" ثم قال: "إن البيت الذي الصور لاتدخله الملائكة" متفق عليه.
وقد استوفى الشيخ رحمه الله ذكر الأدلة على حكم اقتناء الصور في الجواب المُطول المفصل الوارد في ج12 في الصفحات من 311 إلى 317 .
وسواء عنده أكانت الصورة كاملة أم غير كاملة إذا كان الرأس موجوداً لحديث أن جبريل عليـه السلام لما امتنع من دخول بيت النبي صلى الله عليه وسلم لوجود التمثال الذي بالباب، أمر أن يُقطع رأس التمثال حتى يكون كهيئة الشجرة، ونقل الشيخ رحمه الله عن الإمام أحمد قوله: "الصورة الرأس" ومثله عن ابن عباس رضي الله عنه.
وأكد الشيخ أنه لا يزول حكم الصورة حتى يبان الرأس إبانةً تامة، وكأنه يشير إلى ما يفعله المحتالون على تحليل الحرام من تصوير الجسم وتصوير الرأس فوقه مع الفصل بينهما بخط، وقد نص رحمه الله على جواز اقتناء الصورة أو ما فيه صورة مما تدعو إليها الحاجة أو الضرورة، كالصورة لإثبات الشخصية، والصور التي في النقود.
وبين رحمه الله أن ما يحرم اقتناؤه من الصور يتفاوت حكمه باعتبار مقصود مقتنيها، وباعتبار المصوَّر، كاقتناء صور العظماء وصور النساء، ولا سيما مع تعليقها أغلظ تحريماً من غيرها لما يتضمنه ذلك من المفاسد. وقد أجاد وأفاد رحمه الله في مسألة اقتناء الصور هذه، وإن كان تصويرها بالكاميرا.
ولكن هذا يُضعف ما ذهب إليه من جواز تصوير ذوات الأرواح بالكاميرا. فإن القول بجواز التصوير بالكاميرا مع تحريم اقتناء الصورة فيه نوع تناقض. مما يدل على أن قوله بجواز التصوير ليس هو فيه على طمأنينة.
ويؤيد ذلك أنه نص في جوابـه المفصل المشار إليه على أن التصوير بالكاميرا من المتشابهات، حيث قال بعد ذكر الخلاف: "والاحتياط الامتناع من ذلك، لأنه من المتشابهات، ومن اتقى الشبهات فقد استبرأ لـدينه وعرضه". (ج12/312)
وبناءً على ما تقدم يتبين أنه لا يصح إطلاق نسبة القول بجواز التصوير بالكاميرا إلى الشيخ، فإما أن يقال: (عنه في ذلك روايتان)، أو يقال: (إن قوله بالجواز لم يكن مطمئناً إليه وإن احتج له ببعض الشبهات العقلية، فقد ذكر القولين وحجج الفريقين، ومال في أغلب أجوبته إلى القول بالجواز).
وقد اشتهر عنه القول بالجواز، وأخذ بذلك كثير من طلاب العلم وغيرهم تقليدا، كما تعلق به أصحاب الأهواء الذين لا يأخذون من أهل العلم إلا ما يوافق أهواءهم، فعمت البلوى بهذا التصوير واستباحه أكثر الناس؛ جهلاً وتقليداً وهوى، وهذا كله لا يضر الشيخ، فهو علامة مجتهد متحر ٍ للحق، فأمره دائر بين الأجر والأجرين، إن شاء الله. فإن المجتهد إن أصاب فله أجران، وإن أخطأ فله أجر واحد.
والمقلدون للشيخ لم يمعنوا النظر في سائر أجوبته، لذلك لم يعرفوا حقيقة مذهبه في هذه المسألة.
وأما أصحاب الأهواء فلا يعنيهم التحقق من مذهب العالم وفتواه، بل يكفيهم أن يظفروا منه بما يوافق مرادهم ويصلح للتشبث به لترويح باطلهم
وفي كلام العلماء ما يعد من المتشابه الذي يجب رده إلى الواضح من كلامهم، وسبيل أهل الزيغ اتباع المتشابه من كل كلام، كما قال تعالى "فَأما الّذين فِي قُلُوبهمْ زيْغ فَيَتّبعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الفِتْنَةِ وَابْتغاءَ تَأوِيلِه" وهذا منشأ ضلال فرق الضلال من هذه الأمة، فنعوذ بالله من سبيل الغي والضلال.
وخلاصة القول أن المبيحين للتصوير بالكاميرا أو التصوير الضوئي أصناف:
1- علماء مجتهدون في معرفة الحق بريئون من الهوى، فهم في التصوير متأولون، وهذا الصنف قليل.
2- علماء مجتهدون متأثرون في اجتهادهم بضغط الواقع وشيء من الهوى.
3- مقلدون بحسن نية.
4- مقلدون مع شهوة وهوى، وهؤلاء يكثرون في المنتسبين إلى العلم والدين.
5- متبعون لأهوائهم لا يعنيهم أن يكون التصوير حراماً أو حلالا، لكنهم يدفعون بالشبهات وبالخلاف من أنكر عليهم، والله يعلم ما يسرون وما يعلنون، فالناس في هذا المقام كما قال الله تعالى: "هُمْ دَرَجَاتٌ عِنْدَ اللهِ وَالله ُ بَصِيرٌ بِمَا يَعْمَلُون".
وأما المسألة الثالثة، وهي حكم النظر إلى الصحف والمجلات والتلفاز فقد فصّل فيه الشيخ من جهة نوع المصوَّر ومن جهة أثر النظر:
فعنده أن الصورة إذا كانت لحيوانات، أي لغير آدمي جاز النظر إليها، لكن لا يجوز اقتناء الصحف من أجلها وإن كانت لآدمي ففيه تفصيل، وهذا نص كلامه:
"وإن كانت صور آدمي، فإن كان يشاهدها تلذذاً أو استمتاعاً بالنظر فهو حرام، وإن كان غير تلذذ ولا استمتاع، ولا يتحرك قلبه ولا شهوته بذلك، فإن كان ممن يحل النظر، كنظر الرجل إلى الرجل، ونظر المرأة إلى المرأة أو إلى الرجل أيضا،ً على القول الراجح فلا بأس به، لكن لا يقتنيه من أجل هذه الصور"
وهذا تفصيل حسن لا إشكال فيه، ولكنه رحمه الله قال بعد ذلك: (( وإن كان ممن لا يحل له النظر إليه، كنظر الرجل إلى المرأة الأجنبية فهذا موضوع شك وتردد )). (ج 12/326)
وقد ذكر بعد ذلك منشأ هذا الشك والتردد عنده وهو أمران:
الأول: تردده في دلالة حديث "لا تباشر المرأةُ المرأةَ فتنعتها لزوجها حتى كأنه ينظر إليـها" هل النهي عن نعت صورتها الظاهرة كمحاسن وجهها، أو النهي عن نعت ما تحت الثياب من العورة؟
والشيخ يميل إلى الاحتمال الثاني، من أجل لفظ المباشرة ومن أجل زيادة النسائي في الحديث ولفظه: "لا تباشر المرأةُ المرأةَ في الثوب الواحد".
فيقال: هب أن المراد من الحديث المعنى الثاني، فتحريم النظر إلى المرأة الأجنبية لا يتوقف على دلالة هذا الحديث، فقد جاء في الكتاب والسنة ما يدل على تحريم النظر إلى المرأة الأجنبية، قال تعالى: (( قل للمؤمنين يغضوا من أبصارهم )) وقال صلى الله عليه وسلم: "لا تتبع النظرة النظرة، فإن لك الأولى وليست لك الآخرة" رواه الإمام أحمد وغيره عن علي رضي الله عنه، وهو صحيح بمجموع طرقه. وفي صحيح مسلم عن جرير بن عبدالله رضي الله عنه قال: سألت النبي صلى الله عليه وسلم عن نظر الفجاءة فأمرني أن أصرف بصري.
الأمر الثاني -مما أوجب التردد في تحريم النظر إلى صورة المرأة الأجنبية بغير شهوة- : ما ذكره من الفرق العظيم في التأثير بين الحقيقة والصورة.
فيقال: أولاً: هذا لا يُسلم على الإطلاق، فقد تكون الصورة أعظم تأثيراً لما يجري فيها من التحسين والتلوين، والعناية في تحديد مواضع الفتنة.
وثانياً: دعوى الفرق في التأثير بين الحقيقة والصورة -وإن سُلِّم في الجملة- فإنه يرد على ما قرره رحمه الله في الاحتجاج لجواز التصوير بالكاميرا، حيث ذكر أن التصوير بالكاميرا نقلٌ للصورة التي خلقها الله، وهذا يقتضي أن تكون الصورة كالحقيقة في التأثير.
نعم؛ إذا كانت المرأة الأجنبية حاضرة يُطمع في الوصول إليها، فهي من هذه الجهة أعظم تأثيراً على الناظر من الصورة.
وبهذا يتبين أن النظر إلى صورة المرأة الأجنبية كالنظر إلى المرأة الأجنبية في التأثير والتحريم، وإن وُجد تفاوت بينها، فما كان أعظم تأثيراً كان النظر إليه أشد تحريـما.
هذا كله في النظر إلى المرأة الأجنبية أو صورتها بغير شهوة، أما إذا كان بشهوة فقد تقدم نص الشيخ على التحريم مطلقاً.
وذكر رحمه الله في هذا المقام شيئاً من الفرق في النظر إلى صورة المرأة الأجنبية بين المعينة وغير المعينة فإن كان النظر بشهوة وتلذذ فهو حرام، وإن كان بغير شهوة؛ فإن كانت الصورة لامرأة معينة، فالقول بتحريم النظر حينئذ قال فيه الشيخ: ((فيه نظر)) جزء 12 ص 327 وإن كانت الصورة لغير معينة وبغير شهوة، ولا يخشى أن تجر إلى محظور شرعي، فالنظر في هذه الحال جائز. وهذا التفصيل من الشيخ رحمه الله لم يذكر عليه دليلا.
وحاصل ما تقدم أن رأي الشيخ في حكم التصوير بالكاميرا ليس مستقراً ولا محررا، وإن كان الغالب على كلامه ظاهرُه القول بالجواز، وما ذكره من الأدلة على ذلك ضعيفة ومنقوضة كما تقدم، وكذلك ما ذكره من التفصيل في مسألة النظر إلى صور الآدميين فيه ما لا يتجه، كالفرق في النظر إلى صور المرأة الأجنبية بين المعينة وغير المعينة.
وكذلك تردده في حكم نظر الرجل إلى صورة المرأة الأجنبية بناءً على الفرق في تأثير النظر بين الحقيقة والصورة.
وهذا التفصيل وهذا التردد يمكن أن يكون شبهة لأصحاب الأهواء والشّهوات، من مطالعي الصّحف والشّاشات بإطلاق أبصارهم فيما يُعرض ويُنشر.
وإذا كان معظم ما ينشر ويعرض من صور النساء يقصد منه الإغراء وجذب الأنظار وإشباع الشهوات، والدعاية إلى ترويج الصور والمجلات والمبيعات.
فلا متمسك لأهل الباطل في كلام الشيخ رحمه الله. فإن النظر إلى ما يُعرض وينشر في وسائل الإعلام من صور النساء الفاتنات لإمتاع القراء والمشاهدين كله حرام عند الشيخ.
وأما ما قرره الشيخ في مسألة اقتناء الصور فهو واضح بيّن لا إشكال فيه.
والذي أراه صواباً هو تحريم التصوير بالكاميرا، وأنه داخل في عموم أدلة تحريم التصوير، وتحريم اقتناء الصور، وتحريم النظر إلى صور ما يحرم النظر إليه من الرجال والنساء، وأن الصورة كالحقيقة في ذلك، ويحسُن هنا ذكر جملة من الأحاديث الوردة في حكم التصوير:
فعن أبي هـريرة رضـي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: "قال الله تعالى: ومن أظلم ممن ذهب يخلق كخلقي، فليخلقوا ذرة، أو ليخلقوا حبة، أو ليخلقوا شعيرة" متفق عليه، وفي الصحيحين عن عائشة رضي الله عنها قالت : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: "أشد الناس عذاباً يوم القيامة الذين يضاهئون بخلق الله"، ولهما عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم: "كل مصور في النار، يجعل له بكل صورة صورها نفس يعذب بها في جهنم"، ولهما عنه مرفوعاً: "من صور صورة في الدنيا كُلِّف أن ينفخ فيها الروح وليس بنافخ"، وفي صحيح البخاري عن أبي جحيفة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم: "لَعَن المصورين".
والأحاديث الدالة على تحريم تصوير ذوات الأرواح وأنه من كبائر الذنوب وتحريم اقتناء الصور كثيرة مشهورة محفوظة في دواوين السنة.
وإذا كان من المعلوم بالضرورة أن شريعة محمد صلى الله عليه وسلم عامة وباقية إلى قيام الساعة، لعموم رسالته وختم النبوة به صلى الله عليه وسلم، فأحكام شريعته وخصوصها لا تختص بزمانه بل هي دائمة إلى أن يأتي أمر الله تبارك وتعالى، ولا تزال طائفة من هذه الأمة على الحق ظاهرين لا يضرهم من خذلهم ولا من خالفهم حتى تقوم الساعة، فنصوص تحريم التصوير شاملة لكل تصوير بأي وسيلة مما كان في عهده صلى الله عليه وسلم أو يكون بعده، والله الذي أنزل هذه الشريعة يعلم ما سيحدث من وسائل التصوير، فيجب تحكيم نصوص الكتاب والسنة وإعمال عُموماتها وإطلاقاتها، مالم يثبت ما يوجب التخصيص أو التقييد، كما يجب التحاكم إليها عند التنازع كما قال تعالى: (( يا أيها الذين آمنوا أطيعوا الله وأطيعوا الرسول وأولي الأمر منكم فإن تنازعتم في شيء فردوه إلى الله و الرسول إن كنتم تؤمنون بالله واليوم الآخر ذلك خير وأحسن تأويلا)).
وبعد؛ فعلـى الجميع أن يتقوا الله ويلتمسوا رضاه، ويجتنبوا ما حرم عليهم وما يقرب إلى الحرام من المشتبهات.
هذا ونسأل الله أن يلهمنا الصواب، ويهدينا سبيل الرشد في القول والعمل. والله أعلم، وصلى الله وسلم على نبينا محمد وعلى آله وصحبه أجمـعين.
أملاه
عبدالرحمن بن ناصر البراك
الأستاذ (سابقا) بجامعة الإمام محمد بن سعود
غرة رجب 1428
رجوع
طباعة
إرسال http://albarrak.islamlight.net/index.php?option=com_ftawa&task=view&id=21554
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев