«Ух ты, а ей уж восемьдесят?!», - так и хочется удивленно воскликнуть вслед за вездесущим искателем приключений дядей Митей из фильма «Любовь и голуби». Но время неумолимо: отлетают листочки отрывного календаря и приходится перешагивать новый рубеж, примеривая к себе новую круглую цифру. Да и что, собственно, в этой цифре неприятного? Самый солнечный поэт нашего времени, настоящий генератор света и внутренней радости, щедро передаваемой окружающим, соткала вокруг себя собственный мир вечной любви, не имеющей возраста…
Какие все-таки у Ларисы Рубальской теплые стихи! Знаете почему? Потому что она ничего не придумывает, витая в поэтических эмпиреях, а тихо рассказывает в рифмованных строчках о нашей жизни, не всегда складной, не всегда успешной, не всегда яркой. Но наш поэт тотчас же дарит нам надежду, убеждает, что все будет хорошо. И ведь так и случается! А еще Лариса Рубальская искренне любит людей, поэтому у всех ее стихов – счастливая судьба.
Для кого пишет свои стихи Лариса Рубальская? Сомнений нет: для женщин. А пишет она так, что многие поражаются: откуда, из каких душевных тайников достает Лариса самые нужные в данный момент слова, откуда узнаёт о личной любовной трагедии или видит забрезжившее вдали хрупкое счастье?
…Повезло или не повезло в жизни самой поэтессе? В нашей стране ее творчество известно каждому: ни одно застолье не обходится без песен «какая ты смешная, доченька моя» или «плесните колдовства в хрустальный мрак бокала», хотя навскидку автора стихов скорее всего не назовут.
На стихи Рубальской писали и пишут песни самые известные композиторы, заранее зная, что любой проект с ее участием обречен на успех. Давид Тухманов, Александр Добронравов, Вячеслав Добрынин, Аркадий Укупник, Эдуард Ханок давно расписались в искренней любви к своему любимому автору. В творческой копилке популярной поэтессы сегодня более 600 стихов, ставшими песнями.
… Училась маленькая Лариса из рук вон плохо: из класса в класс ее переводили из уважения к родителям, работавших в той же школе – отец учителем труда, мама – завхозом. Рекомендацию для поступления в институт она, естественно, не получила, пришлось работать машинисткой в Литинституте, где характеристику в Педагогический все же дали.
Учительский стаж молодого педагога оборвался на третьей неделе преподавания, после того, как она поведала пятиклассникам, что в сказке «Морозко» есть всего один положительный герой. Даже не гадайте – это не Настенька и не добрый молодец Иван, а … собака, которая вся время лаяла правду, невзирая на подкуп блинами и пирогами. А действительно, если только задуматься?…
Поэтесса впоследствии рассказывала, что ее трудовая книжка – даже не книга, а трехтомник: кем только не довелось поработать! Успела даже окончить курсы японского языка и успешно потрудиться в качестве переводчика в японском представительстве газеты «Асахи».
Известность поэта-песенника пришла к Рубальской уже в зрелом возрасте. Помог любимый супруг – показал ее вирши, которая она слагала для себя и иногда читала самым близким людям, композитору Владимиру Мигуле, и вскоре родился шлягер, исполненный Валентиной Толкуновой:
Не в сезон – в начале марта
Я приду на пляж забытый,
Прошлогодние приметы
Я у моря поищу.
Прошлогодние свиданья,
Прошлогодние надежды,
Прошлогодние печали
Вспоминаю и грущу.
Девяностые, самый пик популярности. «Золотые шары» в исполнении Виталия Соломина, «Транзитный пассажир» Ирины Алегровой, «Странная женщина» Михаила Муромова, «Напрасные слова» Александра Малинина. И сборники стихов, которые и сейчас пользуются постоянным спросом – в каждом книжном магазине они всегда на почетном месте. Кулинарные книги Рубальской – особая история. Как же она любит готовить! «Кулинарная стихия, или Стихийная кулинария», «Его величество Салат» и «Кулинарные рецепты на бис», «Рецепты счастья» - почитательницы по достоинству оценили и эту сторону ее таланта. Как и писательское творчество Рубальской, кулинарное – тоже «без наворотов», но очень вкусное, домашнее и поэтическое. Например, пончики «Золотые шары», макароны «Курортный роман», салат «Забытые истины» или хачапури «Куда ты денешься». Причем, поэтесса прекрасно обходится без такой необходимой кухонной математики: никаких «возьмите 220 граммов муки и 15 граммов дрожжей» – все на глаз, и все на память, для настроения, для счастья, «грусти немного, а не-грусти побольше». Это уж кому как вкуснее.
Несколько лет назад в одном из интервью Лариса Рубальская раскрыла одну маленькую тайну, поделилась секретом своей творческой лаборатории: «По улицам не просто так хожу – наблюдаю. Я и на лавочке с бабушками посижу, и с детишками постою, и с девчонками молодыми тут поболтаю. Надо слушать жизнь». Следует отметить, что слушать жизнь она умеет виртуозно. Основная цель ее служения людям – дарить надежду. Уникальность стихов Рубальской в том, что каждое из них – единственная в своём роде love story, неоконченная повесть о светлом и добром мире любви.
Ты меня о возрасте не спрашивай
Ты меня о возрасте не спрашивай,
Не совпал он с состоянием души.
Комплиментами меня не приукрашивай,
Подводить итоги не спеши.
Я ещё не все рассветы встретила
И не все закаты обрела,
Я на главные вопросы не ответила —
Как жила и счастлива ль была?
Ты меня о возрасте не спрашивай…
В прошлом все свои оставив миражи,
Оттолкнулась я от берега вчерашнего,
Чтобы в вихре вальса закружить.
Я ещё в мечтах летаю к звёздам,
Верую я в искренность друзей,
И надеюсь, что совсем не поздно
Мне любви довериться твоей….
Очередь за счастьем
Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она —
Писал поэт в одной из глав,
А он велик и, значит, прав.
Но я хочу его поправить,
И от себя чуть-чуть добавить.
Я думаю, привычка может
Заменой быть несчастью тоже.
Привыкнуть можно ко всему —
К весне в сиреневом дыму,
К осенним ржавым кленам, к лужам,
К тому, что тот, кто был так нужен,
Жестоко предал вас в финале,
А вас давно предупреждали,
А вы всё не хотели вникнуть.
Придётся к этому привыкнуть.
Негромко тикают часы,
Струится свет из лампы тусклой,
И привыкаешь к новой грусти
В начале тёмной полосы.
К тому, что не с кем слова молвить,
Что стало некому готовить,
И по ночам совсем не спится,
А утром ломит поясницу.
Кто другом был, вдруг стал не другом,
Хоть и везуч не по заслугам.
И мог звонить почаще кто-то,
Но ведь у всех свои заботы…
Весы и зеркало не льстят,
Часы ползут, а дни летят,
И затянулись холода.
И никого. И никогда.
Но всё же верю я поэту.
А значит, тьма — начало света,
Про одиночество забыть,
Свою свободу полюбить.
Сходить в кино. Наряд примерить,
И главное — во что-то верить.
А ночь — она к утру дорога,
Осталось ждать совсем недолго.
Привыкнув к бедам и напастям,
Встаём мы в очередь за счастьем.
И я привыкла ко всему
И не бросаюсь зря словами.
За счастьем очередь займу.
Кто тут последний? Я за вами.
Моя душа настроена на осень
Моя душа настроена на осень,
Гостит печаль на сердце у меня.
Опять часы показывают восемь —
Короткий миг сгорающего дня.
В тот день в саду проснулись хризантемы
И были так беспомощно-нежны…
Когда вы вдруг коснулись вечной темы,
Я поняла, что вы мне не нужны.
Открыт мой белый веер
Сегодня не для вас.
Я укорять не смею
Прохладу ваших глаз.
Быть нежной вам в угоду
Я больше не могу.
Вы цените свободу?
Что ж, я вам помогу.
Я тороплю мгновенья к листопаду,
К холодным дням мгновенья тороплю.
Я вас прошу, тревожиться не надо.
Мне хорошо, но я вас не люблю.
Хрустальный дождь рассыпан по аллеям, Вздохнете вы – погода так скверна!
А я, мой друг, нисколько не жалею,
Что прошлым летом вам была верна.
Напрасные слова
Плесните колдовства
В хрустальный мрак бокала.
В расплавленных свечах
Мерцают зеркала,
Напрасные слова —
Я выдохну устало.
Уже погас очаг, я новый не зажгла.
Напрасные слова —
Виньетка ложной сути.
Напрасные слова
Нетрудно говорю.
Напрасные слова —
Уж вы не обессудьте.
Напрасные слова.
Я скоро догорю.
У вашего крыльца
Не вздрогнет колокольчик,
Не спутает следов
Мой торопливый шаг.
Вы первый миг конца
Понять мне не позвольте,
Судьбу напрасных слов
Не торопясь решать.
Придумайте сюжет
О нежности и лете,
Где смятая трава
И пламя васильков.
Рассыпанным драже
Закатятся в столетье
Напрасные слова,
Напрасная любовь.
Хозяйка-жизнь
Порой живёшь – на всё плюёшь,
И ничего не надо.
То оживёшь, и в долг возьмёшь,
Потом опять – засада!
То круглый нолик обведёшь,
То ставишь жирный крестик.
Бежишь, пока вдруг не поймёшь,
Что это бег на месте.
Как ни крутись,
Как ни вертись,
А результат один –
Решает всё хозяйка-жизнь,
Ты в ней не господин.
Порой вздохнёшь – как мир хорош!
То вдруг полезешь в драку.
Потом возьмёшь, да подберёшь
Бездомную собаку.
И в горький миг, и в сладкий час,
И даже в день особый,
Решает кто-то всё за нас,
И отвертись, попробуй!!!
Я ничего у жизни не просила…
Я ничего у жизни не просила,
Хотя бывало нечем мне дышать,
Жила, ждала, страдала и любила
И научилась плакать и прощать.
Все поняла о смысле женской доли -
Чем тяжела она, чем хороша.
И ночью слезы застывали солью,
Но не застыла и жива душа!
Куда ведешь, дорога, я не знаю…
Я шла вперед, куда бы ни вела,
Мели снега, всю землю засыпая,
А по весне земля опять цвела.
И верит сердце — темнота не вечна,
И свет кружит у ночи на краю.
Жизнь на попутный сменит ветер встречный
И постучится радость в дверь мою.
#ларисарубальская #стихиолюбви
Комментарии 52