«Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта»!
Ко дню рождения А.С. Пушкина (1799-1837) и 190-летию написания поэмы «Медный всадник»
Раннее утро седьмого ноября 1824 года выдалось в северной столице ветреным и промозглым, что местных жителей совсем не удивляло – привыкли. Но уже в десять часов утра сильный ветер перешел в бурю, по улицам вместе с торговыми лотками и повозками полетели сорванные крыши домов, валились вывернутые с корнем деревья. Природный катаклизм не остановил самых любопытных петербуржцев – они устремились к парапетам Невы, чтобы воочию наблюдать настоящие морские волны на ее поверхности. Когда, сметая все на своем пути, Нева выплеснулась на улицы, бежать стало уже поздно: за считанные минуты затопило две трети города, уровень воды поднялся на целых четыре метра. Последствия самого грандиозного петербургского наводнения были ужасны: утонуло и пропало без вести более тысячи человек, размыло почти все городские дороги, в руинах лежали около четырех тысяч домиков и избушек – их по окраинам Петербурга толпилось великое множество…
Пушкин в это время отбывал ссылку в Михайловском и очевидцем страшных событий, слава Богу, не стал - узнавал о произошедшем только из газет и рассказов друзей. Реальная трагедия легла в контекст давно волнующей поэта темы о месте в истории облеченной властью личности и влиянии проводимых преобразований на судьбу «маленького человека». Но к написанию своей последней, самой короткой (всего 464 строки), сложной и загадочной поэмы «Медный всадник» поэт приступил только семь лет спустя, в знаменитом Болдине, всегда одаривающем Александра Сергеевича необыкновенным вдохновением.
История сохранила для нас факты о том, что работу над поэмой поэт тщательно планировал: в Болдино Пушкин вез с собою брошюру известного русского ученого Василия Николаевича Берха «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге», которая и по сей день хранится в его личной библиотеке. В черновой тетради поэта имелись и переписанные из четырехтомника Адама Мицкевича стихотворения «Олешкевич» («День накануне петербургского наводнения») и «Памятник Петра Великого». В первом из них рассказывается о вещем предсказании польского художника Олешкевича – он сулил новому Вавилону-Петербургу скорую гибель. Во втором Мицкевич изображает двух вполне узнаваемых читателем молодых людей, стоящих перед величественным монументом:
Раз ввечеру под дождем над Невою
Плащом укрывшись стояли двое:
Один пилигрим, пришедший с Захода,
Безвестная жертва царственной мощи,
Другой был пророком русского народа,
Песнями славный по всей Полунощи.
В статье «Медный всадник» Валерий Брюсов вкратце описывает сюжет поэмы, как сказали бы сегодня, представляет читателю лишенное эмоций саммари произведения:
«В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер».
Меньше месяца работал поэт над созданием поэмы, определив ее жанр как «Петербургская повесть», но до читателя она дошла не сразу. Цензурировал «Медного всадника» сам император Николай I, который мановением пера убрал несколько строф, относящихся к описанию памятника Петру, где последний был назван «кумиром» и «истуканом», высочайше вымарал также строки о «порфироносной вдове», вызывавшими, по его мнению, ненужные ассоциации с покойными императрицами Марией Федоровной и Елизаветой Алексеевной.
С крайней досадой отреагировал Пушкин на карандашные пометки вседержителя судеб российских и оставил при передаче поэмы в печать на месте вычеркнутых стихов… пустоты. Из творческого взаимодействия императора и поэта ничего хорошего не вышло: при жизни Пушкина в журнале «Библиотека для чтения» напечатали только самое начало произведения под названием «Петербург. Отрывок из поэмы». После трагической гибели поэта за дело принялся распорядитель его архива Василий Андреевич Жуковский, и в 1837 году «Медный всадник» публиковали уже с его деликатными правками. С оригинальным авторским текстом читатели смогли познакомиться лишь в 1904 году.
Извечный конфликт между правдой простого человека с его малозначимыми запросами и правдой государственного деятеля, решающего полномасштабные проблемы, видимо, никогда не будет разрешен. «Строитель чудотворный» Петр Первый и несчастный Евгений стоят в огромном отдалении друг от друга, находясь на разных концах единой «исторической доски» - пока та находится в равновесии, живо и процветает государство, иначе…
«Вещий бред безумца, слабый шёпот его возмущённой совести уже не умолкнет, не будет заглушён подобным грому грохотаньем, тяжёлым топотом Медного Всадника». (Дмитрий Мережковский)
Строфы из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
***
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…
***
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
***
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
***
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия.
#александрпушкин #медныйвсадник #русскаяпоэзияxixвека #цитатыизкниг