Как его только не называют наши современники: и «соседом по Олимпу» рядом с Пушкиным, и второй по значимости поэтической величиной – и опять после Пушкина… После?
Начало 1837 года – убит Пушкин…
«Лермонтов сделался его эхом и тем приобрел себе громкую известность, написав энергические стихи на смерть Пушкина, но себе навлек он большую беду, так как упрекал в них вельмож, стоявших около трона, за то, что могли допустить столь печальное событие», - заметил в своей книге «Знакомство с русскими поэтами» современник великих русских поэтов писатель Андрей Николаевич Муравьев.
Листочки со стихотворением 23-летнего Михаила Лермонтова «На смерть поэта» десятками тысяч расходились по рукам, производя в обществе настоящую бурю, стихотворение учили наизусть и пересказывали ближним. Вряд ли когда-либо в России стихи производили столь сильное впечатление, разве только вышедшая двадцать лет назад бессмертная поэма Грибоедова могла соперничать с пламенными строками Лермонтова. Молодой гусар, изливший «горечь сердечную на бумагу», жестоко поплатился за свой триумф – арест, суд, ссылка на Кавказ прапорщиком в Нижегородский драгунский полк… Бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна, страстно любившая внука, горько сетовала на судьбу, упрекая прежде всего себя:
«И зачем это я на беду свою еще брала Мерзлякова, чтобы учить Мишу литературе; вот до чего он довел его». (Мерзляков А.Ф. - русский поэт, литературный критик, переводчик, доктор философии, дававший частные уроки юному Лермонтову на дому – прим. авт.).
Но деятельная энергичная Елизавета Алексеевна и здесь не оставила своего питомца без опеки: благодаря ее хлопотам, прапорщику Лермонтову вернули чин корнета и перевели в Лейб-гвардии Гусарский его величества полк. Несколько месяцев пребывания на Кавказе сделали молодого поэта другим человеком: светское общество, совсем недавно так манившее в свои сети, полностью утратило былую привлекательность; подступила черная меланхолия, наложившая особый отпечаток на его стихотворные строки. Кавказские впечатления подняли на поверхность юношеские грезы – в течение десяти лет создавал поэт свою восхитительную романтическую балладу «Демон» – с 1829 по 1839 год. Пятнадцатилетний Михаил учился в университетском Благородном пансионе, когда в его юной голове сложился замысел поэмы об Ангеле и Демоне, влюбленных в прекрасную монахиню – сюжет вполне в духе начала XIX века. Шло время, вместе со взрослением поэта менялась и поэма: образы героев, диалоги и сюжет становились более сложными, из условного места действия герои перенеслись во вполне конкретную Грузию со своим бытом, традициями, именами и этникой. Поэма получает и второе название – «Восточная повесть». Писатель Владимир Одоевский как-то поинтересовался у Лермонтова, с кого был списан главный герой его поэмы «Демон», на что ироничный Лермонтов заметил: «С самого себя, князь, неужели вы не узнали?».
По возвращении из ссылки Лермонтов ¬– один из самых популярных литераторов в России, его произведения идут нарасхват, в каждом номере «Отечественных записок» публикуются новые стихи и проза. Преисполненный вдохновением поэт «принят с большим участием в столице, как преемник славы Пушкина, которому принес себя в жертву». Но судьба делает очередной поворот, причем, все в ту же сторону: 25-летний поэт после дуэльного поединка снова отправляется на Кавказ, но уже не в подобие увеселительной прогулки, как ранее, а на передовую. Император Николай I даже озаботился выпустить личный приказ, чтобы Лермонтова с передовой не отпускали и задействовали в военных операциях. Поручик Лермонтов на военной службе оказался одним из лучших: «везде первый подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы».
Тогда же, в 1840 году, вышло первое отдельное издание романа «Герой нашего времени», задуманного еще в первое пребывание на Кавказе, но получившего завершенность только два года спустя. Образ главного героя критики и читатели тут же соединили с личностью самого автора, с чем Лермонтов вовсе не согласился:
«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Комментарии 28
А для меня лучшим Печериным был Ивашов в фильме "Тамань". Да и Даль играл очень даже неплохо...
Не победит её рассудок мой ,
Ни слава,купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю за что не знаю сам -
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её,подобные морям;
Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам,вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень,
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу,покрытую соломой ,
С резными ставнями окно;
И в праздник,вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
М.Ю.Лермонтов.
Какая мощь! - аж мурашки по коже...
Спасибо, что напомнили!