Более того, до начала 2000-х слова "реч...вка", "мелоч...вка" и "плащ...вка" считались исключениями. В них было велено писать Ё вопреки существующим аналогам вроде грушовки и ножовки.
Чтобы прекратить путаницу, слова наконец подвели под общее правило и зафиксировали в «Русском орфографическом словаре» РАН под ред. В. В. Лопатина.

Теперь правило гласит:
Буква О пишется после шипящих:

в суффиксах -ок, -онок, -онк, -оныш, -об, -овщин, -отк, -ичок, -он отглагольных и отыменных существительных;

в суффиксах ов, -овк-, -ов-к-, -он отыменных существительных, прилагательных и производных (отыменные — образованные от имени существительного или прилагательного) ;

в суффиксах наречий.
Исключение: учёба, ещё.
Теперь давайте потренируемся и рассмотрим слова, в которых часто ошибаются


Деш...вка
Слово "дешёвка" пишется через Ё, поскольку гласная входит в состав корня.
А в корне она стоит, поскольку ударному звуку в этом слове в других однокоренных словах соответствует гласный звук, передаваемый буквой Е (дешевле, дешеветь).
ПРАВИЛЬНО: ДЕШЁВКА

Плащ...вка
Перед нами отыменное существительное, образованное от плащ — плащевой. Поэтому пишем букву "О".
ПРАВИЛЬНО: ПЛАЩОВКА

Ноч...вка
"Ночёвка" — отглагольное существительное, в указанное правило оно не входит. Как и корчёвка, оно пишется через Ё.
ПРАВИЛЬНО: НОЧЁВКА

Мелоч...вка
Согласно обновленному правилу отыменное существительное мелочовка пишется с О. Оно больше не исключение.
ПРАВИЛЬНО: МЕЛОЧОВКА

Беч...вка
Казалось бы, такое похожее на мелочовку слово, но нет. Здесь корень слова бечёв и суффикс -к, поэтому
ПРАВИЛЬНО: БЕЧЁВКА

Реч...вка
Ещё одно существительное, образованное не от глагола. Речь — речевой — речовка. Смотрим правило и пишем
ПРАВИЛЬНО: РЕЧОВКА
Надеюсь, эта статья вам поможет, и на одну трудность при написании слов станет меньше. Хотя... как бы еще больше не запутала
Поставьте «класс» и вступайте в группу, расскажу много интересного!
Комментарии 181
Ходят рядышком не зря!
Дружно держатся за ручки,
Тем других соблазняя!
Только "зёрнышко от плевел"
Отделяем потому,
Чтоб каждый знал и был уверен -
РАЗОБРАТЬСЯ НАДО САМОМУ!!!
Для современной молодёжи, которая растёт на гаджетах, это не относится. Почти все пишут с ошибками, иногда с такими, что даёшься диву, а русский – это их родной язык ?
1,2,3кл.много читала
Чехова,Макаренко.Нам,с первого класса ,об'яснили,что предложение заканчивается там,где
стоит точка.Что я хочу сказать-когда много и
внимательно читаешь,этим повышается твоя грамотность.Я любила читать,но не любила учить разные правила по русскому языку.
Писала грамотно,но об'яснить почему я именно так расставила знаки препинания я не могла.Потому что не учила правила по
синтаксису.Учителя удивлялись этому.Писала правильно,а об'яснить не могла.Я все эти обороты,причастные,деепричастные ,ещё там какие-то об'единяла одним словом "вводный".Об'ясняла по своему.Я это об'ясняю
какой-то интуитивностью.Я благодарна своей первой учительнице,
( Елизаветте Карловне),которая научила нас правильному чтению.
Сейчас детей так не учат.Такое впечатление,что их вообще ...ЕщёЯ читать научилась в первом классе.Быстро всё схватывала на лету,поэтому читала быстро и легко уже в первом классе. Я так увлеклась чтением,что читала всё подряд что под руку попадало.
1,2,3кл.много читала
Чехова,Макаренко.Нам,с первого класса ,об'яснили,что предложение заканчивается там,где
стоит точка.Что я хочу сказать-когда много и
внимательно читаешь,этим повышается твоя грамотность.Я любила читать,но не любила учить разные правила по русскому языку.
Писала грамотно,но об'яснить почему я именно так расставила знаки препинания я не могла.Потому что не учила правила по
синтаксису.Учителя удивлялись этому.Писала правильно,а об'яснить не могла.Я все эти обороты,причастные,деепричастные ,ещё там какие-то об'единяла одним словом "вводный".Об'ясняла по своему.Я это об'ясняю
какой-то интуитивностью.Я благодарна своей первой учительнице,
( Елизаветте Карловне),которая научила нас правильному чтению.
Сейчас детей так не учат.Такое впечатление,что их вообще ничему не учат...
И как можно допускать до эфира безграмотных дикторов.Как строго подходили к этому в прошлом веке.Но,ещё сложно понять и об'яснить почему меняются правила правописания.Мы,
грамотные люди прошлого века,сейчас
выглядим безграмотными.
Мы бы сказали ,слово образовано от имени существительного.
Само слово -отыменное - звучит невыразительно,грубо.
Да ,
разве можно вообще так произносить отыменное существительное?
*К слову, после игры на уроке "Кто больше?" подберет слов с суффиксом "ерьбэ", на дом предлагалось деткам продолжить игру. ["Кто больше?"] Разрешалось всей семьёй вспоминать, играя, а потом подбирать из словарей слова с этим суффиксом)
Помогающие детям родители и сами возрастают, и деток развивают, это же интересно, да?
На занятиях по методике языка Е.И.Никитина учила нас играть с буквами, со словами, любить слово...Ещё(Наталье Камышанской, после её невербальной="без слов" реакции на "неблагозвучный суффикс"от 3 июля) Приветствую Вас, Наталья. Суффикс, если быть более точными, не с буквой "ё", как пишет выше автор этой версии, а с буквой "ерь"употреблялся раньше: в современном языке он сохранился в немного изменённом виде (ходЬБа, молотЬБа, стрелЬБа, борЬБа и др. (*буква "ерь" иначе выглядела, она не Мягкий знак. На клавиатуре значок, похожий на букву "ерь", кто может, помогите найти, пожалуйста).
*К слову, после игры на уроке "Кто больше?" подберет слов с суффиксом "ерьбэ", на дом предлагалось деткам продолжить игру. ["Кто больше?"] Разрешалось всей семьёй вспоминать, играя, а потом подбирать из словарей слова с этим суффиксом)
Помогающие детям родители и сами возрастают, и деток развивают, это же интересно, да?
На занятиях по методике языка Е.И.Никитина учила нас играть с буквами, со словами, любить слово, узнавать его истоки-историю-этимологию и растить пытливых учеников.
Натальюшка, прошу извинить столь пространный ответ на Ваше удивлённое смущение с задержкой: в разделе "Оценка" только сейчас увидела реакцию на мой предыдущий вопрос к автору
*К слову, после игры на уроке "Кто больше?" подберет слов с суффиксом "ерьбэ", на дом предлагалось деткам продолжить игру. ["Кто больше?"] Разрешалось всей семьёй вспоминать, играя, а потом подбирать из словарей слова с этим суффиксом)
Помогающие детям родители и сами возрастают, и деток развивают, это же интересно, да?
На занятиях по методике языка Е.И.Никитина учила нас играть с буквами, ...Ещё(Наталье Камышанской, после её невербальной="без слов" реакции на "неблагозвучный суффикс" в комментарии Светланы от 3 июля) Приветствую Вас, Наталья. Суффикс, если быть более точными, не с буквой "ё", как пишет выше автор этой версии, а с буквой "ерь"употреблялся раньше: в современном языке он сохранился в немного изменённом виде (ходЬБа, молотЬБа, стрелЬБа, борЬБа и др. (*буква "ерь" иначе выглядела, она не Мягкий знак. На клавиатуре значок, похожий на букву "ерь", кто может, помогите найти, пожалуйста).
*К слову, после игры на уроке "Кто больше?" подберет слов с суффиксом "ерьбэ", на дом предлагалось деткам продолжить игру. ["Кто больше?"] Разрешалось всей семьёй вспоминать, играя, а потом подбирать из словарей слова с этим суффиксом)
Помогающие детям родители и сами возрастают, и деток развивают, это же интересно, да?
На занятиях по методике языка Е.И.Никитина учила нас играть с буквами, со словами, любить слово, узнавать его истоки-историю-этимологию и растить пытливых учеников.
Натальюшка, прошу Вас извинить столь пространный комментарий в ответ на Ваше удивление и смущение неблагозвучием предлагаемого Светланой суффикса в слове "учёба".