1) В Вологду писатель приехал по приглашению Вологодской писательской организации и в частности Василия Белова. В 60-е и 70-е годы творческая атмосфера города привлекала многих писателей.
2) Литературоведы считают Виктора Астафьева «влиятельным представителем вологодской литературной школы второй половины XX столетия», который вел семинары молодых литераторов, нескольким поколениям авторов дал свое писательское благословение на литературный труд.
3) В кабинете писателя у Астафьева был необычный рабочий стол. Из одного интервью: «По слухам, этот стол принадлежал вологодскому губернатору, потом он естественным революционным путем угодил в народ. За ним, кстати говоря, сидел и работал в вологодской областной типографии нынешний начальник красноярского «Офсета» Анатолий Викторович Толкунов. Власти Вологды отреставрировали его в местной мебельной фирме и привезли мне в день пятидесятилетия с бутылкой шампанского на середине» (Красный Север, 2000, 12 января).
4) В Вологде «совершенно обалделым и счастливым» Астафьевым за три дня написана была повесть «Пастушка и пастух» - «черновик в сто двадцать страниц», которую он задумал еще в 1954 году.
5) В Вологде В.П. Астафьев впервые начал писать драматические произведения. В конце 70-гг. в репертуаре Вологодского драматического театра была его пьеса «Черемуха», написанная по мотивам рассказа «Руки жены». На протяжении нескольких лет она была в репертуаре с пьесой Белова «Над светлой водой». Пьесой «Прости меня» в 1980 году открылся Вологодский театр юного зрителя, за который труппа театра получила звание лауреата Государственной премии РСФСР.
6) Виктор Астафьев был прототипом героя повести Виктора Коротаева "Козырная дама", посвященной Рубцову. Автор дал ему фамилию Решетов и описал его так: он был "мудрым и смелым стариком", "...постоянным наставником" Рубцова, к которому поэта "неизменно тянуло "во дни сомнений и тягостных раздумий". В этом произведении воспроизведена та атмосферу в Вологде, которая царила вокруг Виктора Петровича в 70-е гг.
7) В Вологде Астафьев начинает писать киносценарии. В 1978 году режиссером Булатом Мансуровым на «Мосфильме» был снят фильм «Сюда не залетали чайки» (по мотивам повести «Перевал»), в 1979-м Владимиром Фетиным на «Ленфильме» – драма «Таежная повесть» (по мотивам рассказа «Сон о белых горах» из «Царь-рыбы»).
8) Известно место проживания Астафьева с 1971 по 1980 гг. – Ленинградская, 26, там установлена памятная доска. Однако до этого он жил в районе улиц Урицкого и Яшина, неподалеку от Николая Рубцова. Именно на ту квартиру к нему часто приходил поэт. И об этом писал Коротаев в «Козырной даме», вложивший в уста своего героя оценку таланта Рубцова: «Этот поэт Севера, другой родного города, третий своего домоуправления. А Рубцов — поэт России!». После переезда Виктор Астафьев жил рядом с Василием Беловым.
9) Впервые Виктор Астафьев мимоходом познакомился с Рубцовым в 1962 году в общежитии Литинститута им. М. Горького в Москве, однако близкие дружеские, почти родственные отношения творцов начались в Вологде – в 1969-1970-м гг. Авторы не только часто беседовали о литературе, судьбе России – посвящали друг другу тексты. Рубцов посвятил В.П.Астафьеву стихотворение «Шумит Катунь». Астафьев взял поэтические строки Рубцова в качестве эпиграфа к «Царь-рыбе».
10) У Виктора Астафьева под Вологдой был деревенский дом – в деревне Сибле, на реке Кубене. Рядом с домом писателем были посажены сибирские кедры – с родины. На доме сегодня есть памятная доска: «В этом доме в 1971 – 1980 жил и творил выдающийся русский писатель…»
#ВикторАстафьев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1