Тогда зародилась идея найти альтернативу сахарному тростнику — найти неприхотливое растение с большим содержанием сахара. Начались исследования, и в 1747 году сахар в большом количестве был обнаружен в свекле, но изначально эту идею немецкого ученого Андреаса Маркграфа никто не поддержал. Тему его доклада перед Прусской королевской академией наук — «Попытки получить настоящий сахар химическим путем из различных растений, растущих в наших краях»— посчитали смешной. Однако признали упорство Маркграфа, ставившего опыты на всем, что росло у него в огороде. Яблоки были слишком кислыми, груши — недостаточно сочными, морковь содержала слишком много каротина и только свекла отвечала всем требованиям. Тогда Маркграф поехал с докладом во Францию — французы отнеслись к идее благосклоннее, но денег на многочисленные опыты решили немцу не давать. Лишь в конце XVIII в. прусские ученные смогли доказать, что свекла сможет заменить сахарный тростник, и в1801 на территории Пруссии был построен первый завод по добыванию сахара из свеклы. Дела у завода шли не очень хорошо — сахарные сорта еще не вывели, поэтому добывалось мизерное количество. Кроме того Европа привыкла к тростниковому привозному сахару, да и колониальные торговцы как могли старались помешать отечественному производству. Позже селекционеру Францу Ахарду удалось вывести сорта свеклы с повышенным содержанием сахара. Ахард продолжил дело Маркграфа, окончательно доказал выгодность производства свекольного сахара и сам начал его производить. Надо сказать, что торговца тростниковым сахаром не на шутку обеспокоились и начали против Ахарда войну — клеветали, высмеивали и даже безуспешно пытались подкупить.
*
Но через несколько лет случилось событие, благодаря которому сахарная промышленность просто была вынуждена развиваться ускоренными темпами — в результате победы адмирала Нельсона началась блокада континентальной Европы и она оказалась отрезана, в том числе, и от поставок тростникового сахара. Наполеон велел начать выращивать повсюду сахарную свеклу и строить сахарные заводы. Именно Наполеону Европа обязана широким распространением дешевого свекольного сахара. Сладкое дело пошло в рост и уже к середине XIX века сахар стал популярным недорогим продуктом, и его использование встречается в рецептах всех европейских кулинарных книг того времени. Сегодня эти рецепты могут сильно удивить — с сахаром готовили не только десерты, но и мясо, и рыбу (хотя в некоторых рецептах скандинавской кухне сельдь и сейчас приправляют сахаром). А для его употребления возник целый арсенал приспособлений: серебряные ложечки, щипчики, специальные сита, сахарницы.
В России с сахаром были знакомы очень давно приблизительно с XII в., но как и в Европе он долгое время был доступен лишь немногим богатым сословиям. Употребление сахара считалось признаком богатства и, говорят, что многим купеческим дочкам специально чернили зубы — якобы они испортились от неумеренного потребления сахара. Это должно было свидетельствовать о богатстве потенциальной невесты. Знать баловалась леденцами из сахарной карамели, колотыми «сахарными головами», а также вареньеми засахаренными ягодами. Первые русские кондитеры делали из него разнообразные фигурки для царей, бояр и вельмож. Какое-то время сахар даже продавали в аптеках как лекарственное средство по весьма дорогой цене — 1 золотник (4,266 г) стоил 1 рубль. У народа попроще в ходу по-прежнему был только мед.
Распространенным продуктом в нашей стране сахар стал только в середине XVII века, когда в моду вошел чай, а потом — кофе. Но он по-прежнему оставался дорогим продуктом, так как его привозили из-за рубежа. Решить эту проблему попытался любитель всего европейского Петр I. В 1718 году он издал указ, в котором предписывалось «московскому купцу Павлу Вестову сахарный завод содержать на свои средства и продавать яство свободно». Это был первый законодательный акт о сладком производстве в России. Правда, все производство основывалось все на том же импортном тростнике, благо Петербург — портовый город. Для создания режима наибольшего благоприятствования Вестову в конкурентной борьбе с европейскими и американскими купцами Петр I обещал запретить ввоз сахара в Россию после того, как «завод умножится». Завод «умножился» и на некоторое время необходимость в импорте сахара исчезла — спрос ему удавалось покрывать. Правда спрос рос быстрее предложение… А медицинская коллегия издала в конце 1799 году монографию под красноречивым заглавием «Способ заменять иностранный сахар домашними произведениями». Первые опыты с «домашними произведениями» проводил Яков Есипов, он построил первый в России завод, выпускающий свекольный сахар, способный конкурировать с тростниковым.
Российские предприниматели пиарили недавно появившийся белый сахар, как могли. Они фасовали его не так, как сегодня, а в виде «сахарной головы» — легко представить себе по аналогии с «сырной головой», вес доходил до 15 кг. Эти гигантские «головы» расставляли в декорациях в витринах магазинов, чтобы привлекать внимание покупателей. Одна такая голова даже выставлялась на Мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге.
Огромные «сахарные головы» затем дробили на куски. Рафинад был изобретен в 1843 году в Чехии Яковом Кристофом Радом — управляющим сахарным заводом. К XX веку коричневый тростниковый сахар стал считаться низкокачественным и его производство стало уступать производству свекольного сахара. Затем производство тростникового сахара снова вырвалось вперед- за счет двух мировых войн, бушевавших как раз в районах разаедения сахарной свеклы.
Нет комментариев