Обед на фабрике-кухне, 1932 год. Фото: Александр Родченко,
russiainphoto.ruПро борщ много народных споров: с мясом или без мяса (в меню советских столовых писали «б/м»), со сметаной или без, с чёрным хлебом или чесночными пампушками. А ещё у хозяек много связанных с ним тайн: как сохранить цвет — с помощью лимонной кислоты, уксуса или антоновского яблока, в какой последовательности класть овощи и какие.
Анекдот от моей бабушки: Две женщины беседуют про борщ:
— А как вы готовите борщ?
— Ну я кладу свёклу, кладу капусту, кладу картошку...
— Да вы что! Свёкла, капуста... Борщу нужно отдаться!
Борщ тоже пришёл из досоветских кухонь. И тоже удачно встал в список недорогих, полезных и сытных супов. Сложнее оказалось с супом-солянкой. В оригинальном досоветском рецепте он требует несколько видов мяса. Но их замена на сосиски и колбасу прошла успешно. И солянка со временем тоже заняла место в списке первых блюд в советских столовых.
Рыба, картошка, морковь, лук, немного зелени — один из самых простых супов для хозяек. И более сытный, чем овощной. Уха вообще — целое приключение и даже обряд. Снова процитирую Вайля и Гениса: «Действительно, вспомним сопутствующие ухе картинки: мелкий дождь, серые сумерки, плохо натянутая палатка, то и дело гаснущий костёр, закопчённый котелок, переругивание хриплым шёпотом — считается, что можно спугнуть рыбу. Нет ничего прекраснее этой безотрадной картины, потому что каждый знает, что ждёт его впереди: мокрые бутылки со сползшей этикеткой и божественный вкус ухи из свежепойманной речной рыбы....».
Но если в семье не было рыбака, а в магазине, как всегда, ни свежей, ни хотя бы мороженой рыбы, то спасали рыбные консервы. Суп из консервированного лосося с картофелем, скромный и питательный.
На излёте СССР, когда из магазинов исчезли почти все консервы, оставалась лишь килька в томатном соусе, из неё тоже варили суп, правда, некоторые называли его «Суп с глазами»: килька в супе разваливалась на кусочки, рыбьи глазки всплывали и смотрели на едока из кастрюли.
Помимо водной охоты, была у советских граждан ещё одна страсть — охота тихая. Сбор грибов — тоже ритуал: выйти из дома обязательно рано, доехать или дойти до леса, упоённо искать крепких красавцев, а потом дома не менее упоённо их мыть, чистить. И вот он грибной суп с картошкой или, чтобы опять же сытнее, — с перловкой: лучше всего из белых, но можно и из опят. А зимой шли в ход сушёные грибы, которые хранились в тканевых мешочках.
...ДА КАША
Там же, где лежали мешочки с грибами, рядом стояли металлические баночки с крупами.
Крупа, молоко, иногда разбавленное водой (хотя случались и каши просто на воде), соль, сахар. И готова питательная и сытная утренняя трапеза. Кстати, каши, тоже перешли в советскую кухню из дореволюционной, потому что полностью соответствовали принципу «дёшево и сытно».
Каши варили из самых разных круп, которые были по карману всем. Самая советская крупа — та самая перловка. Стоила она дёшево, хранилась долго. Так что перловую кашу ели и в детских садах, и ею кормили солдат в армии.
Манная, иногда в память о гурьевской, могла быть с сухофруктами — и это хоть немного облегчало сосуществование с ней детям в садах и школах, ведь так были менее заметны комочки.
Овсяную, или геркулесовую, кашу рекламировал крепкий младенец с ложкой, название намекало на Геркулеса, так в римских мифах звали Геракла, силача и мастера целых 12 подвигов.
В каше «Дружба» сотрудничали рис и пшено — историки кулинарии утверждают, что придумал её полководец Александр Суворов при переходе русской армии через Альпы в 1790-х.
Гречку Вильям Похлёбкин называл символом национального русского своеобразия, в ней соединились те качества, которые всегда привлекали русский народ: простота в приготовлении — налил воды, вскипятил не мешая, ясность в пропорциях — одна часть крупы на две части воды, доступность — гречка с десятого по двадцатый век была в России в избытке и вдвое дешевле пшеницы. Гречку можно было есть как кашу, добавлять в пироги и супы, молоть её в муку для блинов. Её любили и за вкус, и за полезность. А ещё она прекрасный гарнир к котлетам.
ОДА КОТЛЕТЕ
Мясной фарш, размоченный в молоке мякиш белого хлеба и лук. Другие ингредиенты — яйцо и чеснок, манка или сухари для панировки, по семейным традициям.
И при том, что для всего мира, ну по крайней мере для Европы и США, котлета — это обжаренный кусок мяса на косточке. Однако тут снова случилось замещение, как с винегретом. Нашей котлете — перемолотому базовому продукту — мясу, рыбе, курице, овощам, с добавлением хлеба или муки и других ингредиентов для удешевления производства — мы тоже обязаны Анастасу Микояну.
По поручению советского лидера Иосифа Сталина он отправился в США, чтобы изучить, как там работает система общественного питания. Свою поездку он подробно описал в воспоминаниях: «Привлекло наше внимание массовое машинное производство стандартных котлет, которые в горячем виде продавались вместе с булочкой — так называемые хамбургеры — прямо на улице в специальных киосках. Я заказал образцы машин, производящих такие котлеты, а также уличных жаровен. В 1937 году мы перенесли этот опыт в некоторые крупные города, обязав местную хлебопекарную промышленность наладить производство специальных булочек, а предприятия мясной промышленности — освоить массовое производство котлет по единому стандарту».
«Хамбургеры» не прижились, но котлеты в кулинариях стали продаваться разнообразные. Самыми дешёвыми были «Полтавские» и «Рыбные» — если не сравнивать с копеечными из овощей, но в них было столько манки или муки, что вкус оставлял желать лучшего.
Нет комментариев