==============================================================
Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним.
Антоний Великий
==============================================================
...Кем возобладает страсть гордости, тот не только не считает достойным соблюдать какое-либо правило подчинения или послушания, но и самое учение о совершенстве не допускает до своих ушей, и в его сердце растет такое отвращение к духовному слову, что когда бы и случилось такое собеседование, взор его не может стоять на одном месте, но исступленный взгляд обращается туда и сюда, глаза обыкновенно устремляются в другую сторону, вкось. Вместо спасительных воздыханий слюни в высохшей гортани сгущаются, харкотина выходит без всякого побуждения мокроты, пальцы играют, наподобие пишущего что-нибудь, бегают, рисуют, и таким образом туда и сюда двигаются все члены тела, так что пока продолжается духовное собеседование, ему думается, что он сидит на ползающих червях или острых спицах и что простое собеседование ни высказало бы к назиданию слушающих, гордый думает, что это сказано в поношение ему. И во все время, в которое происходит рассуждение о духовной жизни, он, занятый своими подозрениями, ловит, перенимает не то, что надобно бы принять к своему преуспеянию, но озабоченным умом изыскивает причины, почему то или другое сказано, или с тайным смущением сердца придумывает, что можно бы возразить им, так что из спасительного исследования совершенно ничего не может получить или в чем-нибудь исправиться. Таким образом, бывает, что духовное собеседование не только ни в чем не приносит ему пользы, но еще становится более вредным и делается для него причиною большего греха. Ибо когда он но своей совести подозревает, что все сказано против него, то с большим упорством сердца ожесточается и уязвляется острыми стрелами гнева; после этого бывает возвышенный голос, суровая речь, резкий, строптивый ответ, походка гордая и подвижная, язык легкий, речь дерзкая, никогда не любящая молчания, разве когда против какого-нибудь брата в сердце своем возымеет отвращение, и молчание его бывает знаком не сокрушения, не смирения, а гордости негодования, так что нелегко различить, что в нем есть более отвратительного, рассеянная ли и дерзкая радость или угрюмая язвительная молчаливость. Ибо в той радости бывает речь не благовременная, смех легкомысленный, глупый, необузданное и невежественное возношение сердца, а в этой <молчаливости> — молчание полное гнева и язвительное, и оно только для того бывает, чтобы отвращение к брату, сохраняемое молчаливостью, могло дольше продолжиться, а не для того, чтобы от этого произошла добродетель смирения и терпения. И будучи обладаем надменностью, хотя сам причиняет всем скорбь, но для удовлетворения оскорбленному брату не только не хочет поклониться, но и принесенное ему от него извинение отвергает и презирает. И не только никаким удовлетворением брата не трогается, не смягчается, но еще более негодует за то, зачем он предварил его в смирении. И спасительное смирение и удовлетворение, которое обыкновенно полагает конец диавольским искушениям, бывает причиною сильнейшей злобы.
Иоанн Кассиан Римлянин
==============================================================
Подобно тому, как сребролюбцы, чем больше приобретают, тем большего желают, так и гордые: чем большею пользуются честию, тем больше домогаются ее. Страсть их постепенно возрастает, — а это действительно <есть страсть>, — страсть же не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьет того, кто одержим ею.
Иоанн Златоуст
==============================================================
...Гордый одержим всеми... страстями и пресмыкается как червь в грязи. И зависть, и ненависть, и гнев постоянно волнуют его душу.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Гордый человек расположен мстить за обиды. Гордый не может равнодушно переносить обиды ни от высших, ни от низших; а кто не переносит спокойно обиды, тот не в состоянии переносить и несчастье.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Всякий человек более или менее склонен к прелести, потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Отсюда видно, почему гордые своей мнимой правдой не требуют и не принимают Евангелия, – ибо не познают и не признают своей немощи и греховности. Напротив, явные грешники ближе бывают к тому, ибо видят свою бедность и недостоинство. Поэтому и написано: «Приближались ко Христу все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали: «Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15:1-2), надменные мнимой своей святостью, ибо кто не видит своей немощи и не признает ее, тот и врача не ищет, только больные, страдающие сердцем, уязвленным стрелою греха и печали. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», - говорит Христос (Мф. 9:12).
Тихон Задонский
==============================================================
Против гордости — надо избрать уничижительные занятия.
Феофан Затворник
==============================================================
Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.
Антоний Великий
==============================================================
Никто не гордись перед ближним, ибо мерзость есть Господу и людям таковой.
Феодор Студит
==============================================================
Авва Агафон сказал: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей. Она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15:27), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти — дерзости».
Авва Дорофей
==============================================================
Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога. Представляясь по наружности познанием Бога, оно, в сущности, может быть совершенным незнанием, отвержением Его.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Не уязвляйся мыслью, уносясь в порывах своих за облака. Часто падение поднимало с земли на высоту, а возвышение низвергало на землю. У Бога положен такой закон: благоволить к плачущим и отсекать крылья высокомерным. Не малыми мерами измеряй путь своей жизни. Если ты опередил возвращающегося назад или самого порочного, то не думай, что достиг уже предела добродетели. Превзойти немногим – еще не верх совершенства. Для тебя мерой должны быть заповедь и Бог. А ты далеко еще от Бога, хотя идешь и быстрее других.
Григорий Богослов
==============================================================
Краеугольный камень иноческого жития есть смирение. Смирение и послушание помогают приобрести различные добродетели, особенно в телесном отношении, но если есть гордость – все пропало. Подобно тому, как погибают, делаются ничем пятисотрублевые кредитные билеты, брошенные в огонь. Пока они вне огня, они имеют огромную стоимость, но лишь только попали в огонь – превращаются в пепел, ничего не стоящий. Или еще человек с великими добродетелями, но гордый подобен огромному кораблю, нагруженному всякими драгоценностями, но не входящему в пристань, а гибнущему среди моря. Так, с одной стороны, велик и гибелен порок – гордость, а с другой – так спасительно смирение.
Варсонофий Оптинский (Плиханков)
==============================================================
Гордость есть ложное, преувеличенное мнение о своих совершенствах, истинных или мнимых, соединенное с обидным унижением других...
Иоанн Кронштадтский
==============================================================
Кто любит самого себя ненастоящей любовью, тот самолюбив. Это проявляется в том, что человек все делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью Господа. Ибо пренебречь ради своего покоя чем-либо из необходимого для брата – или по душе, или по телу – значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, конец которого – гибель.
Василий Великий
==============================================================
Горделивому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Гордым весьма полезно повиновение, жестокая и унижающая жизнь и чтение о сверхъестественных подвигах святых Отцов. Может быть, через это гордые получат малую надежду на спасение... Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего, а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и само рождение.
Иоанн Лествичник
==============================================================
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Припомни особенно эти слова, когда идешь на исповедь. Именно гордость мешает языку сказать: «Грешен». Смирись перед Господом, не пощади себя, не убойся человека. Раскрой стыд свой, да омоешься; покажи раны свои, да исцелишься; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, отойдешь ты со сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.
Феофан Затворник
==============================================================
Слава человеческая мало-помалу рождает гордость.
Авва Исайя (Скитский)
==============================================================
Гордостью болезнует, кто стал отступником от Бога, и собственным своим силам приписывает добрые дела.
Нил Синайский
==============================================================
Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения...
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Гордость думает, что на все имеет силы, будучи вовсе бессильною.
Нил Синайский
==============================================================
Гордость надмевает мысли до напыщенности и учит презирать всякого человека.
Нил Синайский
==============================================================
Уничижающего и умаляющего себя Господь делает премудрым. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым.
Исаак Сирин Ниневийский
==============================================================
Ничто не приводит так скоро к невидимой гибели, как самомнение и самоугодие.
Петр Дамаскин
==============================================================
Подлинно, ничто так не отвращает милосердие Божие и не предает так геенскому огню, как страсть гордыни. Если она присуща нам, то, какие бы подвиги мы ни совершали, воздержание ли, девство ли, пост ли, молитвы ли, милостыню ли, вся наша жизнь становится нечистой.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Гордо препираемся с ближними, почитая себя праведнейшими их; и такою гордостью мы соделываем себе Бога врагом.
Авва Исайя (Скитский)
==============================================================
Если скажут о тебе что-нибудь несправедливо и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия.
Авва Исайя (Скитский)
==============================================================
Самомнение есть ослепление души, не позволяющее ей познавать свою немощь.
Макарий Великий
==============================================================
Самомнение – мерзость перед Господом. Оно и вначале изгнало человека из рая.
Макарий Великий
==============================================================
Пусть кто – нибудь совершит бесчисленные подвиги и сотворит всякую добродетель, но если он станет высоко думать о себе, то он самый жалкий и несчастный человек.
Иоанн Златоуст
=============================================================
Род человеческий вообще склонен к надменности, а женщины настолько более, насколько они слабее, поэтому они больше предаются этой страсти.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Страсть гордыни состоит из двух неведений, или несознаний, кои, сошедшись воедино, производят одно слиянное мудрование <гордостное>. Ибо один тот горд, кто не признает ни Божеской помощи, ни человеческой немощности. Таким образом гордость есть божественного и человеческого знания лишение.
Максим Исповедник
==============================================================
Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят, и в землю пойдет, возвышает же Господь смиренных.
Ефрем Сирин
==============================================================
Надеющийся на праведность свою и воли своей держащийся не может избежать множества козней вражеских, ни покой найти, ни увидеть, чего у него недостает.
Авва Исайя (Скитский)
==============================================================
Всех ваших поползновений причина и корень – гордость; отрасли ее: превозношение, о себе мнение, осуждение людей, уничижение и осуждение их. Как бы мы ни старались делать добродетели, но при этих действиях они мрачны и не приносят пользы, ибо они-то и есть преступление и сопротивление воле Божией; Его святое учение и сама жизнь есть кротость и смирение, которым и повелел нам «научаться от Себя, чтобы обрести покой душам нашим» (Мф. 11:29). Всех наших зол причина – гордость, а всех благ ходатай – смирение!
Макарий Оптинский (Иванов)
==============================================================
Ты клевещешь, что рождена с гордостью, она происходит не от естества (природы). Бог не сотворил тебя гордой, но от произволения и в навык обращается; переложи это на смирение и научись от самого Господа, ибо «Он кроток и смирен сердцем, и найдешь покой душе твоей» (Мф. 11:29).
Макарий Оптинский (Иванов)
==============================================================
Пишете, что вы не видите в себе тщеславия и гордости и желали бы знать признаки их. Само то, что не примечаете в себе этих страстей, есть признак, что они содержат душу вашу, облекая ее тьмой и мраком, которые как в видимых предметах, так и в мысленных равно препятствуют видеть предлежащее.
Макарий Оптинский (Иванов)
==============================================================
За гордостью, словно по стопам ее, всегда идет блуд.
Варсонофий Оптинский (Плиханков)
==============================================================
Постоянно наблюдай душевным оком за гордостью, ибо среди всех обольщений нет ничего губительнее этой страсти.
Иоанн Лествичник
==============================================================
...Гордость есть вообще причина прелести...
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней он находит свою опору.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
...Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души...
Иоанн Златоуст
==============================================================
Когда же человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности.
Исаак Сирин Ниневийский
==============================================================
Великое зло, когда кто впадает в самомнение и думает, что знает, когда не знает, или, что имеет, когда не имеет: ибо, думая, что знает или, что имеет, не старается уже познать и приобрести, но остается ни с чем.
Симеон Новый Богослов
==============================================================
Насколько было бы лучше тебе самому ослабеть, чтобы других спасти, чем, пребывая на высоте, видеть, как погибают братья.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Блудных могут исправлять люди, лукавых — Ангелы, а гордых исцеляет Сам Бог.
Иоанн Лествичник
Не превозноситься, чтобы не пасть, как диавол.
Тихон Задонский
==============================================================
На великую высоту восходит душа гордого, и оттуда низвергает его в бездну.
Нил Синайский
==============================================================
Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения.
Иоанн Златоуст
==============================================================
...Порок надменности большей частью служит началом худой жизни...
Григорий Нисский
==============================================================
Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно, – если только вообще это значит жить добродетельно – неожиданно может впасть в окончательную гибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет. Тот же, кто по видимости поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего.
Иоанн Златоуст
==============================================================
...Подвижник Христов, который, законно подвизаясь духовным подвигом, желает получить от Господа венец, должен поспешить всеми способами подавить этого лютейшего зверя как истребителя всех добродетелей, будучи уверен, что, пока эта гордость будет пребывать в его душе, он не только не может освободиться от разных пороков, но если бы и имел что-либо добродетельное, и то погибнет от яда ее.
Иоанн Кассиан Римлянин
==============================================================
<Гордость>... может... повредить всякую добродетель души — милостыню ли, молитву ли, пост или что-либо другое. Сказано, что высокое у людей нечисто пред Богом.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Бойся гордости, и будешь возвеличен.
Исаак Сирин Ниневийский
==============================================================
Представь, если хочешь, что кто-нибудь воскрешает мертвых, исцеляет хромых, очищает прокаженных, но с гордостью – никто не может быть хуже, нечестивее и виновнее его.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Проклятая воистину страсть — надменность, состоящая из сочетания двух зол: гордости и тщеславия; из коих гордость отрицается от Творца добродетели и природы, а тщеславие как природу, так и самую добродетель, подделывает; ибо у гордого ничего не делается по Богу, а у тщеславного ничто не происходит по природе.
Максим Исповедник
==============================================================
Удел несчастных горделивцев, преисполненных самомнения и плотского мудрования, — вечная смерть, смерть души, состоящая в решительном отчуждении от Бога, в усвоении себе ненависти к Богу и человечеству, той ненависти, которою заразил себя сатана и которую он сообщает всем вступившим в общение с ним.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Впрочем, надо знать, что хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности.
Василий Великий
==============================================================
Ничего нет более несвойственного христианской душе, как гордость, — говорю — гордость, а не дерзновение, не мужество, которые хотя близки между собою, однако же не одно и то же...
Иоанн Златоуст
==============================================================
Сердце наше, обреченное по падении на умножение терниев, особенно способно к гордости, если оно не будет возделано скорбями.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Бог ни от чего так не отвращается, как от гордости. Потому то Он еще изначала все устроил так, чтобы истребить в нас эту страсть. Для этого мы сделались смертными, живем в печали и сетовании; для этого жизнь наша проходит в труде и изнурении, обременена непрерывной работой.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Если скрываешь свое поражение, то видно из сего, что ты надменен, величаясь собою в большей мере, нежели как позволяли бы и род твой, и сила твоя, и достоинство. Поэтому или приобрети скромный о себе образ мыслей, или все над тобою будут смеяться.
Исидор Пелусиот
==============================================================
Всякая немощь при попечительности исцеляется, но недуг гордыни — с трудом врачуемое зло, потому что она отвергает целительное врачевство и вымышляет для себя смертную отраву.
Ефрем Сирин
==============================================================
Тот, кто делает что-нибудь с надменностию и поступает так, как будто он более дает, чем принимает, — тот не знает, что делает, а потому и теряет награду за такое дело.
Иоанн Златоуст
==============================================================
...Гордость не понимает, что ходит во тьме, и не имеет понятия о мудрости.
Исаак Сирин Ниневийский
==============================================================
...Если мы умом постоянно будем размышлять о страданиях нашего Господа и всех святых, думая, что искушающие нас обиды столько легче, сколько дальше мы отстоим от их заслуг и поведения, также помышляя, что мы чрез короткое время переселимся из этого века и по скором окончании этой жизни мы тотчас будем соучастниками их. Такое размышление истребит не только гордость, но и вообще все пороки.
Иоанн Кассиан Римлянин
==============================================================
Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
...Дух наш возмущается против судеб и попущений Божиих... от нашей гордости, от нашей слепоты.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Самомнение есть недуг нашего духа, не замечаемый не внимающими своему спасению, но недуг столь сильный и важный, что он ставит человека в число духов отверженных, враждебных Богу.
Игнатий Брянчанинов
Дерзкий в отношении к людям становится дерзким и в отношении к Богу.
Иоанн Златоуст
============================================================
Так бывает с иными: не имея рассудительности, приобретши же немного упокоения и дара молитвы, начали они надмеваться, забываться и осуждать других и таким образом низринулись в преисподняя земли.
Макарий Великий
==============================================================
Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе.
Ефрем Сирин
==============================================================
Препятствуют пришествию к нам Христа холмы и горы наших гордых помыслов, слов и дел, ибо не приходит туда смиренный Христос, где есть вознесшаяся гордость, согласно словам Писания: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч. 16:5). Ибо, по апостолу: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6: 14–15). Гордость есть тьма и Велиар. Слово «Велиар» означает «слепое светило», и этим как бы говорится, что он глядит, но не видит. Гордый человек не знает себя: он считает себя светлым, а на деле он мрачен. Считает себя лучше многих, а на деле он хуже всех. Мнит себя идущим к небу, в то время как идет к бездне. Как же Христос, Свет наш, может жить с такой слепой тьмой, которая считает себя светом? Христос и на небе не мог жить с Велиаром: Он сверг гордого, как же на землю Он придет к нему, то есть к гордому человеку? Какое может быть согласие смиренного Христа с гордым Велиаром? Велиар, то есть бесовская гордость, существующая в человеке, есть как бы та вспоминаемая в Божественном Писании гора, называемая Гелвуйской, на которую не сходит с небес ни роса, ни дождь и которую проклял святой Давид, поскольку на ней был убит иноплеменниками Саул с тремя своими сыновьями (2 Цар. 1:21; 1 Цар. 31:2). Также и на гордого не сходит ни роса, ни дождь благодати Божией, ибо гордостью Христос распинается и убивается. Кто возненавидел Христа, ходящего во плоти на земле? Гордые князья и законоучители иерусалимские: «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?» (Ин. 7:48). Они-то и начали злобствовать против Него. Кто предал Христа на смерть? Гордая иудейская синагога, мнящая себя святой, а Христа считающая грешником: «Мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин. 9:24). Кто распял Христа? Гордый Пилат. Итак, проклята Богом гордость, как Давидом Гелвуйская гора, чтобы не сошла на нее роса благодати Божией и дождь милосердия Божиего. Не придет туда Христос, где увидит гору велиаровой гордости.
Димитрий Ростовский
==============================================================
Таково зло — гордость, она в каждом производит то, что он не знает самого себя, и после многих трудов уничтожает все сокровище добродетели. Прочие грехи происходят от нашей беспечности, а она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны, эта страсть приходит к нам после добрых дел...
Иоанн Златоуст
==============================================================
Если ты имеешь много заслуг и не знаешь за собою ничего плохого, но считаешь себя имеющим дерзновение, то всякая молитва твоя недействительна.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Дерзость погашается не дерзостью, но кротостью.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Нет зла, равного гордости. Чрез нее и диавол стал диаволом, не будучи раньше таковым. Равным образом и первый человек пал и сделался смертным от горделивых надежд, навеянных ему диаволом.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Не допускай в себя недуга гордыни, чтоб враг внезапно не похитил у тебя рассудка.
Ефрем Сирин
==============================================================
Какой страшный недуг душевный – самомнение! Оно в делах человеческих лишает гордого помощи и совета ближних, а в деле Божием, в деле спасения оно лишает дара Божия, принесенного с неба Сыном Божиим, лишает Божественного Откровения и соединенного с принятием этого Откровения блаженнейшего общения с Богом.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели, лишала человека всякой праведности и святости и обнажала, как гордость. Гордость подобна главной и губительной болезни, которая не один член человека расслабляет, но все тело повреждает смертоносным расстройством и уже стоящих на верху добродетелей может подвергнуть жестокому падению и погубить. Ибо всякая страсть ограничивается своими пределами и целью, хотя повреждает и другие добродетели, но нападает, главным образом, на одну и ее особенно подавляет и побеждает. И чтобы это можно было яснее понять, скажем, что чревобесие, например, то есть вожделение чрева, или страсть к обжорству, губит строгость воздержания; похоть оскверняет целомудрие; гнев губит терпение, так что иногда преданный одному пороку не лишается совсем других добродетелей. А когда гордость овладевает несчастной душой, то, как жестокий тиран, взяв высокую крепость добродетелей, весь город до основания разрушает и разоряет. Высокие стены святости сравнивает с землей пороков и не оставляет покоренной душе никакой свободы. И чем более богатую захватит в плен, тем более тяжкому игу рабства подвергает и, с жестокостью ограбив все имущество добродетелей, совсем обнажает.
Иоанн Кассиан Римлянин
==============================================================
Гордость есть мирская любовь к шумной славе, высокое о себе мнение, самовосхваление и жажда хвалы от других, которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.
Антоний Великий
==============================================================
Умное делание просто и нуждается для принятия в младенческой простоте и вере; но мы сделались сложными. Мы хотим быть умными, хотим оживлять свое Я, не терпим самоотвержения, не хотим действовать верно.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Как святая любовь есть союз совершенства и составляется из полноты всех добродетелей, так самолюбие есть то греховное состояние, которое составляется из полноты всех разнообразных греховных страстей.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам демонам, но это ощущение извратилось: мы преклонили голову перед демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом.
Авва Исайя (Скитский)
==============================================================
Причина неустройства — твердость, соединенная с неблагоразумием, невежеством и злым порождением последнего — дерзостью, ибо дерзость есть плод невежества.
Григорий Богослов
==============================================================
Горделивым можно назвать того, кто хотя делает, но хвалится этим, а других поносит.
Исидор Пелусиот
==============================================================
Любишь ты праведность? Возненавидь гордыню и возгнушайся ею; она и дела правды делает неблагородными Богу.
Ефрем Сирин
==============================================================
Когда человек возлюбил гордыню, не знает уже сокрушения.
Исаак Сирин Ниневийский
==============================================================
Не возносись сердцем, чтоб, подвергшись падению, не навлечь на себя бесславия.
Ефрем Сирин
==============================================================
Никто не получит пользы от других добродетелей, хотя бы он и на небе жил, если имеет гордость, чрез которую диавол, Адам и другие весьма многие пали. Потому никто не должен отвергать страх, пока не достигнет он пристанища совершенной любви и не будет вне мира и тела.
Петр Дамаскин
==============================================================
Меры Божии уравниваются с нашими мерами: какими здесь меряем друг друга, такими и великий Бог воздаст людям.
Григорий Богослов
==============================================================
Побеждает нашу гордость конец нашей жизни, «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Приникни к гробам, отличи там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от неблагородного, мудрого от неразумного. И, глядя в гроб, хвались своим благородством, превозносись разумом, величайся богатством, надмевайся честью, считай ранги, исчисляй титулы. О, бедное создание, бедное по началу, бедное по середине, бедное и по концу. Подобен ты хрупкому и худому сосуду, подобен праху и в прах обратишься.
Тихон Задонский
==============================================================
«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж»,– говорит пророк (Пс. 126:1). Трудись и трезвись во благом, на себя же не полагай надежды, но, молясь Богу, всегда усердно взывай к Его помощи. Если поможет тебе и содействует тебе Господь, совершится дело, если же нет, и все твое рассыплется. Если бы и было у тебя что-либо мнимо благое, что не будет принято Господом, какая тебе будет польза? Он скажет тебе: «Друг! я не обижаю тебя... возьми свое и пойди»,– по евангельской притче (Мф. 20:13–14). Поэтому добрые дела наши не столько от нас зависят, сколько от милости Христовой. Если мнишь себя чем-либо, то перед Ним ты – ничто, ибо так о себе думаешь. Если считаешь себя разумным и достойным, то ты весьма непотребен. Если считаешь себя чистым, праведным и святым, то ты, как окаяннейший и грешнейший из всех людей, перед Господом вменяешься в полное ничтожество: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем», говорит Соломон (Притч. 16:5).
Димитрий Ростовский
==============================================================
Не будем презирать друг друга. Это плохая наука, которая учит нас презирать Бога.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Гордыня подобна весьма высокому прогнившему дереву, у которого ломки все сучья; и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты.
Ефрем Сирин
==============================================================
Молитва гордых уничтожается рассеянностью. Они лишены власти над собой: не повинуются им ни мысли их, ни чувствования.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Не смейся над человеком – и во всю жизнь не потерпишь осмеяния.
Нил Синайский
==============================================================
Когда выйдет человек из ума по причине гордости своей, тогда делается орудием диавола во всех своих словах и делах и становится врагом Богу.
Симеон Новый Богослов
=============================================================
Гордый, чтобы удовлетворить своей страсти, надевая на себя маску, рабски пресмыкается перед высшими, ласкает и угождает им и несет рабство хуже всякого покупного раба.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Возомнивший о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати. Возомнивший, что он свят, никогда не достигнет святости.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Занятия умственные способны отвлекать человека от смирения и Бога, привлекать к самомнению и поклонению своему «Я».
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Самомнительный, признающий в себе какое-либо достоинство не может отразить бесовского обольщения извне, будучи объят и скован им внутри.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
При бездействии страстей входит гордость, когда или причины тех скрываются, или демоны коварно отбегают.
Максим Исповедник
==============================================================
Не удивительно, что диавол искушает человека грехом, но удивительно, что прельщает, даже ведя к добродетели: ибо где не может одолеть слева, там одолевает справа, где не может победить грехами, там побеждает добрыми делами. Кого не может он победить нечистотой, того побеждает чистотой, вложив ему в ум гордость о чистоте. Это вражеское коварство усмотрел святой Иоанн Лествичник, который говорил: «Притворяется лиса спящей, а бес целомудренным, то есть чистым человеком, первая – чтобы схватить куренка, второй – чтобы погубить душу; не жаль, если кто за нечистоту будет в аду, жаль с чистотой пойти в геенну огненную». Если диавол не может победить кого-либо объядением или пьянством, то победит постом, как тех, о которых Евангелие говорит: «Принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16), но не такого поста желает Господь. Не удивительно пьянице и обжоре пойти в муку; удивительно и достойно жалости, что тех же мук не минует и высокоумный постник. Не удивительно, что отяжелевшему угоднику плоти с толстым животом не втиснуться в тесные небесные врата, но удивительно и достойно жалости, что иссушивший, измучивший тело свое долгим воздержанием, едва только имеющий кожу на костях, не втиснется в небесные врата. Грешник не войдет как грешник; праведник же не войдет как самодовольный и считающий себя добродетельным. Потому-то и сказано: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти» (Притч. 14:12). Итак, человеку необходимо внимательно опасаться того, чтобы не уклониться ни налево – то есть в прелести греховные, ни направо, то есть на излишние крайне суровые подвиги и не прийти к гордости. Идти же нужно царским путем, то есть умеренной жизнью, умеренной добродетелью.
Димитрий Ростовский
==============================================================
Как началом гордости может быть незнание Бога? Очень просто. Кто знает Бога так, как нужно знать, кто знает, до какой степени Сын Божий смирил Себя, тот не превозносится.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Не смейся над огорченным, не радуйся, видя развращенного, чтобы не прогневался на тебя Господь и не оставил тебя без защиты в день скорби.
Ефрем Сирин
==============================================================
Кто верует, тот не гордится, но, подражая Господу, старается приобретать смирение.
Симеон Новый Богослов
==============================================================
Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы.
Ефрем Сирин
==============================================================
Пьянство бывает причиною грехопадения, а гордость — причина непотребных помыслов.
Иоанн Лествичник
==============================================================
Самолюбие боготворит свой падший, лжеименной разум, старается во всем постоянно удовлетворить своей ложно направленной воле. Самолюбие выражается в ненависти к ближним или в человекоугодии.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Забвение, леность и беззаботность рождаются от сластолюбивой и покойной жизни, от привязанности к славе и развлечению. А первоначальная причина и самая негодная мать всего этого самолюбие, то есть неразумная привязанность и страстная приверженность к телу.
Ефрем Сирин
==============================================================
Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на котором обыкновенно восседает Святой Дух, разрушают то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Гордый идет не правым и не простым путем, но неровным, тернистым. «Гордые крайне ругались над мною, но я не уклонился от закона Твоего», говорит пророк Давид (Пс. 118:51). Самое это главное преступление и безмолвное уклонение от закона – в незнании немощи своей - гордости. Ни через что иное так легко не совершается преступление и падение, как через гордыню; и ни через что иное так легко не происходит исправление, как через смирение и простоту. Где совершилось падение, там все было предварено. Из-за гордыни сатана был свержен с небес; фарисей растерял все добродетели, Навуходоносор лишился царства и со скотами, как скот, семь лет ел траву; и тысяча тысяч падений совершаются из-за гордыни. Потому будь смирен и, благодатью Божией покрываемый и сохраняемый, всегда сохранишься без порока и без препятствия.
Димитрий Ростовский
==============================================================
Сейчас этот змей через гордость, вселяясь в сердца, низлагает и губит род христианский.
Макарий Великий
==============================================================
Гордость - вещь очень Богу неугодная и в нравственной жизни самая зловредная.
Феофан Затворник
==============================================================
Самолюбие и привязанность к временному и суетному – это плоды самообольщения, ослепления, душевной смерти. Самолюбие есть извращенная любовь к себе.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Самомнение начинает проявляться в тайном осуждении ближних и в явном расположении поучать их.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Мы чувствуем за собой долги перед Богом и должны не избегать нареканий, выговоров и оскорблений, но ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь – гордость – приложением этих пластырей с Божией помощью.
Лев Оптинский (Наголкин)
==============================================================
Гордость же, всем известно, что есть самый богоненавистный порок, против которого должно поставить Христово смирение и всегда себя иметь худшим всей твари… Мы, говоря: «Господи, даждь ми смирение», – должны принимать с любовью те врачевства, которые нам от Бога посылаются ко уврачеванию – как гордости, так и прочих грехов, а это: скорби, поругания, укоризны и досады от других; все это посылается Промыслом Божиим к нашему испытанию и исправлению, и должно нудить себя носить их ко испровержению нашей гордости и за грехи; когда мы, приняв язву в сердце, представим наши скверны, то и невольно заградятся уста к противословию, а эта из первейших скверн есть – гордости, ибо Писание нечестным называет гордого.
Макарий Оптинский (Иванов)
==============================================================
Где нет света, там тьма, а где нет смирения, там гордость покрывает тьмой все наше устроение. Из первых твоих строк вижу сознание, что за гордость попускаются тебе искушения и падения. Это истинно справедливо, в чем нас удостоверяют святые отцы, сами прошедшие путь этот.
Макарий Оптинский (Иванов)
==============================================================
Гордость более всего лишает людей, и добрых дел, и помощи Божией: где нет света, там тьма, а где нет смирения, там занимает место гордость.
Макарий Оптинский (Иванов)
==============================================================
Против гордости – воспоминание о грехах своих, память смирения Христова, вменять себя худшим всех, помнить, что «Бог гордым противится» (Иак. 4:6).
Макарий Оптинский (Иванов)
==============================================================
Говоришь, что у тебя на душе трудно и беспокойно: это не от чего другого, как от гордого устроения твоего. Господь успокаивает и утешает смиренных и кротких, а гордые пожинают плоды своего устроения: смущение, немирство, беспокойство и прочее, как пишет святой Исаак Сирин; в монастырь жить – не на покой пришла, а на брань против страстей и злых духов, тогда будет покой, когда победим страсти и совершенно смиримся.
Макарий Оптинский (Иванов)
==============================================================
Горделивые и самолюбивые из нас не хотят подклонить шеи своей под легкое это иго Христово, но добровольно впрягаются в тяжелое иго возношения и гневливости и через то сами томятся и смущаются и нередко других смущают и отягощают. Святой апостол Петр пишет в Послании: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:8–9). И святой апостол Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
Амвросий Оптинский (Гренков)
==============================================================
«Человек – как трава» (Пс. 89:6). Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом.
Амвросий Оптинский (Гренков)
==============================================================
Жалеете о своей письмоводительнице, что она горда. – Что делать? Святой Лествичник говорит, что гордых исцеляет только Бог. Потому, как я уже, кажется, и писал Вам, молитесь о ней Богу, чтобы Он Сам, известными Ему путями, направил ее на путь истины. А кроме того, при удобных случаях можете и говорить ей что-либо для наставления, как, например, «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Или иногда написать можете какую-либо поучительную записочку, как вы и сделали это. Все горе в том, что гордые не сознают в себе этого порока. Однако силен Господь и таких вразумить за молитвы молящихся о них.
Иосиф Оптинский (Литовкин)
==============================================================
Ту гордыню, в которой бесы стоят перед Богом, мы себе даже представить не можем. Мы не можем понять, с какой ненавистью относятся они к Богу… «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится как бы уже сродни бесу.
Варсонофий Оптинский (Плиханков)
=============================================================
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.
Иоанн Кронштадтский
==============================================================
Человек надменный ничтожнее всех. И пузырь надувается, но пуста полнота его. Оттого таких людей мы и называем надутыми.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Смерть — это изверженная с Небес гордость, которая вознося нас до Небес, опускает до бездн.
Иоанн Лествичник
==============================================================
Естественно <душе> и гордиться, но над одними бесами.
Иоанн Лествичник
==============================================================
Действительно, надмевающийся перед людьми легко будет надмеваться и перед Богом. Так рождаются грехи. Они часто восходят снизу вверх.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Горе окаянной дерзости, потому что она быстро сожигает дом добродетелей!
Феодор Студит
==============================================================
Гордость часто происходит от наветов диавола, потому нужно бодрствовать.
Иоанн Златоуст
==============================================================
В самом деле, нет ничего хуже наглой надменности. Она-то и делает нас напыщенными и в то же время раболепными, а потому в первом случае — смешными, а во втором — отвратительными, и таким образом производит за раз два противоположных порока — гордость и подлое ласкательство.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Не вдавайся в гордыню, потому что дела идут у тебя упешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого; напротив того, содержи в мысли то, что обстоятельства часто принимают противный оборот, держись скромного образа мыслей, и не выходи из пределов человечества. Правосудие назирает дела наши; оно возмечтавших о себе, что не подлежат уже наказанию, доводит до наказания тем самым, чем думали избежать его.
Исидор Пелусиот
==============================================================
Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни. Гордость через Люцифера <Денницу>, низверженного за нее, вкралась потом в первозданного Адама, произвела слабости и поводы ко всем порокам. Ибо когда он думал, что может приобрести славу Божества свободой произвола и своим старанием, он потерял и ту, которую получил по благодати Творца.
Иоанн Кассиан Римлянин
==============================================================
Первый человек впал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу, и за то не удержал и того, что имел...
Иоанн Златоуст
==============================================================
Оставивший попечение о своих грехах и принявший на себя попечение об исправлении других, чужд молитвы, возносимой из всего сердца, чужд утешения, доставляемого Божественным разумом.
Авва Исайя (Скитский)
==============================================================
<Человек> был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным чрез приобщение к гордости; был человеком как носящий в себе образ Божий, и стал зверем, преисполнившись тщеславием.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Видишь, когда приближается солнце, тень становится меньше. Так и благочестивое сердце: чем ближе приходит к нему Бог со Своим светом и дарованиями, тем более оно познает свое ничтожество и смиряется перед Богом и людьми, считая себя недостойным. Напротив, чем дальше отходит солнце, тем большая бывает тень, а когда солнце заходит, тень удлиняется. Зайдет солнце исчезает и тень. Так и человек: поскольку удаляется от него Бог, постольку возносится и величается он в сердце своем; поскольку же человек возносится, постольку от Бога удаляется и Бог от него. И как тень исчезает, когда солнце скрывается, так исчезают и эти, которые мнят себя великими, когда скрывается Бог.
Тихон Задонский
==============================================================
Не будем же гордиться богатством и ничем другим. Если падает и погибает надмевающийся духовными совершенствами, то тем более — телесными.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Гордость таится даже в освященных благодатию избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Если сделал ты что доброе, не хвались тем... — и соблюдешься от гордыни, если ты мудр.
Авва Исайя (Скитский)
==============================================================
Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение – добродетель прямо противоположная гордости – служит верным предостережением и предохранением от прелести.
Игнатий Брянчанинов
==============================================================
Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою (Сир. 1:30). Ибо смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли (Пс. 146:6). Кто сам себя возвышает, тот готовит себе бесчестие...
Ефрем Сирин
==============================================================
От гордости происходит забвение согрешений, а память о них – ходатай смиренномудрия...
Иоанн Лествичник
==============================================================
Гордыня ума — первое из зол и последнее.
Феодор Студит
==============================================================
...Пусть никто не гордится богатством, никто чем-нибудь житейским, но только тем, что он имеет Бога своим Владыкою. Это — лучше всякой свободы, это — превосходнее самих небес.
Иоанн Златоуст
==============================================================
Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из внешних предметов не могло бы возбудить в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава.
Иоанн Златоуст
==============================================================
...Горе гордым и высокоумным, потому что для них готовится печь огненная.
Ефрем Сирин
==============================================================
#духовноепросвещение2023зг
Комментарии 4