«Вторую медаль «Буревестнику» и первую — хозяевам ринга, киргизским спортсменам, принес вчерашний кандидат в мастера спорта студент из Фрунзе Валерий Гришковец. Правда, здесь финал носил «домашний характер»: соперником Гришковца был спартаковец из Фрунзе Владимир Рослов, который и уступил новому чемпиону в остром встречном бою. Гришковец представляется нам сейчас наиболее перспективным кандидатом в сборную команду страны в своей весовой категории», - писал «Советский спорт» в номере от 22 марта.
Домашний чемпионат 1977 года стал для боксеров из Киргизской ССР самым успешным за всю историю: 1 золото (Валерий Гришковец), 2 серебра (Владимир Рослов и Алексей Круц) и 1 бронза (Сергей Михалев).
«Советский спорт» не ошибся, 18-летнего Гришковца привлекли во взрослую сборную СССР, которая готовилась к чемпионату Европы в ГДР.
«После победы в чемпионате СССР на меня стали выходить представители Казахской, Узбекской ССР и из Москвы. Предлагали квартиру, чтобы я перешел выступать за них. Но в личном разговоре со мной руководитель Государственного комитета по физической культуре и спорту Долен Омурзаков сказал: «Валера, зачем тебе куда-то ехать. Мы и тут дадим тебе квартиру». Я и сам не хотел куда-то уезжать и с радостью остался», - рассказал Валерий Гришковец в интервью Sport АКИpress.
Тогда семья Гришковец из 7 человек (папа, мама и пять братьев) жила в доме барачного типа на пересечении улицы Жибек Жолу и бульвара Дзержинского.
Гришковец отказал московским тренерам и тем самым вошел в их черный список.
Так как ему было 18 лет, и он еще мог выступать среди молодежи, его пригласили на международный турнир в ГДР. Тренера взрослой сборной не стали возражать, и в мае Гришковец отправился в ГДР, где выиграл три боя и стал обладателем золотой награды.
Сразу по возвращении Валерия Николаевича забрали во взрослую сборную, которая на тот момент продолжала готовиться к чемпионату Европы. В городе Галле, где и проходил чемпионат Европы, Гришковец в 1/8 финала попал на голландца Тонни ван Экка. Во втором тайме представитель Нидерландов оказался на ринге, и Гришковец одержал победу нокаутом.
«В четвертьфинале я встретился с 30-летним немцем Ульрихом Байером, который на тот момент был чемпионом Европы, а также бронзовым призером чемпионата мира. Домашний чемпионат Европы был последним в его карьере, и я понимал, что мне будет сложно. Первые два раунда я выиграл, у меня получалось действовать вторым номером. Однако тренер требовал, чтобы я шел вперед и атаковал. Я шел вперед, и Байер меня перебивал. Я начинал действовать вторым номером и все снова у меня получалось. Но тренер вновь просил меня идти вперед. В общем, тот бой я проиграл, хотя мог и выиграть. Байера тогда дотащили до финала. Я бы тоже мог легко быть в финале», - вспоминает Гришковец.
Сразу после возращения с чемпионата Европы Гришковец начал подготовку к чемпионату СССР среди молодежи. Случай уникальный: Валерий Николаевич сначала стал чемпионом СССР среди взрослых и только потом выиграл молодежный чемпионат. В Минске Гришковец провел 4 боя и во всех одержал победу.
«После первенства СССР мы с «молодежкой» отправились на международный турнир в Корее. Я просил тренеров отпустить меня домой, где я не был уже четыре месяца, но меня не отпустили. В Корее я выиграл три боя и стал победителем турнира», - отметил Гришковец.
В сентябре Валерий Николаевич уже в составе взрослой сборной СССР отправился на турнир в Югославии, где провел четыре боя, одержав во всех победу. А потом отправился с «молодежкой» в Алжир. В Африке в активе Гришковца 3 победы и еще одна золотая медаль.
В октябре-ноябре у Гришковца были два международных турнира в Польше и Венгрии в составе взрослой сборной СССР. Оба турнира он выиграл, одержав в них по 4 победы.
Постоянные сборы и сгонка веса не прошли бесследно. При подготовке к одному из турниров Валерию Николаевичу пришлось «гонять» вес с 70 кг до 63,5 кг. С использованием медицинских препаратов цели удалось достичь.
«За 9 месяцев того года я принимал участие в 9 турнирах в составе молодежной и взрослой сборных СССР. Только в ноябре 1977 года я получил возможность поехать домой к семье», - добавил Гришковец.
На тот момент дом, где жила его семья, попал под снос, и в 1978 году им выдали трехкомнатную квартиру.
«Это нормальная практика. Но мне стали намекать, что якобы квартиру я получил и за золото на чемпионате СССР больше ничего не дадут. После этого к нам приезжал представить из Москвы, чтобы посмотреть на условия проживания чемпиона СССР. Он тогда сказал, что мою квартиру уже отдали другому — тренеру», - пояснил спортсмен.
В 1979 году боксер в составе Киргизской ССР отправился на Спартакиаду народ СССР в Москву.
«У меня на тот момент была запланирована свадьба, и я сказал своему тренеру об этом. Мы договорились, что я выйду в финал и этого будет достаточно. Я одержал три победы и вышел в финал. Помню, тогда у меня все лицо было в синяках. Но после победы в полуфинале ко мне подошел тренер и сказал, что нужно выиграть еще один бой. А это означало, что нужно провести еще один дополнительный бой», - вспоминает боксер.
На это Валерий Николаевич не согласился и в финале уступил Исраелу Акопкахяну из Еревана, став обладателем серебряной награды.
«Помню, вышел на ринг в финале, а Акопкахян бегает от меня и не бьет. А мне нужно проиграть, а он не бьет. В общем я проиграл и поехал на свадьбу», - сказал Гришковец.
В 1979 году началась подготовка к Олимпийским играм в Москве и к матчевой встрече СССР — США. Гришковец был одним из лидеров сборной Советского Союза в своей весовой категории, но стал чувствовать боли. Почки после сгонки веса давали о себе знать.
«Перед матчевой встречей меня вызвал доктор и сказал, что мои анализы ничего хорошего не сулят. Диагноз — хронический пиелонефрит. Либо я делаю паузу, либо могу стать инвалидом. Я взял паузу, поехал домой», - рассказал Гришковец.
Уже во Фрунзе его пригласили на всесоюзный отбор на Олимпиаду-80, но Валерий Николаевич не мог там выступить. На Олимпиаду поехал Шишков и стал серебряным призером Игр-80.
После Олимпиады-80 Гришковец пробовал вернуться в большой спорт, но ни в Ростове (1980), ни в Ташкенте (1981) на чемпионате СССР показать свой бокс не получилось. Так в 24 года первый в истории Киргизской ССР чемпион Советского Союза завершил карьеру.
«Я продолжал жить с родителями в трехкомнатной квартире во Фрунзе. Но потом умер отец, а мама вновь вышла замуж, уехала в Казахстан и продала квартиру. С тех пор живу «на квартирах», - отметил спортсмен.
В 2005 году во время беспорядков в Бишкеке и смены власти Валерия Николаевича попросили присмотреть за конноспортивной школой.
«Тогда многие захватывали земли, и меня попросили присмотреть за школой. Я согласился и заселился в домик сторожа, который на тот момент был непригоден для жилья. Общими усилиями все обустроили и заехали жить. В 2008 году, когда все улеглось, пришли какие-то люди и попросили освободить дом. Но потом все же оставили меня тут», - рассказал Гришковец.
Через год Валерий Николаевич сумел обустроить спортивный зал рядом с домом охраны, где и по сей день тренирует желающих.
В 2013 году Валерий Николаевич и генеральный секретарь Федерации бокса КР Бедалы Алымкулов обращались к тогдашнему мэру Бишкека Исе Омуркулову с просьбой помочь в выделении однокомнатной квартиры, которую еще в 1977 году Гришковец должен был получить, или земельного участка.
«И.Омуркулов тогда сказал, что помнит все мои успехи и заслуги, но помочь не может. Недавно мы отправили письмо премьер-министру Сооронбаю Жээнбекову, но пока не получили ответа», - сказал Бедалы Алымкулов.
«Болезнь почек дала о себе знать, и я не могу иметь детей. В 2009 году мы с женой удочерили девочку. В этом году ей исполняется 16 лет», - добавил Гришковец.
Недавно стало известно, что конноспортивную школу хотят реконструировать, и Валерия Николаевича попросили в ближайшее время освободить дом.
«Мои братья со своими семьями переехали в Россию и не раз меня звали с собой. Но я люблю Кыргызстан и не хочу уезжать. Я хочу жить здесь, тренировать детей. Я верю, что Кыргызстан может воспитать олимпийского чемпиона в скором будущем. Главная проблема для меня на данный момент — отсутствие жилья», - заключил Гришковец.
Валерию Николаевичу Гришковцу 59 лет. В свой шестидесятилетний юбилей первый в истории Кыргызстана чемпион СССР среди взрослых по боксу может остаться на улице.
Комментарии 2