100 лет назад и сегодня: история царского тоннеля около Байкала и события, происходившие в нем
Здравствуйте, уважаемые читатели!
На историческом участке Кругобайкальской железной дороги от поселка Байкал до Култука сохранилось 39 тоннелей, построенных в период с 1902 по 1915 гг.
Об одном из таких сооружений - тоннеле № 36 - мы и расскажем в данной статье, причем не только о том, как его строили, но и о дальнейшей эксплуатации, которая была наполнена различными событиями, а также посмотрим исторические дореволюционные фотографии этого места и сравним их в современными.
Тоннель 36 "Хабартуй 3" берет свое название от протекающей в паре километров от этого места одноименной реки, в переводе с бурятского означает "весенний" ("хабар" - весна, "туй" - суффикс) и расположен на 143 км Кругобайкалки.
Его начали возводить как и многие сооружения такого плана в 1903 году, во время строительства первой очереди КБЖД.
Что интересно, хоть данное сооружение и называется тоннелем, но на самом деле это не совсем верно: это симбиоз тоннеля и пристроенных к нему галерей, строительство которых продолжилось в общей сложности 12 лет.
Сохранились старые фотографии того периода.
Но и этих сооружений оказалось недостаточно: постоянные камнепады, а вследствие разрушение железнодорожных путей и задержки поездов ( не забываем, что КБЖД входила в состав Транссиба и обеспечивала связи Востока и Запада Российской империи).
Поэтому во время прокладки второго пути с 1911 по 1915 гг. было принято решение удлинять сооружение путем пристройки к нему еще одной галереи, но на этот раз железобетонной.
В то время это был новый материал и Кругобайкалка стала своего рода полигоном для испытания свойств железобетона: множество мостов было возведено из него. И три галереи, одна из которых около 36 тоннеля.
На старой фотографии 1918 года белочехи несут охрану тоннеля № 36.
К тому же рядом была построена каменная отдельностоящая галерея № 12, которая словно зажата между 36 и 35 тоннелями.
Особенно грандиозная картина открывается со льда Байкала.
Мы побывали там в прошлом году, величественное зрелище: высокие словно нависающие скальные массивы и совсем небольшие по размеру инженерные сооружения.
Так это выглядит со стороны.
Но даже после постройки всех этих сооружений, эксплуатация западного участка вызывало множество сложностей:
Поэтому в 1956 году КБЖД вывели из состава Транссиба, предварительно построив новую ветку через Олхинское плато.
Зато теперь можно ходить по данным местам и наслаждаться этими величественными сооружениями.
А чтобы больше погрузиться в атмосферу КБЖД, предлагаю посмотреть небольшое видео, где мы выходим из 35 тоннеля, проходим 12 галерею и попадаем в 36 тоннель.
Пишите в комментариях, уважаемые читатели, что думаете по этому поводу.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев