Санкт-Петербург : Тип. тов. "Общественная польза", 1867
Брошюру можно назвать пособием для крючкотворов. В ней повествуется о правах башкир на землю и перипетиях в борьбе за нее. Во второй главе кратко разъясняется значение Берг-Привилегии Петра I от 19 декабря 1719 г. и Берг-Регламента Анны Иоанновны от 3 марта 1739 г., принятыми «для водворения в России горнозаводской промышленности». Этими законодательными актами «дозволялось всем и на всех землях руды и минералы отыскивать и переделывать» даже без согласия владельцев земли, «дабы Божие благословение под землею втуне не оставалось». Однако одним из условий добровольного присоединения башкир было полное владение своими землями и защита русским правительством этих земель, как от набегов, так и от самовольных захватов. Это положение было подкреплено грамотой Ивана Грозного владетельному колену башкир Гаинской волости Осинской дороги в 1557 г. Позже эту грамоту подтвердил Федор Иоаннович. Для ликвидации действия грамоты 1557 г. и был избран обер-прокурор А.И. Глебов, женатый на племяннице Екатерины I, впоследствии – генерал-аншеф (в тексте: «был избран и принял на себя исполнение Высочайшей воли»). В третьей главе приведена история отвода А.И. Глебову башкирских земель для строительства Шермейского завода. В 1758 г. Глебов предоставил Императрице Елизавете Петровне письменное разрешение, полученное им от старшин уфимских владетельных башкир Гаинской волости Осинской дороги, на строительство завода. Указом от 2 апреля (или 12 апреля нового стиля) 1759 г. Сенат утвердил А.И. Глебова в этом праве: «земли, горы и леса... отвесть и отмежевать со всяким удовольствием». Указом от 7 июня 1759 г., переведенном на башкирский язык, объявлено о данных Глебову правах. В этом указе определялось «...место построения завода... и пространство земель и лесов к отводу, определенному мерою от того места во все четыре стороны по 50 верст прямыми линиями, квадратом. Начать это межевание... с Уфимского уезда от реки Шермяики».
Далее пишется о неразберихе в законодательстве, которой пользовались многие (упоминаются из медеплавильных заводов: Егошихинский, Югокамский, Юго-Осокинский и Уинский). Об Уинском заводе Шавкунова сообщается, что последний построил завод «по особой привилегии от Императрицы Анны Иоанновны за оказанные им казне услуги и жертвы». Для постройки завода за свой счет разрешалось «отвесть ему (Шавкунову – Т.Х.) в вечное владение по 30 верст земель и лесов во все четыре стороны от того пункта, где бы он ни избрал, на Урале место для постройки». Так как Уинский завод входил в округ Шермейской дачи, то Глебов должен был его выкупить, что он и сделал в 1763 г.
Примечание составителя. Оказывается, встречающийся в грамотах и указах оборот «право полной собственности» – это не формальное выражение. Правом полной собственности считалось право на недра, выражавшееся оборотом – «право на прииск руд».
Аннотация с книги Пермская медь: обзор литературы [Электронный ресурс]: аннот. библиогр. указ. / сост. Т. В. Харитонов; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2016.- С.436


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев