(Ялсыгулов Таджетдин Ялсыгул-улы, 1768-1838) — известный мусульманский (башкирский и татарский) учёный историк, писатель, поэт, мударрис, лекарь.
Краткая биография
Таджетдин Ялсыгул Аль Башкорди по происхождению был башкиром из племени Ай (Айлы) из рода Тыныш. Он учился в мактабе на Кавказе, а после, уехал в Османский Халифат, где продолжил обучение в городе Диярбакыр. Он много странствовал. В конце XVIII — начале XIX веков Таджетдин аль Башкурди учительствовал в деревнях Уфимской и Оренбургской губерний. Например известно, что он преподавал в мектебе и медресе деревеньСюнь, Ерекле Мензелинского уезда Уфимской губернии.
Таджетдин Ялсыгул Аль-Башкорди является автором сочинений "Тарих наме-и булгар" ("Тәуарихи Болгарийа"), описывающее шежере башкирских и тюрко-монгольских родов, булгарских ханов. Аль-Башкорди при его создании использовал различные исторические сведения из "Чингиз наме", "Таварих-и даваир", "Фархангнама" и других . Также он является автором книги "Послание Газизе"("Рисалэи Fэзизэ", 1795 год), распространял исламское право и мораль. В данной книге Аль-Башкорди дал комментарии и толкование на языке тюрки книге "Субат аль-Гажизин" узбекского поэта-суфия 17 века Аллаяра, туда также им были включены собственные стихи. Ялсыгул Аль-Башкорди составил и переписал множество древних книг, давал пояснения Исламским книгам "Кафият аль-касида" ("Кафия касидаhы"), "Таалием эс-салат" ("Тэглим-эс-салат"), "Шрут ас-салат" ("Шорут-эс-салат"), обработал сборники рассказов "Госсам", "Фауаидуз-зиайя" ("Фэуаидэз зияиэ")
Согласно шежере (башкирская родословная, генеалогическая запись племён и родов у башкир, а также у других тюркских народов), включенным им в работу «ТӘВАРИХЕ БОЛГАРИЯ (История Болгарии)», они с отцом жили в деревне Курмаш-Йылга в междуречье Ая и Арши, предположительно на территории Челябинской области.
1775—76 годы - много путешествует с отцом, так как его отец отправляется в хадж. Путешествие заняло много времени.
1776-81 годы - они находятся сначала в Астраханском крае, а затем в Дагестане.
1781 год - с отцом добираются до Османского Халифата (Османской Империи,) где в городе Диярбакыре расстаются. Он остается проходить обучение у некого Абд-аш-Шукура Эфенди, а отец продолжает паломничество. Согласно рукописям в Диярбакыре он проводит четырнадцать лет, однако И.Г.Галяутдинов указывает, что, очевидно, следует говорить не о четырнадцати, а о четырёх годах. После возвращения отца они ещё два года живут в Стамбуле, потом с караваном возвращаются в Астрахань, где живут до 1788 года.
Согласно одному из его сыновей, «отец, находясь в Астрахани, учился в Белой Мечети».
1788—89 годы - через Москву, Нижний Новгород, Казань отец и сын возвращаются в родной край, направляясь в Троицк.
Однако при выезде из Казани отец заболевает и в деревне Урта Сюнь Мамадышского уезда умирает, завещая сыну оберегать его могилу, поселившись рядом, и заниматься обучением детей. Он выполнил завещание отца — остался рядом с отцовской могилой, преподавал, работал муллой, занимался врачеванием.
1789—92 годы - живёт в деревне Урта Сюнь, ныне село Средняя Сунь Мамадышского района Татарстана.
1792-99 год - живёт в деревне Джерекле Мензелинского уезда Оренбургской губернии, ныне Каенлы Нижнекамского района Татарстана.
1799-1824 годы - жил в деревне Кызыл Чапчак, ныне село Красная Кадка Нижнекамского района Татарстана.
1825-38 годы — жил в деревне Мелим, ныне село Верхний Налим Заинского района Татарстана.
Умер 26 июня 1838 года по пути к больному в деревне Имянлебаш, ныне село Имянлебаш Заинского района и был похоронен в этом селе. Его могила стала местом паломничества в регионе, а о нём самом утвердилась память как о влиятельном мусульманском святом.
Творчество
В его сочинениях рассматриваются вопросы истории, литературы, воспитания, народной медицины, так же Исламского права:
«РИСАЛӘИ ГАЗИЗӘ (Послание Газизе)» (1795)
«СИДРАТ ЕЛМЕНТАҺА (Лотос крайнего предела)»
«ТӘВАРИХЕ БОЛГАРИЯ (История Болгарии)» и др.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев