Предыдущая публикация
Читаем
Энтони
Дженкинсон.
Река
Юг вытекает из страны татар, называемых
Черемисами,
смежной с Пермской землей.
ЧЕБОКСАРЫ.
Окрестная страна называется Мордва; ее
жители исповедуют языческую веру;
теперь, будучи покорены русским царем,
они по большей части крещены, но живут
в лесах и пустынных местах без городов
и жилищ.
Страна
между Казанью и Камой называется Вачен,
ее обитатели язычники и живут в диких
местах без домов и других жилищ; страна
же на той стороне Волги против Камы
называется землей черемисов, полуязчников,
полутатар.
#татары
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 14
Slava Pire
юстрации Барского староства 1565 г. они названы «черемисовы люди татарского народа» [6].
В пользу этого свидетельствуют и записки Георга Тектандера — участника
посольства императора Рудольфа II в Персию, проведшего в Казани зиму
1602-1603 гг., в которых он называет казанских татар «черемисскими
татарами», а Казань — «главным городом черемисских татар» [7].
Еще одним подтверждением возможной тюркоязычности черемисских
переселенцев является свидетельство советского тюрколога С.Е. Малова о
том, что еще в XIX в. в некоторых уездах Казанской губернии население
состояло из марийцев, которые по языку и быту были «совершенно татарами»[8]. Кроме этого, известно, что лексика языка казанских татар подверглась значительному влиянию булгарского языка
Сигизмунд Герберштейн:"...Казанское
царство, город Казань и крепость того же имени лежат у Волги, на левом берегу реки, почти на 70 германских миль ниже Новгорода Нижнего; по Волге, на востоке и юге, оно примыкает к пустынной степи, а на юго-востоке граничит с татарами шейбанскими и кайсацкими. Царь этой страны может располагать 30 000 воинов, преимущественно пеших, между которыми черемисы и чуваши самые искусные стрелки. Чуваши же отличаются своим судоходством. Город Казань находится от княжеской крепости Вятки в 60 германских милях. Эти татары образованнее остальных, потому что ониобрабатывают поля, живут в домах и занимаются различными промыслами..."
18. Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары,
наполняли весь уезд Казанский и Сибирский. Сии наиболее язык татарским испортили. Ныне же по принятии крещения весьма их мало остается, ибо многие, не желая креститься, перешли к башкирам и в другие уезды поселились
19....Но сии народы, мордва, чуваши и черемиса, уже переселясь, смешано между собою также в Вятской и Уфимской провинциях и в Сибири деревнями живут.
Джан-Гали (середина XVI века — ?) — чирмышский (марийский) князь Казанского царства в составе Русского государства, внук князя Мамич-Бердея, сын муллы Абдразака. Как и его дед, был сторонником независимости от России. По вероисповеданию — мусульманин.
Деятельность.
Поддержал восстание Болотникова, вёл боевые действия по освобождению Мамич-Бердеевых земель. Взял Яранск, Чебоксары, затем укрепился в Иске Казани на территории нынешнего Высокогорского района Татарстана. Провёл в Стамбуле успешные переговоры на предмет военной поддержки, войско было выделено, однако не было пропущено астраханскими казаками.
С 1613 по 1618 годы Джан-Гали вёл оборонительные бои с царскими войсками. В итоге ему с отрядом с трудом удалось прорваться сквозь несколько застав и уйти в Башкирию. Там следы Джан-Гали потеряны.
Вторая череми́сская война — восстание марийцев против присоединения к Русскому царству, которое закончилось победой правительственных войск.
Восстание началось в 1571 году после успешного похода и сожжения Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем. В подготовке восстания участвовал марийский князь, лидер марийского национального движения Качак. Оно носило антифеодальный и национально-освободительный характер. Восставшие рассчитывали на поддержку крымцев, но крымские татары после тяжёлых поражений от русских войск не были способны на оказание помощи. Сильное влияние на восставших оказывали марийские карты.
Царские власти проводили карательные операции, проводили переговоры с умеренными силами, строили крепости, и к1574 году восстание было подавлено. В 1574 году на земле луговых марийцев была основана крепость Кокшайск, что повлекло усиление позиций царской администрации в этом крае.
быти и ему самому, аще онъ во граде
сидитъ, и выехавъ нощію изъ града съ
Крымскими людми, съ надежными своими,
съ тремя тысящами. И возмутившимся
полкомъ о царе, Черемиса же хватиша,
излезше града, малого градца гуляя 80
городенъ, 7 пушекъ въ немъ. Бився крепко
всквозе полки все Рускія пробився, и на
переменныхъ своихъ конехъ удачныхъ въ
Крымъ убежа и съ царицами своими къ
брату своему Сапакирею, царю Крымскому,
аки изъ рукъ изыманъ, и язвенъ ранами
многими.
А Казань пусту оставивъ токмо во граде
народъ Казанскіи, жены и дети, старъ да
малъ, боицовъ 12.000 Черемисы.
бе тамо въ Крыме царь у брата своего
лето и 6 месяцъ.
Это
тоже характеризующая черемис выдержка.
Черемисы пробили брешь в кольце осады
и выпустили убегающих. И вернулись. Из
ссылки видно, что Казань остались
защищать только 12000 черемис. Это – явная
смерть, но они остались. Ради чего? Ради
татарских детей и стариков? Сомнительно.
Возникают два варианта:
1. Согласиться
с Г.Тектандером, что Казань – главный
город черемис, и эти старики, жены и дети
– это частью черемисы. Ведь, татары тоже
не исключаются.
2. Отсутствие страха
смерти. «Погибнуть с мечом в руке»
Честь.
Этнический состав
На землях Казанского ханства жили тюркоязычные (предки совр. башкир, ногаев, чувашей) и финно-угорские (предки совр. марийцев, удмуртов и мордвы) народы. Основное население чаще всего называло себя болгары, либо по религиозному признаку — мусульмане.