Древнее название телевской тамги башкир — ягылбай-кояш, что означает сокола, летящего у солнца. Иногда вместо сокола изображали карагуша. Сокол и карагуш — указывают на принадлежность телевских башкир к кунам-токсобичам, а солнце — это табынская часть тамги, которая символизирует вхождение телевских башкир при их предводителе хане Туре в XV-XVI вв. в состав табынцев.
См. Суюнов Р.Р. История древних родов: Кыпсак, Телеу, Бурзян, Табын, Барын, Елан, Юрматы, Менг и других по данным Y-DNA, Mt-DNA (2-е издание). Vila do Conde, Lidergraf, 2013, 978-5-9904583-3-8
У части телевских родов башкир известна также тамга - ай (луна), изображается так: ﺮ
Основатель ветви Уф, в составе рода Телеу-Табын был Ишмурат-кантон. На башкирском языке Уф - означает тоже самое, что и на русском языке возглас "Ой". Название идёт от казахской жены Ишмурат-кантона, которая постоянно скучала по родному дому, приговаривая "уф" , их потомки стали называться уфами. Более древнее название нашей ветви - сура, что означает происхождение от Суры и Сурамана.
В состав рода Телеу помимо ветви Уф, входят ещё другие ветви (ара): Буске, Куян, Таз, Кукай, Калтак, Сабэй, Эт-аяк, Айыу, Байзар, Манка, Суса, Хармак, Тайзак, Корто, Зойэ, Кортокот, Ток, Хэнек, Харэ, Тувал, Казак, Кызылбаш, Катай, Угез, Бизмэн, Котсалам, Абдел, Дауэт, Харикмэк, Бесэй, Шэкей, Буре, Ос Борток, Тустак, Тоз, Калмэк, Зэуэм. (Подробно см. Азат Камалов, Филюза Камалова. Атайсал. Уфа, Китап, 2001, С. 314-315).
АНАЛИЗ Y-DNA
Анализ ДНК по мужской линии, выявил что потомки Сурамана принадлежат гаплогруппе R1a (арии), субклад R1a1a1+Z2123 (сако-динлинская подветвь, род кунов-токсобичей).
Прямыми потомками западных cарматов (роксолан) считается башкирское племя Юрматы, известное у венгров под именем Gyarmat. Предки телевских башкир связаны больше с вочточными сарматами - аорсами.
Этноним Телеу вообще восходит к этнониму "Телеут". Телеуты - народ на Алтае, потомки племён Теле. В свою очередь племена Теле были известны в древних китайских хрониках под именем динлинов, ди. От западной ветви динлинов также происходят белые кипчаки (половцы, куманы, черкасы).
ЛЕГЕНДЫ О СУРА-БАТЫРЕ И СУРАМАНЕ
Знаменитым представителем из рода Телеу был, Карас-сэсэн (певец), живший в эпоху башкирских восстаний (18 в. н.э.).
Неправильным было бы все сказания о Сура-батыре и Сурамане сводить к одной семье, в частности к нашей, даже если нам этого так хочется.
Если линейно рассмотреть шежере (генеалогическое древо) нашей ветви Уф-Телеу, и не учитывать всех многочисленных потомков Сурамана - то колена нашей генеалогии примерно выглядит так:
ЯНТЭКБАШ (жил в 16 веке) его сын - КАРАЧАЙ его сын - СУРА-БАТЫР его сын - СУРАМАН-БИЙ (SORAMAN) его сын - ГАБДЕЛ-ВАХАП его сын - СОРАМАН его сын - ГУМЕР (жил в 1791-1836 гг.) его сын - ИШМОРАТ(ИШМУРАТ)- КАНТОН (при Ишмурате из нашего рода ТЕЛЕУ-ТАБЫН выделилась Ветвь УФ).
его сын - АЛЬТЭФ-БАЙ его сын - МОХХАМАТ-ШАРИП (MOHHAMAT-SHARIF) его сын - ТУКАЙ-АЗАМАТ его сыновья - ЮЛАЙ, САЛАВАТ, БУЛАТ, УРАЛ.
По документальным хроникам, пока удалось восстановить генеалогию нашего рода с Сурамана Абдулвагапова (т.е. от Сурамана сына Габдел-Вахапа - основателя деревни Сураманово).
Вот что пишут о нашем роде и деревне Сораман, историк Асфандияров А.З. в своей серии книг "Населённые пункты Башкортостана":
"При речке Кара-Елга возникла деревня Сураманово, имевшая к 1795г. 17 дворов с 66 мужчинами и 55 женщинами. К середине века население возросло в 3 раза. Дворов стало 60. В 1920г. в 87 дворах проживали 444 человека. Основал ее Сураман Абдулвагапов, влиятельный вотчинник, участвовавший в 1786 г. в разграничении вотчин между Кара-Табынской и Телевской волостями. Его сын Гумер Сураманов жил в 1791-1836 гг. На двух местах по речкам Акбил-Елге и Аркаил-Елге кочевали в июне-августе. 22 двора (275 человек) имело 118 лошадей, 202 коровы, 200 овец, 6 коз. Занимались и хлебопашеством. В 1842 г. на всех было засеяно 88 пудов озимого и 1506 пудов ярового хлеба. Габидулла Азнабаев сеял по 140 пудов в год. В 1920г. действовала водяная мельница Сурамана Габдуллина".
Вот одно из башкирских преданий о Сурамане, и его сыновьях Акмане и Токмане. Идёт ли в данном случае речь о моём предке — не знаю. Но атрибуты племени перечислены наши — табынские, правда сказителем они названы почему Катайскими!? Катай — совершенно самостоятельное племя в составе башкир…
ИТАК ПЕРЕХОДИМ К ОДНОМУ ИЗ БАШКИРСКИХ ПРЕДАНИЙ О СУРАМАНЕ, И ЕГО СЫНОВЬЯХ АКМАНЕ И ТОКМАНЕ.
Рассказ взят из книги Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Том II, Уфа, Башкнижиздат, 1987, С. 168-169
* * *
…С Акманом и Токманом связана очень давняя история времен ханов. Эту историю передавало из уст в уста не одно поколение наших предков.
В старину хозяевами этих мест были башкиры. Богатство здешних земель и вод не описать словами. Леса и горы изобиловали диким зверем, водились медведи, полки, лисы, куницы, выдры, соболя, норки. Реки и озера были полны рыбой. В лесу — борть. Народ занимался охотой, пчеловодством, скотоводством. Кочевали башкиры со своими стадами и табунами с одного кочевья на другое. Каждый род имел свое место на весенних, летних, зимних и осенних стойбищах.
Но вот нагрянула с востока страшная черная рать. Было это летом. Все люди, вся скотина были на яйляу, в лесу, на горах, в долинах рек. Через башкирскую землю шла только часть вражеской рати. Основные же силы проходили южнее, по прияицким землям.
Вскоре монгольский хан послал к башкирам своих нукеров — воинов и вынудил народ покориться. Земля и воды были распределены между родами. Каждому роду предназначалась своя тамга, уран (клич), дерево, птица. Наш катайский род получил тамгу — багау, клич — салават, дерево — сосну. После получения земель и тамги башкиры должны были платить хану ясак. Сначала это показалось не особенно обременительным. Пушнина поставлялась хану вовремя. Но однажды от хана пришел новый указ. Молодые мужчины и парни со своим конем, снаряжением призывались в ханское войско. Стали угонять косяками коней, скот.
Невмоготу стало башкирам, и они стали подниматься против хана. Среди них был храбрый егет Сураман. Он собрал довольно большое войско и уничтожил ханских нукеров, собиравших ясак. Некоторым удалось сбежать. Хан послал против Сурамана войско, но тот еще долго продолжал воевать. Вместе с ним сражалась и его жена. Со временем люди стали приноравливаться к сложившимся обстоятельствам. Укрывшись в лесах и на горах, повстанцы стали подстерегать ханских сборщиков ясака, неожиданно нападали на них. Завязывалась схватка. Скот заранее угонялся вглубь лесов и гор.
Так проходило лето. В бездорожные зимы, когда леса и горы покрывались снегом, ханские отряды не могли пробраться в глухие места. Зимой было спокойнее. С наступлением лета снова начинались бои.
Долго продолжалась борьба против хана. Она то стихала, то снова усиливалась. Стал стареть предводитель повстанцев Сураман, который включился в борьбу еще совсем молодым егетом. В одном из жестоких боев он погиб, после чего борьбу возглавила его жена. Однажды в бою ее сильно ранило. Перед смертью она призвала к себе своих сыновей (их было двое: — старший — Акман, младший — Токман) и сказала им так: «Дети мои, настал мой час, я ухожу вслед за вашим отцом. Когда он погиб, вы были еще маленькими. Умирая, отец ваш сказал: «Чем жить па коленях, лучше умереть стоя». Сыновья мои, вы теперь выросли, стали егетами, не забудьте завет отца».
Акман и Токман продолжили борьбу, которой не было видно конца. Однажды, взяв с собой сотню самых надежных воинов, они ушли на зимовку вглубь Уральских гор. Но среди них оказался предатель. Как-то раз ночью он сбежал и указал ханским приспешникам место зимовки Акмана и Токмана, получив за это вознаграждение. Хан послал туда войско. Батыров прижали к горам. С трудом, путая следы, им удалось скрыться и выйти в Зауралье. Но там их поджидали враги. Это было ранней весной, когда снег то таял, то замерзал. Начались сильные бураны. У беглецов кончились продукты, негде было им укрыться и передохнуть: голая степь, невыносимый буран. Акман, Токман и их боевые спутники, голодные и измученные, замерзли. Лишь некоторым удалось добраться до ближайшей деревни. Но там тоже находились ханские войска. До последнего дрались егеты и погибли до последнего. Среди них были две храбрые девушки. Их тоже схватили и жестоко замучили чужеземные захватчики.
Легенда записана Кузеевым Р.Г. в 1955 г. Опубликовано: Кузеев Р.Г., 1974, С. 254, БПЛ, № 104.
* * *
ТАБЫНЦЫ
(Табындар)
Рассказ взят из книги Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Том II, Уфа, Башкнижиздат, 1987, С. 123.
В очень давние времена табынцы жили на Алтае, Даже само имя табын означает Алтай (?). Когда-то на Алтае жили и уйгуры; наши предки были уйгурами. Однажды предводитель (раис) табынцев повел сородичей с Алтая на Иртыш. У раиса был струнный инструмент, и он под звуки волн Иртыша сочинял мелодии, которые и сейчас поют табынцы. Когда на Иртыше стало много народа, табынцы ушли на реку Белую.
Записано Р. Г. Кузеевым а 1953 г. от башкпр-табынцев. Опубл.: Кузеев. 1974, с. 254; БПЛ, № 104.
* * *
#тамга #БашкирскоеРодословие #табын
Комментарии 1