Именьковцы оставили следы своего пребывания и на территории Набережных Челнов. В пределах города учеными было обнаружено поселение, на поверхности которого в 1958 и 1964 годах была собрана лепная шамотная керамика, близкая к именьковской. Довольно плотно было заселено и ближайшее левобережье Камы. Селища именьковских исследованы в окрестностях д. Малые Ерыклы, с. Туба, с. Красная Кладка, д. Малые Аты, с. Большие Аты, с. Ташлык, д. Чабья (Нижнекамский район), д. Батраково, д. Кырныш, с. Калмаш, с. Кузькеево (Тукаевский район).
Обращает на себя внимание, что именьковские памятники располагаются в зоне плодородных черноземных почв. Это было связано с развитой системой их земледельческо-скотоводческого хозяйства. Оно было основано на применении пахотных орудий, разведении породистого домашнего скота, в т.ч. верблюдов.
Жили именьковцы в небольших поселках, которые группировались вокруг одного или нескольких городищ-убежищ. На поселениях именьковцев выявлены следы жилищ земляночного и полуземляночного типа, большое количество хозяйственных ям. Одно из таких поселений открыто археологами в 300 м к югу от села Калмаш. На поверхности его отмечено около 50 впадин размером 6 х 4 и глубиной 0,7 м, что является остатками довольно большого количества жилищ полуземляночного типа. В окрестностях поселения собрана типично именьковская керамика. Она представляла собой главным образом плоскодонные цилиндрошейные неорнаментированные сосуды с примесью крупнозернистого шамота. Известны также остатки производственных сооружений именьковцев — гончарные и металлургические горны, ремесленные мастерские и т.д.
Помимо керамики в именьковских памятниках нередко встречались и другие глиняные поделки — обломки глиняных пряслиц, зооморфные и антропоморфные фигурки. Нередко встречались и находки, вызывавшие особый интерес — железные топоры, серпы, наконечники копий, остатки боевого оружия, украшения и т.д. Своеобразным был у именьковцев обряд погребения. Умерших они сжигали в полном одеянии в стороне от поселений, остатки кремации помещали в небольшие ямы.
Кушнаренковские племена появились в регионе в середине VI века. Их считают либо протовенграми (Е.А.Халикова, А.Х.Халиков), либо угросамодийцами (Е.П.Казаков). Большинство кушнаренковских памятников выявлено в междуречье Белой и Ика, а также в среднем течении Ика. Именно эта территория и стала местом кочевий древних венгров (мадьяр), а возможно — и частью легендарного государства «Магна Хунгария» (Великая Венгрия), о котором упоминают многие исторические источники.
Археологами обнаружено в регионе 11 селищ, 3 могильника и более 20 местонахождений населения кушнаренковской культуры. Селища находились только в припойменных частях рек. Они занимали небольшую территорию и имели незначительный культурный слой — 15-20 см. Это свидетельствует о временном, сезонном их использовании, о кочевом образе жизни кушнаренковского населения. Одно из селищ мадьяр-протовенгров, датированное VI-VIII вв. н.э., располагалось, например, на территории Елабужского «Чертова городища». В памятниках, оставленных кушнаренковцами, наиболее характерной считается тонкостенная округлодонная посуда. Она, как правило, украшена многорядным, тонким и изящным по исполнению орнаментом. По мнению археологов, такая посуда не имеет местных корней. Истоки ее усматриваются в Западной Сибири.
В IX веке масса угров-мадьяр была вынуждена покинуть берега Волги и Камы. Причиной этого явились набеги печенегов, а также активное проникновение сюда булгарских племен с юга.
В середине IX века булгарским племенам удалось одержать верх над протовенграми-мадьярами и тем пришлось уйти на запад. В конечном счете мадьяры достигли берегов Дуная, где и основали свое государство — Венгрию.
В то же время значительная часть угров-кочевников осталась в Закамье, тесно взаимодействуя здесь с булгарским и башкирским населением. Кроме того, в конце Х века на территорию, ранее занимаемую кушнаренковцами, из района Среднего Урала переселились новые группы угорских кочевников. В результате к востоку от р. Шешмы ими были оставлены многочисленные памятники, отнесенные впоследствии археологами к т.н. чияликской культуре.
Археологические данные о существовании на Каме поздних угорских кочевников подтверждаются и письменными источниками. Так, незадолго до монгольского нашествия в Прикамье сумел пробраться венгерский монах Юлиан. Он искал встречи с соплеменниками — уграми-протовенграми, которые, по слухам, продолжали проживать по берегам Волги и Камы.
После долгих мытарств и многих приключений Юлиан на берегах «большой реки Этиль» все же встретил угорских кочевников, у которых язык был «совершенно венгерский», «и они его понимали, и он их». Хотя кочевники имели дома и селения, все же они «землю не возделывают, едят мясо конское…, пьют лошадиное молоко и кровь. Богаты конями и оружием и весьма отважны в войнах». Основываясь на ряде доказательств, Е.П. Казаков пришел к выводу, что встреча Юлиана с соплеменниками произошла на левом берегу Камы, где-то между современными Набережными Челнами и Нижнекамском. Об уграх, а также о населенной ими стране «Великая Венгрия» или «Паскарт» (Баскарт), находившейся к востоку от Волжской Булгарии, писали и другие путешественники — Рашид-ад-дин, Гильом де Рубрук и др.
В дальнейшем часть древних венгров погибла во время монгольского нашествия, а другая — приняла ислам и постепенно растворилась в среде соседних народов, прежде всего татар и башкир. По крайней мере, угорское влияние на территории распространения чиялинской культуры долго еще ощущалось и в топонимике, и в одежде, обрядах, особенностях захоронения, наличии характерной угорской керамики и т.д.
Не позднее середины VIII века из Нижнего Поволжья и северо-восточного Предкавказья в бассейн Волги и Камы проникают и начинают расселяться булгарские племена. Наступил булгарский период, который ознаменовался многими примечательными событиями в истории народов Поволжья и Прикамья.
Эти селища имели небольшие размеры и содержали относительно небогатый археологический материал, представленный, главным образом, керамикой. Орловское булгарское селище, например, было открыто археологами в 1958 г. На месте его были собраны обломки булгарской посуды, датированные XIII-XIV вв. Она представляла собой лепную круглодонную керамику с примесью раковин в тесте, украшенную веревочно-гребенчатым орнаментом.
В последнее время постоянно возрастал общественный интерес к поиску древних поселений булгар (а возможно — и города) на территории современных Набережных Челнов. Это стремление было реализовано в середине октября 1992 г., когда под руководством опытнейшего археолога Е.П. Казакова в различных частях города были произведены раскопки. И если на Элеваторной горе ни не дали ощутимых результатов, то на берегу р. Челнинки усилия археологов были вознаграждены. Здесь были обнаружены остатки булгарской лепной посуды красноватого цвета с традиционным гребенчатым орнаментом конца XIV века, а также серо-коричневой булгарской керамики XV века. В ходе раскопок были найдены также железные гвозди, обломок кованого серпа, другие предметы. Обнаружились и следы жилищ. Этот археологический памятник решено было именовать Усть-Челнинским селищем.
Как появилось здесь булгарское поселение? Возможно, это было связано с разорением в конце XII века великим завоевателем мира Аксак-Тимуром (Тамерланом) булгарских городов Булгар, Елабуга. Жители их вынуждены были бежать в другие места, где основывали новые поселения. Прожив какое-то время на территории современных Набережных Челнов, булгары ушли отсюда и скорее всего — дальше на восток. Это произошло, видимо, задолго до появления здесь русских поселенцев. По крайней мере, судя по документам, в 1626 г. русские крестьяне уже не встретили каких-либо остатков жилищ, построек и т.д.
В XVII-XIX веках основными жителями долины р. Ик были племена байляр, буляр, ирэкте и юрми. Племя байлар включало в себя 3 рода — сураш, салагуш и калмаш (не отсюда ли произошло название села Калмаш?). Центром расселения байларцев была река Мензеля. Постепенно здесь возникли деревни Верхний Байлар, Подгорный Байлар, Старый и Новый Байлар и др. На западе граница расселения достигала р. Степной Зай, где еще в XIX веке отмечались байларские аулы. Часть же байларцев рода салагуш проживала на правобережье Камы, главным образом в низовьях реки Иж.
Считается, что байларцы в конце I тыс. н.э. мигрировали в соседстве с другими древнебашкирскими племенами из Центральной Азии на Бугульминскую возвышенность. Здесь они проживали какое-то время в верховьях Демы и Ика, активно контактируя с булгарским и финно-угорским населением края. В XIV веке байларцы переместились в низовья Ика, заселив при этом прилегающие к нему левый и правый берега Камы.
К западу от Ика юрмийцы были соседями юматынцев. Возможно, что они и жили ранее на одной с ними территории, по рекам Степной Зай и Шешма, а в XIII-XVIII веках сдвинулись на восток к Ику. Здесь, на левом берегу реки, племя юрми сохранило компактное расселение и племенную форму организации.
Ногайские городища, окруженные валами, были основаны в районе современных городов — Оренбурга, Уфы, Стерлитамака, Бирска. Некоторые из них находились и на правобережье Камы, в частности, в окрестностях г. Менделеевска.
Возможно, что одно из таких укрепленных ногайских городищ располагалось на месте современных Набережных Челнов — на Элеваторной горе. Об этом свидетельствует, в частности, выдержка из исследования уфимского краеведа прошлого века Р.Г. Игнатьева «Памятники дои-сторических древностей Уфимской губернии», опубликованного в «Справочной книге «Уфимской губернии» за 1883 год:
«В Мензелинском уезде, при Челновской пристани, близ устья реки Челновки, на вершине горы «Мыс» или Мысовой… находится ногайское городище; оно состоит из круглого вала песчано-каменистого грунта с двумя выходами с В. и З. стороны: этот вал в окружности 104, а в вышину неравномерно, что конечно произошло от времени, 1 1/2 и 2 саж.
… Ногайское городище иначе еще называется в народе — «Ногайским валом»; очень может быть, что это городище было крепостцей, и, конечно, по крайне затруднительному и теперь еще в ходу на гору Мыс и при младенчестве в то время военного искусства, крепостца была неприступною: но, как увидим далее, по р. Каме был как бы целый ряд укреплений.
… В Мензелинском же уезде, тоже близ р. Камы и Челнинской пристани, в 3 верстах от села Багряж (?), на СВ виден прямой вал на 320 саж. длины, который примыкает с одной стороны к оврагу, а с другой к горе Мыс и какому-то небольшому озеру без названия. Вся же эта местность называется в народе — «Ногайский городок», Ногайское жилище. Местность, так названная, низменная; за оврагом, о котором мы говорили, растет березовый лес, называемый «Ногайским лесом»: внутренность городка за валом до оврага мерою 1 дес. и здесь виден второй вал, уже осыпавшийся и не более как 1/2 арш. вышины… Предание говорит, что здесь, на Ногайском жилище…, жил Ногайский хан, современник и едва ли не родня Мамаю». Конечно, полностью доверять этим утверждениям, основанным, видимо, на устных свидетельствах местных жителей, нельзя. Но они, по крайней мере, указывают на постоянное и заметное присутствие ногайского элемента в этнической истории Восточного Закамья XIV-XVI веков.
Заслуживает внимания и другая версия. Ногайцы доставляли своими набегами много хлопот Казанскому ханству, поэтому оно было вынуждено позаботиться о строительстве целого ряда укрепления и небольших крепостей для защиты своих границ. Возможно, что крепость на горе Мысовской являлась одним из элементов системы этих укреплений по левому берегу Камы. А в русских источниках к ней вполне могло «пристать» название тех, против кого она была направлена.
Возможно также, что в этом случае службу в крепости несли икские башкиры, в частности, ирэктинцы. Само слово «ирэкте» трактуется некоторыми исследователями как «несущие службу в крепости» или «обязанные оборонять крепость». Вопрос этот, однако, пока остается открытым и требует дальнейшего изучения.
Падение Казанского ханства в середине XVI века оказало самое непосредственное воздействие на процессы, происходившие в Восточном Закамье. Многие булгарские поселения перестали существовать, а их население ушло дальше на восток. Ногайсккие мурзы Акияк-Килембет и Кара-Килембет, бежавшие на Кубань, пытались заставить уйти туда и всех подвластных им баш-кир. Но их старейшина Канзафар-бий высказал мнение большинства: «Если мы уйдем с этих мест, то нигде не найдем себе пастбищ. Таких мест нигде не найдешь». Большинство башкир, в т.ч. икских, остались на прежних местах. Поэтому сразу после завоевания Казанского ханства в башкирских селениях, согласно преданиям, побывали царские посланцы с жалованной грамотой Ивана IV: «Пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свой обычай». Тем самым начался процесс присоединения Башкирии к России.
Другие же (В.А. Новиков, Атнагулов и др.) рассматривали процесс вхождения Башкирии в состав России как результат главным образом силового давления.
Башкиры обязались платить в казну ясак. Вначале он не был обременительным и носил натуральный характер (шкурки куниц, белок, бобров, лисиц, соболей). Но уже к концу XVII века большая часть ясака платилась деньгами.
Ответными обязанностями государства была защита башкир от набегов соседних кочевых народов, сохранение территорий кочевий. По словесному описанию башкирам были выданы грамоты на владение их старинной вотчинной землей. Большие земельные площади были закреплены за ними и в окрестностях Набережных Челнов, в т.ч. по р.р. Шильне, Ику, Мензеле, Заю и т.д.
Таким образом, история проживания человека в Восточном Закамье насчитывает десятки тысяч лет. За это время здесь, сменяя друг друга, обитали самые разные народы – финно-угры, сарматы, булгары, башкиры, ногайцы, славяне и др. В целом регион отличался активными миграционными процессами. В какой-то степени это объясняется тем, что он занимал промежуточную территорию между лесом и степью, предгорьями Урала и равнинами Закамья. Здесь же проходили важнейшие сухопутные и водные торговые пути. В любом случае каждый народ обретал здесь на какое-то время (или навсегда) свою родину, оставлял после себя памятники своеобразной материальной и духовной культуры. Без изучения истории каждого народа история региона в целом будет неполной и однобокой.
Источник татарская газета .


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев