Автор: Ф.М.Сулейманов
В историографии разных периодов можно встретить множество документальных, научных, научно-популярных публикаций о башкирских тарханах. Профессором А.З.Асфандияровым написана монография [Асфандияров, 2006]. По его мнению, башкирские тарханы представляли собой служилых людей, главной обязанностью которых была военная служба.
В данной статье мы попытались обратить внимание на некоторые стороны истории тарханов башкирского племени Тунгаур.
Наиболее раннее указание о башкирах-тарханах Тангаурской волости относится к 1690 году: «по челобитью Башкирцев Тингаурской волости Ямметова с товарищи о написании в тарханы. Бурайка Ямметов с родственниками служа вам Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу тарханскую службу и в тарханы не записан. Пожалуйте меня, холопа своего, на Уфе записать в тарханы». Ямметов написан в тарханский список. [Асфандияров, 2006, С.114]. И по данным И.Г.Акманова в 70-90-е гг. XVII в. в Тангаурской волости Ногайской дорога числился 1 тархан [Акманов 1991, С.27].
После организации Оренбургской экспедиции в 1734 – 1735 гг. власти провели своеобразную перерегистрацию тарханов. На основе предъявленных воеводе грамот и записей в тарханских книгах были признаны в тарханстве 773 человека [Акманов 1991, С.27-28].
По подсчетам A.З.Асфандиярова, в 1730-х гг. по Ногайской дороге звание тархана было пожаловано 80 рядовым башкирам и 7 башкирам калмыцкого происхождения. Из общего числа тарханов Ногайской дороги, рядовых башкир из Тунгаурской волости, обладавших тарханными грамотами было 4 человека [Асфандияров, 2006, С.26-27]. О характере их тарханства судить трудно. По мнению А.З.Асфандиярова, наследственное тарханство касалось не всех. Если в грамоте указывались только конкретные имена, то можно усмотреть пожизненное тарханство, т.е. без права передачи звания своим наследникам. А если указывались и дети – «...и детям его», то уже можно говорить о наследственном характере этого титула [Асфандияров, 2006, С.27].
В «Указе ис канцелярии Оренбургской Экспедиции Уфимского уезду тарханам и башкирцам», приводимом В.В.Вельяминовым-Зерновым, в разделе «Ногайской дорога Тенгаурской» волости, относящимся к 8 февралю 1735 г. под номером 92 содержится информация о подтверждении звания тархан: «Башкирцу тархану Уразгулу Акчувашеву, и сыну ево». Далее под номерами 94, 95, 96 звания тархан признавалось за следующими тунгаурскими башкирами: «Башкирцам тарханам Бякиру, Умиру, Иману Теникеевым и детям их»; «Башкирцу тархану Умеру Умешову, и племяннику ево»; «Башкирцу тархану Кулукаю Тлепееву, детям ево». За то, что оных Бякира с товарищи деды и отцы были в Крымском Азовском и в Свеском походех». [Асфандияров, 2006, 134|. Из этого следует, что подтверждение звания тархана получали лица, являющиеся потомстненными тарханами.
В том же 1735 г. 20 марта в разделе «Ногайской дорога Тенгаурской» звание тархана пожаловано под номером 168 «Башкирцу Сулейману Кырмаеву и братьям ево двоюродным». По всей видимости, они являлись рядовыми башкирами. 27 марта тот же года в разделе «Тенгаурской» звание тархана пожаловано под номером 180 «Башкирцам Улмятяку, Тевлекею Улеевым и детям их». Видимо, и эти тарханы прежде являлись рядовыми башкирам. В тот же день звание тархана было подтверждено под номером 196 «Башкирцам тарханам Аласю, Раману Татлыбаевым, детям их и внучатам», которые должны быть являющиеся потомственными тарханами.
Таким образом, нам стало известно имена 11 тунгаурских башкир, которые удостоились титула тархан или подтвердили его в 1735 г., у еще 4-х тарханов имена остались неизвестными, неизвестными остались и имена и количество тарханских детей, внуков, о которых сообщается в документе, что они получили звание тархана. В каких аулах они жили, к какой группе тунгауров они относились, какова их родословная линия и судьба их потомков и т.д.? Ответы на эти и другие вопросы следует искать в шежере племени Тунгаур, ревизских сказках и других материалах.
Интересный документ с указанием численности дворов башкирских тарханов опубликован С.Таймасовым. В нем имеются сведения и о Тунгаурской (Тангаурский) волости Ногайской дороги. По этому документу, старшиной Тангаурской волости служил Мамыт Кучюков, который «К Курану приведен и указ дан в Уфе 742 году августа 12 дня» [Таймасов, 2009]. Мы проследили потомков Мамыта Кучюкова по VII ревизии (1816 г.). Мамыт Кучюков являлся одним из первых старшин южных тунгауров. Его потомки проживали в д.Кашкарово Тунгаурской волости Оренбургского уезда и губернии (ныне – д.Кашкарово Зилаирского района РБ – автор) отставной сотник Кашкар Мамутов (в возрасте 74 лет) и его сыновья – походный старшина Габбяс, сотник Баязит, Абдулмазит и Абдулатыф со своими семьями. В том же ауле проживали еще двое сыновей Мамыта: Махмут (68 лет) и Ренн (67 лет) со своими семьями [ЦГИА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.145]. В опубликованном документе С.Таймасовым, в Тунгаурской волости названия и количество деревень не указаны, но даны сведения о числе дворов: башкирские – 20, тарханские – 30. Итак, по данному документу в период образования Оренбургской губернии у южных тунгауров числилось 30 тарханских дворов. Если учитывать тот факт, что в 1743 – 1745 гг. по А.З.Асфандиярову на 1 тарханский двор приходился 28 человек, то получается, что во дворах тунгаурских тарханов Ногайской дороги проживало 840 человек.
Анализ имен в шежере Ялан-тунгауров (южных), в материалах ревизских сказок башкирских аулов Тунгаурской волости Оренбургского уезда и губернии, составленных 1816 – 1859 гг. и некоторых другие документов нас привели к выводу о том, что большинство имен тарханов тунгаурских башкир (9 имен) и их потомков, перечисленных в материалах, приводимых В.В.Велъяминовым-Зерновым в разделах «Ногайской дороги Тенгаурской» волости, происходят из старинных аулов южных тунгауров расположенных на территории нынешних Зилаирского, Баймакского и Хайбулллинского районов Республики Башкортостан.
Родословную линию башкира «Тенгаурской» волости Ногайской дороги Сулеймана Кырмаева с его братьями ево двоюродными, по шежере южных тунгауров и материалов ревизских сказок восстановить не удалось. Возможно, ото происходят из другой группы, северных тунгауров, потомки которых проживают на северо-западе республики (Икские тунгауры) и в Абзелиловском, Бурзянском, Белорецком и Кугарчинском районах Башкортостана.
О принадлежности башкирского тархана «Тингаурской волости» Бурайки Ямметова с родственниками, известного из материалов 1690 года (Асфандияров, 2006, С.114], о причастности к какому либо селению южных тунгауров ни по шежере, ни по архивным материалам нам также установить не удалось. Следует только предположить, что и Бурайка Ямметов с родственниками происходили из другой группы тунгауров.
Таким образом, тунгаурские башкиры после присоединения в состав Русского государства наряду с башкирами других племен и родов широко привлекались в военную службу, являлись активными участниками в «Крымском, Азовском и в Свеском походах» и других войнах России XVII-XVIII вв., где за боевые заслуги немалое число из них удостоились привилегированного звания тархан.
Указ Сената от 16 марта 1754 г. о снятии ясака с башкир, мещеряков с заменой его обязательной покупкой казенной соли, по мнению исследователей, приводит к уравнению башкирских тарханов с остальными башкирами. К 50-60-м гг. XVIII в. башкирское тарханство на правовой основе было ликвидировано. Однако, несмотря на это, башкирских тарханов учитывали в документах второй половины XVIII в. и в начале и первой трети XIX вв. В некоторых восточных кантонах они даже освобождались почти от всех повинностей, кроме военной службы. В реликтовой форме тарханство просуществовало до 1845 г. [Асфандияров, 2006, С.99].
Пример этому можно привести и по Тангаурский волости. В ревизской сказке, составленной в декабре 1816 г. в д.Ишкужиной Тунгаварской (Тангаурской – авт.) волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии зафиксирован двор тархана Джангильды Бытукова, которому было 69 лет (выходит, он родился до отмены института тарханства, в 1747 г.р. – авт.), жившего с женой (Газизой) и с сыновьями. Во дворе Джангильды Бытукова жили его 28-летний женатый сын, сотник Кульбай, его жена Кульбика и их новорожденный сын Умитбай. Кроме них во дворе зафиксированы неженатые сыновья Джангильды: Шагимрат – 18 лет, Султантимир – 14 лет. Таким образом, данный документ, возможно, представляет собой один из последних свидетельств о тарханах южных тунгауров [ЦГИА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.145].
Здесь важно указать и на один исторический источник – «Карта Верхнояицкой, Сакмарской, Орской и Уйской дистанций с показанием на тех дистанциях крепостей, редутов и других смежных с меньшими к ним местами 1755 года», свидетельствующей о существовании на территории южных тунгауров деревни Бытукова, расположенной на левом берегу реки Степной Зилаир [Оренбургская губерния, 1880], что, примерно соответствует месту расположения известной нам д.Ишкужиной Тангаурской волости. В целом, данный источник позволяет выяснить название, месторасположение древних аулов южных тунгауров, расположенных на территории современного Зилаирского района Башкортостана, ранее не известных исследователям название д.Бытукова, видимо, происходит от имени Бытука-тархана отца Джангальды, и возможно, предшествовало названию д.Ишкужа (современное Искужа – авт.). Кроме того, в данном источнике мы обнаружили названия и месторасположение и некоторых других населенных пунктов южных тунгауров, ранее не известных в науке. Так, по обоим берегам реки Степной Зилаир ниже по ее течению от д.Бытукова на карте указаны: Темирова, Юлушева, а на реке правом берегу р.Сакмара д.Мамбетова Зилаир [Оренбургская губерния, 1880]. Немного отвлекаясь от темы, следует сказать, что все эти названия прослеживаются по шежере южных тунгауров и отражают имена башкир племени Тунгаур. По нашему предварительному мнению, месторасположения деревень, указанных на карте 1755 г. примерно соответствуют месторасположению современных аулов таким образом: д.Бытукова – д.Искужино, д.Темирова – д.Максютово, д.Юлушева – д.Старо-Якупово, Мамбетова – д.Юлдыбаево и Сынташево (Малоюлдыбаево), расположенных на территории современного Зилаирского района, что наводит на мысль о том, что эти названия аулов могли предшествовать ныне нам известным названиям деревень, или они располагались на тех территориях до образования там новых селений. Однако, подробное рассмотрение этого вопроса оставим на будущее и вернемся к основной теме.
В ревизской сказке, составленной 1 апреля 1859 г. в д.Ишкузиной деревни 4-го Башкирского кантона 2-й юрты (Тунгаурской волости – авт.) Оренбургского уезда Оренбургской губернии мы обнаруживаем внука тархана Джангильды Бытукова Умитбая Кульбаева Зиянгильдина, которому, как указано в документе, было 44 года [ЦГИА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.707].
Разговор о потомках и родственниках тунгаурских тарханов можно продолжить не только на основе архивных документов. Например, линия тархана Джянгильды Бытукова прослеживается и по шежере Ялан-тунгауров. В шежере родословная линия Джянгильды Бытукова выглядит таким образом: Тунгаур – Хакколай – Иламан – Кустэнэ – Хатыусал – Ситаяй – Шатияк – Бытук (Бњтњк) – Джангильды (Янгильды) тархан. Следует полагать, раз Джангильды (Янгильды) числился тарханом в начале XIX века (1816 г.), то он, вероятно, унаследовал этот титул у предков. Значит, тарханство было наследственным, и оно распространяюсь и на других сыновей Бытука. Согласно шежере от Бытука (Боток) родился Суюндук. В ревизской сказке 1816 г. Суюндука нет, видимо к этому времени он уже умер. По шежере от него идет такая линия: Суюндук – Мухаметвалей – Галиахмет – Шахивали – Шахишариф и Хакимьян.
По архивным источникам выясняется, что Суюндуковы, как и их предки являлись влиятельными людьми своего времени. Среди них были военные, духовные лица. Так, Мухамедьяр Суюндуков являлся походным сотником и умер в1814 г. [ЦГИА РБ.Ф.И.-138.Оп.2. Д.145|, вероятно, в Отечественной войне 1812 г. Мухаметвалий Суюндуков чистится в списке ветеранов Отечественной войны 1812 г., составленном в 1836 – 1839 гг. За проявленный героизм Мухаметвалий Суюндуков, воин 8-го полка 9-го башкирского кантона, был награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 г.» и «1812 год». (Асфандияров, 2005). В 1859 г. он числился как отставной зауряд-хорунжий, а его сын Галиахмет Мухаметвалиев Суюндуков находился на должности указной муллы. Кроме того Мухаметвалий Суюндуков «по предписанию Господина Командующего Башкирскими войсками» в 1853 г. выступил основателем нового селения южных тунгауров – деревни Мухаметвалиево [ЦГИАРБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.707].
Шежере и сведения информатора позволили нам проследить дальнейшую судьбу одной из линий потомков Суюндука Бытукова. Так, от Шахишарифа Суюндукова родились: Фазыльян и Тухватулла. Фазыльян Суюндуков был известный в Башкирском Зауралье мулла и врачеватель народной медицины, свою деятельность не прекращавший и в советское время, кроме того он активно участвовал в Великой Отечественной войне, имел серьезные ранения и награды. От Фазыльяна родился Шамиль Суюндуков, педагог, долгие годы проработавший учителем истории и обществоведения и директором школ в Зилаирском районе. У Тухватуллы (по свидетельству информатора, в голодные годы из д.Искужа переехал жить в д.Мамбетово нынешнего Баймакского района – авт.) родились 4 сына: Гайса, Юлай, Халиль, Ялиль и дочь Галия.
Достойным образом сложились судьбы Гайсы, Юлая, Халиля, Ялиля Суюндуковых, которые сегодня проживают в городе Сибай и являются весьма известными людьми города. Ялиль Суюндуков – ученый, известный не только в республике, но и далеко за ее пределами, доктор биологических наук, профессор, директор Зауральского филиала Башкирского аграрного университета и директор Государственного автономного научного учреждения «Институт региональных исследований» Академии наук РБ. Интересным является и тот факт, что все они имеют отношение к военной службе, носят и носили офицерские звания: Ялиль Тухватович – старший лейтенант запаса, Юлай Тухватович – майор, заведующий судмедэкспертизой г. Сибай. Гайса и Халиль Тухватовичи – капитан и подполковник в отставке. Халиль Тухватович известен и как детский писатель, автор нескольких книг [Информатор Х.Т.Суюндуков]. Таким образом, на примере Суюндуковых ярко отражается судьба потомков тунгаурских тарханов, сохранивших славные традиции предков.
Литература:
1. АкмановИ.Г. Башкирские восстания XVII – начала XVIII вв. – Уфа,1993.
2. Акманов И. Г.Башкирия в составе российского государства в XVII – первой половине XVIII века. – Свердловск. 1991.
3. Асфандияров A.З. Башкирские тарханы. – Уфа, 2006.
4. Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии (1798 – 1865 тт.). – Уфа, 2005.
5. Информатор Х.Т.Суюндуков, 1957 г.р., пенсионер, проживает в г. Сибай (записано автором в 2009 т.).
6. Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по «Ландкартам» Красильникова и «Топографии» П.И. Рычкова 1755 года. – Оренбург, 1880. (Данный источник любезно предоставлен автору Р.И.Бакировым).
7. Таймасов С. О численности башкир, о старшинах и тарханах в период образования Оренбургской губернии // Ватандаш. – 2006. – № 10. – С.91 – 104.
8. ЦГИА РБ. Ф.И-138. Oп.2. Д.707.
9. ЦГИАРБ.Ф.И.-138. Оп.2. Д.145.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1