Могила Идегея.
Вершина Нарыстау — это место захоронения двух почитаемых сахабов, отца и сына — Зубаира ибн Заит и Абдуррахмана ибн Зубаир. Они приехали на башкирские земли еще в 7 веке и принесли с собой исламскую веру. Сахабы – так называют соратников и сподвижников пророка Мухаммада.
На вершине Нарыстау находится красивый памятник из черного камня с именами сахабов. Вокруг памятника установлена ажурная белая юрта из металла в традиционном исламском стиле, которая одновременно и защищает памятник, и создает воздушную архитектурную композицию. К этому святому месту приезжают паломники из Башкирии и Татарии, всей России, а также из соседних государств – Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран. Паломничество к Нарыстау имеет старинную историю, когда люди из Средней Азии добирались до места верхом на верблюдах. Многие говорят, что о горе Нарыстау наслышаны даже в Мекке.
По утверждению ученых-историков, на вершине горы Нарыстау, из подножия которого бьет родник, находится могила эпического героя по имени Идукай — легендарного батыра, отличившегося в борьбе башкирского народа против золотоордынского хана Туктамыша, карательные отряды которого выжигали деревни, истребляли население. Как известно, историческим событиям тех лет посвящен башкирский эпос «Идукай и Мурадым», признанный литературным памятником. Так вот с тех пор, когда тела героев (тут же на соседней горе похоронили Мурадыма, сына Идукая), погибших в сражениях с врагами, были преданы земле, эти места пользуются в крае особым почитанием и уважением. А святой источник у подножия Нарыстау символизирует собой живую связь между прошлым и настоящим, целительную силу миякинской природы.
Могила Нур-ад-Дина, сына Идегея находится на соседней горе.
Кстати, о лечебных свойствах воды из этого родника известно далеко за пределами Башкортостана. В своей публикации, посвященной истории Нарыстау, писатель Газим Шафиков приводит любопытный эпизод из воспоминаний местных жителей. «Один из здешних мулл совершил хадж, — рассказывается в нем. — Когда в Мекке узнали, откуда он явился, там якобы удивились: ведь у вас есть место, куда мусульмане должны в непременном порядке совершать паломничество — это горы Идукая и святой источник! Неужели там об этом не знают?! И находчивый мулла на это якобы ответил так: наш источник — для тела, а Мекка и Медина — для души».
Как бы там ни было, по словам старожилов, еще в начале прошлого века сюда наезжали люди из разных уголков Средней Азии и Казахстана. Добирались на верблюдах, ишаках. А кто и пешком. Жили у источника по нескольку дней. При этом совершали религиозные обряды, такие как жертвоприношение, раздача милостыни, чтение молитвы. И каждый паломник считал своим святым долгом подняться на гору Нарыстау, поклониться праху Идукая. В воспоминаниях старожилов края приводятся примеры чудесного исцеления многих больных. Любопытная деталь: родник этот не замерзает даже в лютые холода.
— У источника и поныне можно видеть людей, приезжающих сюда за живой водой из дальних городов и районов, — продолжает Ахтям Аухадиевич. — В выходные, например, здесь собирается большое количество легковых автомобилей из различных регионов страны.
Повышенное внимание и интерес людей к святому источнику и могиле эпического героя вызывают у населения и руководства района не только гордость, но и беспокойство за сохранность памятников. На то есть серьезные основания. В середине прошлого тысячелетия, например, пришлые люди под видом геологов совершили покушение на могилу Мурадыма. На вершине горы, где покоится прах сына Идукая, до сих пор заметны следы вандалов. Это несколько больших ям, уже поросших бурьяном. Вот почему сейчас в работах по благоустройству делается акцент на обеспечение должного порядка не только на территории святого источника. Решается вопрос об организации охраны всего комплекса. По словам Ахтяма Ибатуллина, в ближайшее время гора Нарыстау тоже будет огорожена забором.
Вершина Нарыстау — это место захоронения двух почитаемых сахабов, отца и сына — Зубаира ибн Заит и Абдуррахмана ибн Зубаир. Они приехали на башкирские земли еще в 7 веке и принесли с собой исламскую веру. Сахабы – так называют соратников и сподвижников пророка Мухаммада.
На вершине Нарыстау находится красивый памятник из черного камня с именами сахабов. Вокруг памятника установлена ажурная белая юрта из металла в традиционном исламском стиле, которая одновременно и защищает памятник, и создает воздушную архитектурную композицию. К этому святому месту приезжают паломники из Башкирии и Татарии, всей России, а также из соседних государств – Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран. Паломничество к Нарыстау имеет старинную историю, когда люди из Средней Азии добирались до места верхом на верблюдах. Многие говорят, что о горе Нарыстау наслышаны даже в Мекке.
По утверждению ученых-историков, на вершине горы Нарыстау, из подножия которого бьет родник, находится могила эпического героя по имени Идукай — легендарного батыра, отличившегося в борьбе башкирского народа против золотоордынского хана Туктамыша, карательные отряды которого выжигали деревни, истребляли население. Как известно, историческим событиям тех лет посвящен башкирский эпос «Идукай и Мурадым», признанный литературным памятником. Так вот с тех пор, когда тела героев (тут же на соседней горе похоронили Мурадыма, сына Идукая), погибших в сражениях с врагами, были преданы земле, эти места пользуются в крае особым почитанием и уважением. А святой источник у подножия Нарыстау символизирует собой живую связь между прошлым и настоящим, целительную силу миякинской природы.
Кстати, о лечебных свойствах воды из этого родника известно далеко за пределами Башкортостана. В своей публикации, посвященной истории Нарыстау, писатель Газим Шафиков приводит любопытный эпизод из воспоминаний местных жителей. «Один из здешних мулл совершил хадж, — рассказывается в нем. — Когда в Мекке узнали, откуда он явился, там якобы удивились: ведь у вас есть место, куда мусульмане должны в непременном порядке совершать паломничество — это горы Идукая и святой источник! Неужели там об этом не знают?! И находчивый мулла на это якобы ответил так: наш источник — для тела, а Мекка и Медина — для души».
Как бы там ни было, по словам старожилов, еще в начале прошлого века сюда наезжали люди из разных уголков Средней Азии и Казахстана. Добирались на верблюдах, ишаках. А кто и пешком. Жили у источника по нескольку дней. При этом совершали религиозные обряды, такие как жертвоприношение, раздача милостыни, чтение молитвы. И каждый паломник считал своим святым долгом подняться на гору Нарыстау, поклониться праху Идукая. В воспоминаниях старожилов края приводятся примеры чудесного исцеления многих больных. Любопытная деталь: родник этот не замерзает даже в лютые холода.
Повышенное внимание и интерес людей к святому источнику и могиле эпического героя вызывают у населения и руководства района не только гордость, но и беспокойство за сохранность памятников. На то есть серьезные основания. В середине прошлого тысячелетия, например, пришлые люди под видом геологов совершили покушение на могилу Мурадыма. На вершине горы, где покоится прах сына Идукая, до сих пор заметны следы вандалов. Это несколько больших ям, уже поросших бурьяном. Вот почему сейчас в работах по благоустройству делается акцент на обеспечение должного порядка не только на территории святого источника. Решается вопрос об организации охраны всего комплекса. По словам Ахтяма Ибатуллина, в ближайшее время гора Нарыстау тоже будет огорожена забором.
То что на горе Нарыстау похоронены Идукай и Мурадым- это полнейший бред.Мы местные жители села Ильчигулово никогда и ни разу не услышали ни от старейшин села, ни разу не увидели документ подтверждающий что- подобное.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 13
На вершине Нарыстау находится красивый памятник из черного камня с именами сахабов. Вокруг памятника установлена ажурная белая юрта из металла в традиционном исламском стиле, которая одновременно и защищает памятник, и создает воздушную архитектурную композицию. К этому святому месту приезжают паломники из Башкирии и Татарии, всей России, а также из соседних государств – Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран. Паломничество к Нарыстау имеет старинную историю, когда люди из Средней Азии добирались до места верхом на верблюдах. Многие говорят, что о горе Нарыстау наслышаны даже в Мекке.