О Торе-бие (Тура-хане) в шежере башкир племен бурзян, кыпсак, усерган и тамъян говорится, что он был «самовластным ханом башкирского народа», гора Тура-тау возле Стерлитамака «была местом его ставки». Идукай обвиняет Тора-бия в преступлениях против народа и говорит последнему, что наступают новые времена, Каждое поколение рождает своего бия и батыра, которые вели за собой народ, но время поколения Тора-бия прошло, прежние маяки уже не являются ориентирами для людей, не указывают народу путь. На его поколение обрушится гнев людей, сметет их и настанут новые времена.
Поколение Кутлу
На Шихане растило коней,
На Нарысе лелеяло скот,
Гарцевало на резвых тулпарах;
Вот такого мужа – Кутлу –
Ты на клячу пересадил,
Весь аймак его разворотил,
Кров и земли его спалил,
Шубу выдровую с него содрал,
В жалкого пастуха обратил,
А потом на чужбину, в Орду,
Правратив в раба, отослал.
Поколенье, твой род, Тора-бий,
Много пролили крови людской,
Заставили вброд по ней брести,
Много невинных пролили слез,
Биям давали грабить добро
У работящих простых людей,
И длилось это с далеких дней.
Поколенья друг друга сменяют,
Не переставая и не прерываясь;
И каждое поколение миру
И бия дает своего, и батыра.
Идут глашатаями впереди,
Считая себя маяками в пути.
Бий великий! Вот и я
С думой своею явился к тебе:
Без дней и месяц не пройдет,
Без месяцев не минует год,
Так же и поколенья пройдут –
Их удержать не найдется пут.
Но однажды, из крови взойдя,
Злобой гневною исходя,
Не обрушится ль тот гнев людской,
Не захлестнет ли биев собой,
Сбив спесивых, что впереди
Едут, считая себя маяками в пути?
Однако надменный Тора-бий не принимает слова Идукая всерьез. Он находит веские возражения тот, кто желает править страной, должен быть знатного рода, иначе народ не признает его, не подчинится ему. Если же правителем пожелает стать батыром, то он должен заручиться поддержкой всего народа. Только где найти в эти смутные времена такого богатыря, кто и бия свергнет с трона, да и народ защитит от врагов?!
Если наследник – не от славного бия
И вся удаль его – лишь от отца;
Если страна не поклялась ему
Верною быть до конца,
Бийства истинного ему видать.<…>
Есть ли в стране батыр такой,
Кто бы всюду мог побывать,
Ловкий, как ласка, и пробивной;
Кто бы усердьем, отвагой своей,
Мог привлечь к себе души людей,
Превратить их в бурный поток,
Кто б врага не пустил на порог,
Кто б славного бия сбить с трона мог?
Идукай находит что возразить Тору-бию. Первая его мысль о том, что не может руководить страною тот бий, которому богатство, знатность досталось по наследству, а сам же он человек бесталаный, слабой воли. Такой правитель непременно свою страну приведет к беде. Далее Идукай ставит вопрос еще шире: он рассуждает о тех двух путях, которые существовали исстари. Первый путь – веселья, бесконечной забавы, путь слабых и греховных людей. Второй – быть всегда со своим народом, вместе с ним переносить все тяготы и невзгоды, путь героя, мужчины.
Кто стал бием, лес не валя,
В тулуп облачился, в зверей не стреляя,
Куда направляется, сам не знает;
Кто на голову коня
Сам уздечку надеть не способен,
Тот, даже получив от отца
Бийство и звание «мурзы»,
Никогда не поймет свой народ,
Страну свою к беде приведет.<…>
С самой давней, древней поры
Есть в этом мире два пути:
Один – дни в веселье проводить,
По кочевьям разгульно бродить,
Из золотого сосуда – сайгыр,
Что от Майки-бия дар, –
Влагу пьянящую вдоволь пить,
Пеньем курая чувства свои
Утоляя, в блаженстве тонуть –
Таков веселья и сытости путь. <…>
Путь другой – со своей страной,
Один котел со всеми деля,
Трапезой угощаясь одной,
Не одного – пять баранов враз
Вместе со всеми на бок валя,
Игрой курая былую грусть
Заглушая, смиряя грудь –
Таков совместный с народом путь.
Путь которым ходят мужи,
Бежит быстрей, чем вода в реках –
Нугуша, Идели и Яика,
В разливе способная по весне
Камни и скалы порушить везде;
Ну а мужей достойный путь –
Мощи стихии подобен он:
Вырывает из-подо льдов
Воды, прокладывающие себе
Новые русла и рукава,
Воды, способные мир затопить,
С земли кровавые пятна смыть –
Таков он – мужей величавый путь!
Выслушав слова Идукая, Тора-бий задумался. Идукай, понимая, что Тора-бия не изменить, потребовал от него лишь того, чтобы он, в случае поражения Идукая в войне, дал приют тем, кто вместе с Идукаем будет бороться против биев-предателей.
Если против Шагали на Яике,
Против Ыршака и Дамми-бия,
Хану продавших наши края,
Тем умножив казну его,
Битву начну беспощадную я,
Язык проглотив, ты будешь сидеть!
Тора-бий обещал выполнить все требования батыра. В честь Идукая устроил большой пир (туй) и перед всеми торжественно поклялся сдержать данное ему слово. Идукай собрал людей, разбил войско Дамми-бая, покорил Ыршак-бая.
http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/kritik/114286.html
#легенды
Комментарии 3