Орхо́но-енисе́йский язы́к (также язы́к орхо́но-енисе́йских па́мятников, древнетю́ркский язы́к) — язык древнетюркских племён, отражённый в так называемых древнетюркских рунических памятниках. Будучи письменным, орхоно-енисейский язык стал следующим этапом развития устного тюркского праязыка, выделившегося в свою очередь из алтайского праязыка. Для записи языка древние тюрки использовали древнетюркское руническое письмо, которое было дешифровано датским лингвистом В. Томсеном в 1893 и впервые прочитано русским тюркологом В. В. Радловым в 1894. Орхоно-енисейский язык был литературным языком Тюркского каганата (552—603). Его формирование и стандартизация начались, по-видимому, ещё в III—IV веках, поскольку уже в VI веке и в период своего расцвета в VI—VIII веках орхоно-енисейский язык имел хорошо стандартизованную систему образно-стилистических средств и наддиалектный характер, опираясь почти исключительно на тюркскую лексику. Но массовые миграции тюркских племён на юг и восток, дивергентное развитие древнетюркской речи, период феодальной раздробленности и контакты с иноязычными народами (персы, китайцы, арабы, монголы) привели к постепенному упадку единого литературного языка, хотя он продолжал функционировать до Х века. В ХIII — ХIХ веках на смену древнетюркскому орхоно-енисейскому языку через стадию караханидского и древнеуйгурского языка пришло новое общетюркское койне — язык тюрки, содержащий большое количество арабо-персидских элементов и имевший арабскую графику.
В соответствии с классификацией С. Е. Малова, надписи на орхонских памятниках сделаны на «огузском языке». Из этого можно сделать вывод, что либо огузы и были тем народом, который по названию «правящего Дома» китайцы именовали «тугю», либо клан Тюрк говорил на языке народа Огуз.
О языке стало известно благодаря семи группам орхоно-енисейских памятников: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская. Орхоно-енисейский язык имел форму винительного падежа на -ыг/-иг, звук «д» в середине и конце слова вместо возникших позже «з» и «й», диссимиляцию в согласных группах «лт», «рт», «нт» вместо современных ассимилятивных «лд», «рд», «нд», чередование звуков «с» и «ш». Исходный падеж был ещё не до конца оформлен; язык имел систему гласных и прошедшее время на -мыш, характерные огузской группе тюркских языков (как и турецкий), будущее время на -тачи/-тэчи; условное наклонение на -сар/-сэр; звук «б» в нач. слов вместо «м»; частично специфичную в силу своей архаики, но в целом общую для всех тюркских языков лексику (интересно, что 90-95 % глагольной лексики памятников сохранилось в современном БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ !!!!!!!!!!!!!!!!!!). Относительно диссимиляции в языке И. В. Кормушин в своей статье писал следующее: «после глухих согласных основы шёл звонкий согласный в аффиксе, после звонких согласных, в том числе сонантов, аффикс всегда начинался с глухого согласного. Некоторые аффиксы не имели глухого или звонкого варианта начального согласного и частично нарушали правила расподобления. Так, аффикс уподобительного значения -täg был всегда глухим, а суффикс направительного падежа -γaru/gärü — всегда звонким. Но были и прямые нарушения правил диссимиляции». А. Мусорин, изучая труды учёного, подчеркнул необходимость различения диссимиляции фонетической и морфонологической, которая и наличествовала в данном языке.
Литература:
Насилов В. М. Язык орхоно-енисейских памятников. — М.: Издательство восточной литературы, 1960. — 88 с. — (Языки зарубежного Востока и Африки).
Ахатов Г. Х. «Некоторые следы языка орхоно-енисейских памятников в диалекте западносибирских татар» // Баку: Материалы Всесоюзного совещания по общим вопросам диалектологии и истории языка. Тезисы докладов и сообщений". — Баку, 21-24 октября 1975 г. — М., 1974, С.35-36.
Малов С. Е. Енисейская письменность тюрков. М.-Л., 1952;
его же. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.-Л., 1959;
Ахметов М. А. Глагол в языке орхоно-енисейских памятников. Саратов, 1978;
Васильев Д. Д. Корпус енисейских письменных памятников. Л., 1982.
Древнетюркский словарь. Ленинград, 1969.
Е. Хелимский. Об одном диакритическом приеме создания древнетюркского рунического алфавита. Исследование языковых систем в синхронии и диахронии: К 70-летию Э. Р. Тенишева. Москва, 1991, с. 150—158.
Е. Хелимский. Происхождение древнетюркского чередования р — з и дилемма «ротацизма — зетацизма». СТ. 1986, 2, стр. 40-50.
#артефакты
Комментарии 1