Исторические сведения. Территория расселения. Культура.
В исторической литературе IX - X вв. появляются пер-вые упоминания о племенах Южного Урала. Например, в книге широко известного автора этого времени Ибн-Хордалбека "Худуд ал-алам" сообщается о переселении с Иртыша в район Уральских гор племен кыпчаков Подоб-ные события отражены и в китайских источниках начала IX в. В них говорится о движении кыпчаков к горам Юйли-Бойли, под которыми многие подразумевают Уральские горы. Сообщения примерно такого же рода дают авторы ал-Ис-тахри, Ибн-Хаукаль и другие. Эти источники указывают, что Южный Урал в IX - X вв. был заселен племенами, вхо-дившими в состав кыпчакского этно-политического образо-вания, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало мощное государ-ство, известное как Кимакский каганат.
Впервые страна башкир под собственным именем наро-да описана арабским путешественником Саламом Тардже-маном, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. в составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир про-езжал Ибн-Фадлан. Как известно, целью этого посольства было распространение в Волжской Булгарии (Среднее По-волжье) мусульманской религии. Ибн-Фадлан вел дневник, куда записывал все увиденное и услышанное. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынеш-нею г. Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в "страну башкир из числа тюрок" В ней ара-бы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Со-ран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы стра-ны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Юж-ном Урале. Эти сведения подтверждают многие авторы X в. (ал-Балхи, Ибн-Даста, ал-Масуди), но более полным счита-ется труд крупного арабского историка Идриси. Хотя он жил в XII в., но при описании истории народов Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии пользовался не до-шедшими до нас в оригинале трудами авторов IX-X вв. и восстанавливал, таким образом, действительность этого времени. Судя по его сообщению, современники башкир X - X вв. знали внешних (степных) и внутренних (горно-лесных) башкир и протяженность различных маршру-тов пути до них от г. Булгар - столицы Волжской Булгарии. В стране башкир источники Идриси знают такие го-рода как Karukia, Masra и Kasra, которые состояли из бревенчатых домов и подвергались частым нападениям волжских булгар oставил подробное описание языка баш-кир выдающийся ученый-лингвист XI в. Махмуд Кашгари: он отнес его к числу крупных тюркских языков.
Вопросы о происхождении древних башкир, территорий их расселения и, в целом, этно-политической истории баш-кирского народа вплоть до современности оставались дол-гое время слабо разработанными, потому вызывали серь-езные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разно-гласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX-XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с, данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкир-ского народа вплоть до XIV-XV вв.
Карта Исторической Башкирии X в. по письменным источникам. Латин-скими буквами обозначены башкирские города по Идриси (XII в.), круж-ками - некоторые археологические городища VIII - X вв. В нижнем углу - карта Южного Урала X -XII вв. (Автор - Идриси).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2