Ризаитди́н Фахретди́нович Фахретди́нов (башк. Ризаитдин Фәхретдин, тат. Ризаэтдин Фәхретдин, 4 (17) января 1859, д. Кичучатово, Бугульминский уезд, Самарская губерния (ныне Альметьевский район, Республика Татарстан) — 11 апреля 1936, Уфа, Башкирская АССР, РСФСР, СССР) — выдающийся башкирский писатель-просветитель, учёный-востоковед, религиозный деятель. Муфтий ЦДУМ (1922[1]—1936). По утверждению Р. Шакура, имеется паспорт, выданный Р. Фахретдинову в 1906 году, где указано, что он происходил из башкир[3]. В анкете, составленной собственноручно Фахретдиновым имеется сведения о его национальности — башкир Это подтверждается и документально: сохранилась копия паспорта с подписью начальника Оренбургского жандармского управления, который был выдан исполняющим обязанности Варваринского волостного старшины Бугульминского уезда Самарской губернии 12 декабря 1906 года башкиру Ризаитдину Фахретдинову. В документе в графе о происхождении повторно указано: башкир.был известен как историк, мастер биографического жанра. Опубликовал св. 170 очерков-портретов: Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона и др. Гл. историческое произведение Ф. - многотомный историко-биографический труд "Сочинения". Изданные в Оренбурге первые 2 тома (1900-08) содержали ок. 1 тыс. жизнеописаний деятелей мусульманской культуры, в т.ч. связанных с Россией. Автор книг по воспитанию, проблемам семейной жизни, о судьбе женщины и женском образовании.
Учился в сельском медресе. Владел арабским, персидским, турецким и русским языками. Способствовал укреплению связей между мусульманами России и других стран, выступал против колониальной и империалистической политики Запада. Проводил исследования по истории и культуре народов Урала и Поволжья. Литературное и научное творчество Ризаитдина Фахретдинова, его журналистская и редакторская деятельность оказали значительное влияние на развитие духовной культуры народов Урало-Поволжья. Его имя было широко известно в Средней Азии и Казахстане.
В 1867—1868 гг. Ризаитдин Фахретдинов учился в медресе при 1-й мечети Чистополя у шейха Закира-ишана Камалова. В 1869—1889 гг. Фахретдинов учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. Здесь в 1884 году (то есть через год после создания) в его руки попала газета «Тарджеман» Исмаила Гаспринского. В последние годы учёбы Фахретдинов заинтересовался творчеством улемов-реформаторов А. Курсави, Ш. Марджани, Дж. Афгани, М. Абдо.
В 1887 году в Казани опубликована «Книга по морфологии» («Китабе эттэсриф») — первое произведение Ризаитдина Фахретдинова, посвященное арабскому языку.
В 1891 году переехал в Уфу, где служил казыем в Оренбургском магометанском духовном собрании.В декабре 1917 года участвовал в работе III Всебашкирского учредительного курултая (съезда). На нём Р. Фахретдинов был избран в состав Кесе-Курултая — предпарламента Башкурдистана[7][8].
Являлся уполномоченным Башкирского шуро по Караван-Сараю в г. Оренбурге[9].
В 1922 году избран муфтием Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири.Яна Башкирова
Взволнованным научно-публицистическим «Вступлением», посвященным башкирам, начинается повесть «Асма, или Проступок и наказание».
«Поскольку повествование наше происходит в башкирских просторах и в городах, где живут башкиры, считаем нужным сказать несколько слов о башкирах» — такова самая первая фраза книги. Далее следует исторически выверенное сообщение о путешествии Ахмеда ибн-Фадлана в 921—922 годах в Волжскую Булгарию, оставившего, по словам Р.Фахретдинова, «произведение, являющееся самым старым источником о булгарских тюрках, русских и башкирах». Писатель и ученый выражает и свое критическое отношение к отдельным положениям этого источника, но, тем не менее, дает в основном хорошую оценку сочинению арабского путешественника. «Нет сомнения, — пишет он, — что в нем имеют место отдельные утверждения, весьма далекие от здравого смысла. Но, как бы то ни было, это произведение — ценная памятка для тех, кто влюблен в науку и историю…»
Наш башкир составил учебники татарского языка и математики (изд. в 1886-1887
http://pedagogical_dictionary.academic.ru/3323/Фахретдинов(_..,https://ru.wikipedia.org/wiki/Фахретдинов,_Ризаитдин_..
#ВеликиеБашкиры
Комментарии 19
Румилю Азнабаеву подарили личную нарукавную повязку с надписью"ҺАТЛЫҠ ЙӘН!"
https://vk.com/boobashkort?z=video-25717001_171266763%2Fc5153490981b7eaf01Ил ағаһы Мортаза Рәхимов
Күренекле ғалим, яҙыусы Рәшит ағай Шәкүр “Бөтә донъя башҡорттары ҡоролтайы тип яҙмағыҙ, һөйләмәгеҙ, дөрөҫө - Бөтөн донъя башҡорттары ҡоролтайы”,- тип иҫкәртә килде. Бөтә тип яҙа торғас, ысынлап та, бөтә, тарҡала башланы шикелле. Ҡоролтай тартыш алмаһына (яблоко раздора) әйләнеп бара. Төптән уйлап ҡараһаң, Бөтөн донъя башҡорттары ҡоролтайы Ер йөҙөндәге барлыҡ башҡорттарҙы үҙ ҡанаты аҫтына йыйып, бергә тупларға тейеш. Халҡыбыҙҙың мәнфәғәттәрен ҡайғыртырға тейеш. Мәғлүм булыуынса, “Арҡаҙаш” тигән яңы башҡорт ойошмаһы төҙөлә. Былай ҙа тарҡау халыҡты таратыуға, тарҡатыуға килтермәҫме? Ә һеҙ нисек уйлайһығыҙ?
Асхат Давлетшин и 2
Фаил, у меня есть работа в интернете,которую я добровольно возложил на себя. Вот мои так сказать основные "тезисы"-----: РОССИЯ ОККУПИРОВАНА США. И МЫ ЯВЛЯЕМСЯ КОЛОНИЕЙ ЗАПАДА, ИХ ПОЛИТКИ И ИДЕОЛОГИИ. И поэтому ВСЕХ ПРИЗЫВАЮ принять очевидное-ЧТО МЫ НЕ СУВЕРЕННАЯ СТРАНА.Нами командует ФАШИНГТОНСКИЙ ОБКОМ. А филиал Фашингтоского Обкома находится в Казани,который в свою очередь оккупировал Башкортостан. Пока не поймем этого главного-грош нам цена, и никогда дальше говорильно не сдвинемся ни на сантиметр!"---------А что касается того, что вы в начале 90-ходили на митинги и боролись за суверенитет-ОНА БЫЛА ПРОПЛАЧЕННАЯ И УПРАВЛЯЕМА США. ДЛЯ РАЗВАЛА СССР. Теперь проплаченные остались только в Казани и так называемые либерасты.Т.е 5 КОЛОННА.