Этнографы, занимающиеся древним периодом этнической истории башкирского народа, отрицая или игнорируя данные археологов, сведения письменных источников, карт, представляют башкир как сплошную кочевническую массу, не имеющую ни постоянных жилищ, ни селений, ни тем более городов. Трудно объяснить и понять такое нежелание признать объективные данные. В результате, естественно, история башкир и исторического Башкортостана не находит правдивого и полного освещения вопроса. Между тем еще в дореволюционный период русские ученые, в частности И.И. Лепехин, М. Флоринский, С.И. Руденко писали об их оседлости и земледелии.
Как известно, в 1574 г. с согласия коренных жителей на месте древнего башкирского города русскими стрельцами был возведен деревянный укрепленный пункт, который строился как место сбора ясака. Отсюда берет свое начало легенда об основании первого города на территории Башкирии (города Уфы) русскими стрельцами.
На самом деле первые башкирские города были известны задолго до прихода русских – еще во времена Золотой Орды и даже раньше.
Исследователь В. Краснов пишет, что в начале IX в., когда еще не было русского государства, арабские путешественники, побывавшие на Урале, рассматривали башкир как коренное население Урала. В турецкой истории Кунх-эл-Обхара упоминается, что башкиры тогда имели 70 городов и крепостей. По мнению А.Б. Булатова, очевидно, длительное пребывание башкир на территории между реками Волгою и Уралом, дало основание назвать Уральские горы «Башкирскими горами».
На карте ал-Идриси 1154 г. обозначены первые города на земле ард-басгирт: «Из городов внутренних басджиртов назовем Маср и Каср. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как местные жители убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, которая впадает в Итиль».
На карте Идриси эти города расположены на берегах реки Уфы: Каср — в верховьях, а Маср — ниже по течению. Указание Идриси о том, что «оба города стоят на реке, которая впадает в Итиль» не должно вводить в заблуждение. В древности река Итиль, Идель (Волга) обозначалась по другому руслу: от устья Камы она шла по этой реке, далее — по Белой. Караидель (Уфа), таким образом, считалась притоком Итили (Волги).
На карте Идриси фиксируются пять городов под названием Башкорт: 1. в устье Уфы и Белой; 2. на Каме; 3. на Волге у Саратова; 4. на Дунае; 5. на реке Башкорт в области Хорасан на границе Ирана и Афганистана. Первый из этих городов обозначен на месте современной Уфы.
Наиболее полное изложение материалов Идриси о башкирах дает в «Истории башкир» Валидов (с. 14-16). Идриси говорит о «внешних» и «внутренних» башкирах. «Внешние» башкиры (имеются в виду уральские) живут в степях и пустынях. Дороги очень плохие. В верховьях Яика имеется маленький город Немжан. От этого города в восьми днях дороги находится гора Ирендек. Там более 1000 человек заняты плавкой меди в печах. Плавленая медь отправляется на продажу в Хорезм и Ташкент. Добытые здесь лисьи и бобровые меха доставляются в сторону Хазарского моря. В горах и реках находятся очень ценные камни. От Немжана за восемь дней можно попасть в большой и порядочный город Гурхан. Он расположен в северной части реки Агидель. В Гурхане, в отличие от других тюрков, делают красивые и качественные предметы искусства, седла и оружие. Страна «внутренних» башкир (соседи булгар) расположена в десяти днях пути к северу от Каракья. Здешние башкиры очень сильные духом и героические люди. Одежда у них одинаковая с булгарской, одевают они длинные халаты».
Его сведения о башкирских городах подтверждаются и археологическими раскопками. По данным Н.А. Мажитова, в различных районах современной Башкирии находятся развалины небольших городищ, которые имеют название или Хан-кала (около дер. Юрмашево Гафурийского района; дер. Булгария Чекмагушевского района; дер. Кара-Якуп Чишминского района и т.д.), или Кала-тау (возле дер. Торналы Салаватского района). Городища Н.А. Мажитовым отнесены к X—XIII вв., что вполне согласуется с датировкой Идриси (XII в.). Разумеется, о конкретном местонахождении этих городов Идриси мог и не знать или искажать слышанное. Однако остается фактом то, что он говорил о башкирских городах. В этом ничего противоестественного нет, ибо в тот же период у черемисов (марийцев) — северных соседей башкир — упоминается город Кокшаров (ныне Котельничи), который был захвачен новгородцами в 1174 г. Предположение о существовании на территории древней Башкирии иных поселений-городищ было выдвинуто еще в свое время П.И. Рычковым. Он писал: «Около Уйской линии, как на киргизской, так и башкирской стороне реки Уя, в разных местах находятся развалины каменных строений, из коих некоторые поныне еще в целости». В своей другой работе, пытаясь объяснить происхождение и название реки Кала-елга — притока Ика (находится в Бакалинском районе), П.И. Рычков указывает: «…может быть, потому, что от устья ее в полуверсте, по течению ее с правой стороны, и поныне виден ров и земляной вал, который по большей части уже осыпался. Сказывают, что тут бывал город».
Приведенные сведения о городищах — крупных поселениях — указывают не только на определенную централизацию и самоуправление, но и характеризуют еще образ жизни башкир, который никак нельзя свести только к кочевому. Представляется, что башкиры не только кочевали на определенной территории, но и имели известную степень оседлости. Вероятнее всего, в указанное время были башкиры оседлые, кочевые и полукочевые. Это логически согласуется с тем, что они издавна жили и живут на границе гор, леса и степи.
Что касается западных башкир, осевших в Европе, то многочисленные средневековые источники (Масуди, ал-Балхи, Якут, Казвини, Ибн-Саид и др.) сообщают, что европейские башкиры являются подданными короля Венгрии, проживают в 30 местностях, большая часть их жилищ расположена на берегах Дуная, на южном берегу которого находится и столица западных башкир – город Керат. Башкиры не имеют права окружать свои города стенами, поскольку король боится восстания. Они постоянно ведут войны с соседними государствами (например, согласно аль-Гарнати «царь народа башкирд все время разоряет страну Рум», т.е. Византию).
Дунайские башкиры, находясь в численном меньшинстве и при этом ведя активные войны, постепенно были ассимилированы окружающими их народами.
Касательно городов урало-поволжских башкир, Якут аль-Хамави (13 в.) сообщает о городе Бурджан в низовьях Волги.
Древние башкирские города использовались в основном как «кышлык», т.е. место, где проживают зимой. Весной те из башкир, кто вел скотоводческое хозяйство, выезжал на «яйляу» — «летовку», где проводил все лето и осень.
Аналогичная традиция существовала и в соседней Булгарии. Об этом свидетельствуют авторы тех времен.
Арабский географ X века ал-Балхи в произведении «Ашкал ал-билад» («Виды стран», 850-934 гг.) пишет: «Болгар — имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10000 человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам».
Те же сведения – в произведении арабского географа и путешественника X века ал-Истахри «Китаб масалих ал-мамалик» («Книга путей государста», 930-933 гг.): «Булгар — имя города, и они (булгары) — мусульмане, в (городе) соборная мечеть; поблизости другой город, называемый Сувар, в нем также соборная мечеть; сообщил мне тот, кто совершал хутбу в них, что количество мужей в обоих городах приблизительно 10 тысяч. У них — деревянные строения, укрываются в них зимой, а летом располагаются в шатрах…»
Арабский географ XI века ал-Мукаддаси в книге «Ахсан ат-такасим фи марифат ал-акалим» («Лучшее разделение для познания климатов», 985 г.) пишет: «Болгар лежит на обоих берегах (реки) и строения там из дерева и камыша. Сувар: этот город также лежит на Волге, что тамошние строения суть войлочные юрты…»
В книге арабского географа XII века ал-Идриси «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афах» («Развлечение истомленного в странствии по области», 1154 г.) указано: «Булгар — имя города, населенного христианами и мусульманами; последние имеют большую мечеть. Близ этого города деревянные строения, куда переходят жители на зиму, летом они живут в палатках».
Из башкирских городов Булгарии известен г.Биляр, построенный в 12 в., ставший столицей Волжской Булгарии в период упадка Булгара. Русские летописи называет его Великим городом. В 1236 г. Биляр разрушили монголы, после чего он потерял прежнее экономическое значение. Раскопки А.С. Башкирова в 1928 г. открыли кирпичные здания и могильник. Найдены изделия местных ремесленников, много восточных — из Ирана, Средней и Передней Азии, Китая, Византии, Кавказа и из Руси. Город Биляр построен башкирами-билярами, представителями крупной башкирской родоплеменной организацией Биляр, так же, как город Булгар построен булгарами, а город Сувар – суварами. В 970 г. в Венгрию в период правления герцога Таксони переселилось большое количество биляров-мусульман. Они были встречены дружелюбно, и им отвели сельбища на левом берегу Дуная, где они основали город Пешт (впоследствии ставшей частью столицы Венгрии г. Будапешта). Это переселение стало результатом набега Святослава на Булгарию и Хазарию и их разорение. Впоследствии биляры-мусульмане играли важную роль в Венгрии в качестве откупщиков и управляющих финансами, несмотря на всевозможные гонения и притеснения. Следы существования доходят до половины XIV века. Эти переселенцы в источниках тех времен (в частности арабских) известны как башкиры, и поселились они среди своих сородичей – дунайских башкир.
Средневековые башкирские города отражены и в других источниках.
Карта братьев Пицигано является одной из первых морских карт. Оригинал, составленный в 1367 г., хранится в библиотеке г. Пармы. На этой карте в бассейне реки Камы впервые указаны город Паскерти (Башкорд) и населенный пункт Сагатин, а к востоку от Камы нанесена надпись «паскерти» — башкиры.
Город Паскерти, отнесенный к побережью Камы, показан и на карте жителя острова Мальорка Авраама Крескеса, составленной в течение 1375-1377 гг. На этой карте указан и второй башкирский город — Сагатин (Чаготин, Жюкотин).
Особенно интересна карта России, фрагмент 1554 г., составленная фламандским картографом Герардом Меркатором. На его карте расположение города Паскерти уточнено до слияния рек Белой и Уфы, а город Сагатин показан в верховьях реки Уфы. Возможно, что Каср и Сагатин — названия одного и того же города: Каср — арабское, а Сагатин — тюркское.
Таким образом, город при слиянии рек Белой и Уфы был известен в первой половине ХIV в. как административный центр Башкирского государства во время пребывания башкир в составе Золотой Орды. Путешественники и купцы называли его не иначе как Башкорт, Паскерти — на европейский манер.
Это было за 200 лет до того, как русские стрельцы, считавшиеся основателями Уфы, построили свой укрепленный деревянным забором пункт приема ясака.
Даже в раннем средневековье расположение города Уфы связывали с устьем реки Уфы. Если первоначально город обозначали по названию народа, проживавшего в его округе (Башкорт, Паскерти), что было не очень точно, то позже название города стали привязывать к географическому объекту, также наносимому на карты, — к устью реки Уфы. Так название реки перешло на город.
Название реки Уфы восходит к древним финским языкам: «Упе» — река (родственное «упкын» — омут). На старых картах, в частности, на карте России Н. Сансона 1688 года, название этой реки обозначено как Уппа. На правобережье реки Уфы проживало башкирское племя Упей, тюрко-финского происхождения.
Второй башкирский город Сагатин был основан башкирам как зимовье близ плавилен на озере Иретеш, в верховьях реки Уфы. Как населенный пункт Сагатин известен с 1367 г. по картам братьев Пицигано, Крескеса и Меркатора. Здесь плавили бронзу, железо и золото, ковали оружие, орудия труда, делали ювелирные изделия.
Просуществовал этот город недолго. Заложен он был в первой половине ХIV в., в период расцвета ремесел в Золотой Орде.
Башкиры тщательно скрывали свои плавильни от посторонних, но сведения о выплавке здесь золота дошли до русских. В русских летописях (Воскресенской, Никоновской, Костромской I, Софийской I, Софийской II, Новгородской IV, Львовской) под 1399 г. рассказывается, что великий князь Московский Василий Дмитриевич «послал брата своего князя Юрия Дмитриевича (сыновья Дмитрия Донского), а с ним воевод и старейших бояр и силу многу; они же шед взя город Болгары Великие и град Жюкотин, и град Казань, и град Кременчуг, и всю землю их повоева». Русские впервые зашли так далеко на восток, на Урал.
Они разграбили Сагатин (Жюкотин), перебили население, его защищавшее. Сколь долго просуществовал этот город после разграбления, сказать трудно. Он отмечен на карте М. Куэйда (1598 г.). Наиболее позднее упоминание о нем — карта Юстиса Данкерта 1635 г.
Однако, в 1669 г. монах Лот из Долматовского монастыря, сообщая в Москву о плавильнях на озере Иретеш, отметил: «Есть и город каменный на берегу озера Иретеша в полднище пути и башни великие и палаты каменные, башкирцы его скрывают…». Значит, в 1669 г. Сагатин еще был, но, видимо, его уже разрушили и монах Лот, скорее всего, видел нежилые развалины. В исторических документах ХVII в. по Башкортостану этот город уже не упоминается.
Здесь сохранились лишь зимовья башкир. На берегу озера Кызылташ они проводили свои курултаи. Позже, в ХVIII в. здесь возникли города Кыштым и Касли, так же известные своей металлургией.
На судьбу башкирских городов также безусловно повлияли нахождение башкир в составе Золотой Орды и события, связанные с ее распадом.
В XIII — XIV вв. вместе с приходом многочисленных групп кочевых племен и превращением степей и предгорий Южного Урала в пастбища для скота, принадлежавшего ближайшему окружению золотоордынских ханов, здесь значительно возрастает удельный вес кочевого и полукочевого скотоводства.
Города пустеют, а после разгрома на башкирских землях армии Тохтамыша, в которой состояли башкирские воины, от войск Тамерлана, подвергаются разграблениям и уничтожаются.
Однако город в устье реки Уфы продолжает существовать в качестве административного центра, в которой располагалась одна из ставок башкирских князей (известно, что в 1505 году «уфимский князь Кара Килембет» был назначен казанским ханом в Москву на дипломатическую службу). Потом ненадолго Уфа перешла под власть ногайского хана. Д.С. Волков, городской голова Уфы в конце XIX века, оставил после себя «Материалы по истории города Уфы». О дороссийском периоде бытия Уфы он писал: «Сего города последний владетель был ногайский хан, именуемый Туря Бабату Клюсов (Турэ баба — Тукляс), живший в нем в одно только зимнее время, а летом кочевал около реки Демы, от города Уфы верстах в 50-и». Незадолго до прихода русских город покидается жителями по неизвестной причине (сохранилась лишь легенда о драконе, пожиравшем жителей города).
Таким образом, следуя кочевнической концепции происхождения башкирского народа, нашими российскими и башкирскими историками в угоду Москве был создан миф об основании города Уфы русскими стрельцами в 1574 г. Однако этот миф полностью опровергается историческими источниками и современными археологическими данными.
В августе 2007 года члены экспертного совета – доктора исторических наук Фаяз Хузин (Академия наук Татарстана), Игорь Кызласов и Шахмардан Амиров (Российская академия наук) – по приглашению Академии наук Башкортостана провели осмотр места раскопок городища Уфа-2 и пришли к выводу, что оно является уникальным археологическим памятником.
«Культурный слой городища достигает мощности четырех метров, что выделяет памятник среди прочих подобных объектов Восточной Европы. Непрерывность обитания в этом месте документируется последовательностью залегания многочисленных культурных отложений, образовавшихся на протяжении всего средневекового периода. Хорошая сохранность культурного слоя позволяет проследить все этапы долговременной истории этого города», – сообщается в резолюции экспертного совета, опубликованной в «Звезде Поволжья» (№33). В резолюции также дается детальное описание монументальных архитектурных сооружений, городской оборонительной стены, которая «отражает существование самобытной военно-фортификационной школы», а «примыкающее к стене внутреннее пространство имеет регулярную застройку и элементы благоустройства».
Археологи обнаружили в городище изделия из драгоценных, цветных и черных металлов, позволяющие сделать вывод, что в городе было поставлено ювелирное дело, «среди нескольких серий местной посуды, характерной для населения Урало-Поволжья в период с IV по XV вв. н.э., выделяется привозная столовая посуда, указывающая на связи со Средней Азией, Кавказом и другими регионами. Изделия из стекла и полудрагоценных камней являются импортом с сирийских территорий Византийской империи и Прибалтики». Кроме того, найдена целая россыпь монет ранневизантийского и золотоордынского времени. Все это позволило ученым утверждать, что городище Уфа-2 относится к IV–XVI векам н.э. и является «крупным, веками существовавшим, административным, торговым, ремесленным центром, одним из узловых пунктов истории Урало-Поволжского региона».
Следует отметить, что 1000-летний возраст Казани в свое время обосновали всего лишь двумя находками: древнечешской монетой князя Вацлава, чеканенной в Праге (929–930 годы), и обломком арабского дирхема первой половины X века.
С 26 по 28 марта 2008 года в столице Франции г.Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО прошла презентация Республики Башкортостан. В рамках этого масштабного мероприятия был подписан Меморандум о сотрудничестве между ЮНЕСКО и Башкортостаном. Его основная идея — использование в дальнейшем консультационной помощи международных специалистов и участие республики в программах ЮНЕСКО. Меморандум позволит продолжить дальнейшее изучение археологических раскопок в Уфе на Городище-II c участием профессионалов и экспертов мирового уровня.
Коллектив редакции портала «Башкирский вестник»,
по материалам различных источников, в числе которых:
Умурзаков Г.X. Древние башкиры: Некоторые вопросы истории / Под ред. проф Д.Ж. Валеева. — Уфа, 1991.
Усманова М.Г. Имя земли отчей. Уфа: Китап, 1994.
Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. – Уфа: Китап, 2007.
Еникеев З.И., Еникеев А.З. История государства и права Башкортостана. – Уфа: Китап, 2007.
Вахитов Р.Ш. Уфа на карте Пиццигано. Можно ли считать днём рождения эпизод биографии? // Официальный сайт газеты «Республика Башкортостан», 06.10.2007.
Вахитов Р.Ш. Под крыло двуглавого орла. – Уфа: Китап, 2007, и др.
#ИсторияБашкир #артефакты
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13