Фото: Владимир Родионов / РИА Новости
В мае 1986 года главный тренер сборной СССР по футболу Эдуард Малофеев в одночасье потерял работу, приняв одно неверное решение. Несмотря на доводы начальства, он отказался взять в помощники Валерия Лобановского. Как борец за искренний футбол похоронил свою карьеру — вспоминает «Лента.ру».
ИСКРЕННЕ ВАШ
В сборную СССР Малофеев попал благодаря работе в минском «Динамо». В 1982 году под его руководством команда впервые в истории стала чемпионом СССР. Белорусский клуб на одно очко опередил фаворита — киевское «Динамо». Подопечные Малофеева неожиданно для всех сначала выиграли в Киеве со счетом 3:2 (в двух последующих сезонах они повторили этот результат). Затем в решающих матчах сезона-1982 минчане обыграли в Москве «Динамо» — 7:0, и «Спартак» — 4:3.
Искренний футбол — вот на что опирался Малофеев. И настаивал, что играть нужно без договорных матчей и закулисной бухгалтерии. Он приглашал в команду психологов и педагогов, а к командным тренировкам подключал борцов, легкоатлетов и хоккеистов. Малофеев пытался создать среди игроков братство, а на предматчевых тренировках устраивал настоящие перформансы.
«Внимание, господа мои дорогие! Радость! Ребята мои, — радость! Она не дается даром, она требует искупления потом! А иногда и кровью. Сегодня матч, в котором мы можем зрителей приподнять от повседневной жизни», — внушал игрокам Малофеев. Он любил прибегать к метафорам и сравнивал команду со сплоченным роем пчел, а соперника — с единоличником-медведем, пришедшим отнять у них мед.
Его проповеди вызывали усмешку у многих, в том числе и у тренера киевского «Динамо» Лобановского, к тому времени уже пять раз приведшего команду к победе в чемпионате страны. Он придерживался «выездного принципа»: на домашней арене футболисты должны побеждать, в гостях могут скатать ничью. Киевлянам, приученным к утилитарной модели игры и жесткому прессингу, идеи Малофеева казались непонятными и нелогичными.
Несмотря на недоумение окружающих, в 1983 году романтик Малофеев был назначен главным тренером олимпийской сборной СССР и вывел команду на Игры в Лос-Анджелесе. Из-за бойкота Олимпиады от стран Восточного блока сборная там так и не сыграла.
В это же время Лобановский, руливший основной сборной, боролся за путевку на чемпионат Европы 1984 года. Перед последним туром отборочного раунда сборная СССР опережала возглавлявших таблицу португальцев на одно очко. Решающий матч проходил между этими командами в Лиссабоне. Советских футболистов устраивала ничья. В конце первого тайма в ворота СССР был назначен пенальти, который реализовал Жордау. Отыграться не получилось, и команда Лобановского осталась без путевок на Евро.
Успехи тренера были забыты, в том числе и разгромная победа над португальцами, будущими полуфиналистами ЧЕ-1984, со счетом 5:0 в Москве, и тренера отстранили от работы со сборной. Госкомспорт постановил «считать нецелесообразным дальнейшее использование т. Лобановского в работе со сборными».
«ЭТО БЫЛА ЛУЧШАЯ СБОРНАЯ СССР»
Вместо Лобановского руководство командой доверили Малофееву. Он критиковал работу предшественника и доказывал, что Лобановский, будучи помощником Константина Бескова, внес разлад в игру, а встав у руля команды, и вовсе разрушил ее. В претензию ставилась приверженность Лобановского игрокам киевского «Динамо». Именно они составляли костяк сборной страны.
Малофееву предстояло вывести команду на чемпионат мира 1986 года. До этого сборная СССР дважды не проходила квалификацию, в 82-м дошла только до второго группового этапа. Малофеев пригласил в команду футболистов минского «Динамо» — защитников Сергея Алейникова и Сергея Боровского, атакующих полузащитников Сергея Гоцманова и Андрея Зыгмантовича и нападающего Георгия Кондратьева. Кроме того, именно он открыл Олега Протасова — единственного номинанта на премию лучшего бомбардира «Золотая бутса» в истории СССР.
Нет комментариев