В Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря сохранились
уникальные по изводу изображения Спаса Нерукотворного - Керамидион и
Мандилион. Обычно образ Христа иконографии Спаса Нерукотворного
представлен, только ликом Спасителя. Мирожские фресковые образы
показывают более развернутую иконографию Иисуса Христа - "Спас
Нерукотворный с шеей"
Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель +
калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδήλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών — черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
Данная традиция развивается постепенно, символически следуя истории
появления чудесных образов.
История появления Мандилиона связана с больным царем Эдессы
(Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамы и
посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел
изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику.
Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как
важнейшее сокровище города. Историю Нерукотворного образа изложил
император Константин VII Багрянородный. Согласно его изложению, Авгарь
богато украсил Нерукотворный образ и поставил его в каменной нише над
вратами Эдессы, чтобы всякий входящий в город мог поклониться святому
образу. Но спустя некоторое время один из потомков Авгаря, правитель
Эдессы, впал в идолопоклонство, тогда, чтобы уберечь образ от безумства
язычников, его заложили в нише черепицей (кирпичом) и он был скрыт на
долгое время до нашествия персидского войска Хосрова.
Во время войны с персамив (в 544 году) , в одну из ночей, Евлалию, епископу
того града эдесского, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над
вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его,
быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место.
Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал
ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворенный.
На кирпиче же, заложенном для сохранения (образа), другое изображение,
неотличимое от первого, запечатлелось. Это был Керамидион. Так получилось два образа — один на убрусе, а другой на черепице (кирпиче).
Чудотворный плат оставался в Эдессе вплоть до 944 года, когда Иоанн
Куркуас, полководец византийского императора Романа I Лакапина, осадил
город, находившийся в то время под властью арабов. В результате
соглашения, достигнутого между византийцами и эмиром города, святыня была возвращена православным. С большими почестями Мандилион был доставлен в Константинополь, куда он прибыл 15 августа, в день праздника Успения
Божьей Матери. Затем он был помещен в Фаросской церкви Императорского
дворца. Здесь святыня хранилась еще несколько столетий, пока в результате
четвертого крестового похода она не была перенесена на Запад.
В конце XI - нач.XII Мандилион стали изображать между двумя восточными
парусами у основания купола.
Образ Мандилиона раскрывал две темы, особо значимых для этой программы: темы Воплощения и Евхаристии. Наряду с изображениями Благовещения
(по обеим сторонам от алтаря) и Богоматери с младенцем (в конхе алтарной
апсиды) Мандилион представлял собою зримое подтверждение реальности


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев