Крымский троллейбус — уникальная система междугородного троллейбуса, связывающая Симферополь с курортами Южного берега Крыма, включающая самый длинный в мире междугородный троллейбусный маршрут (84 км; от симферопольского аэропорта — 96 км). Система включает также линии городских и пригородных троллейбусных маршрутов в Симферополе, Алуште и Ялте, эксплуатируется Крымским республиканским производственным предприятием «Крымтроллейбус». В ведении «Крымтроллейбуса» находятся Симферопольский троллейбусный парк (СТП), Алуштинский троллейбусный парк (АТП), Ялтинский троллейбусный парк (ЯТП) и Центральные троллейбусные ремонтные мастерские (ЦТРМ). Предприятие основано в 1959 году. Изначально «Крымтроллейбус», кроме троллейбусных маршрутов, обеспечивал работу симферопольских трамваев (см. Симферопольский трамвай), вплоть до их ликвидации в ноябре 1970 года.
История[править | править вики-текст]
Многие годы велись разговоры и строились проекты по строительству железной дороги в Ялту. Было 2 проекта: один от Бахчисарая тоннельным проходом через горы в Ялту, и второй от Севастополя вдоль южнобережья в Ялту и от Ялты до Алушты. До Великой Отечественной войны были начаты работы по укладке путей, после неё к проекту вернулись, но возобновить работы так и не удалось, поскольку в в районе поселка Оползневое начался оползень, сдвиг грунта, и прокладка путей стала невозможной. Рассматривались варианты переноса проекта от оползневого участка, но были проведены исследовательские работы, по которым было решено отказаться от проекта, поскольку оползневых участков было выявлено много.
В 1958 году правительством УССР в Киеве было принято решение строить междугородную горную троллейбусную линию Симферополь — Алушта — Ялта. Первая очередь этой линии Симферополь — Алушта протяженностью 52 км, была построена и сдана в эксплуатацию в рекордно короткий срок за 11 месяцев. Строили линию специалисты более 80 предприятий из 10 городов Украины: Севастополя, Киева, Херсона и других городов. В первой очереди было построено 2 троллейбусных парка в Симферополе и в Алуште, 16 тяговых подстанций, установлено более 3 тысяч опор и подвешено свыше 200 км контактного провода. В мае 1959 году было организовано Крымское троллейбусное управление. Летом этого же года в г. Симферополь прибыли первые 40 троллейбусов: МТБ-82Д отечественного производства и 8 машин чехословацкого производства «Škoda 8Tr». 12 сентября 1959 года началась обкатка контактной сети в Симферополе, а 7 октября было открыто регулярное движение на маршруте Железнодорожный вокзал — Марьино протяженностью 8,5 км. На маршруте работало 9 троллейбусов отечественного производства марки МТБ-82. Первых водителей троллейбуса учили в Севастополе, где уже 9 лет работало троллейбусное движение и был учебный комбинат. 6 ноября 1959 года торжественно было открыто движение троллейбусов на линии Симферополь — Алушта. Первые троллейбусы на этой линии работали с кондукторами-экскурсоводами.
28 апреля 1961 года было открыто троллейбусное движение в Ялте по городскому кольцу, протяженностью 4,5 километра, и открыт Ялтинский троллейбусный парк. В июле 1961 году была построена вторая очередь междугородной троллейбусной линии Алушта — Ялта, протяженностью 33 километра. Во время строительства междугородней линии были срезаны десятки сложных поворотов, расширена дорога. Троллейбус из Симферополя в Алушту следовал 1 час 50 минут, а в Ялту 2 часа 50 минут. Низкая скорость движения троллейбуса по трассе обуславливалась особенностью конструкции токоприемника, и в первую очередь креплением головки к штанге. В 1962 инженерами техотдела троллейбусного управления Байдой Ю. С. и Пекелисом А. М. была разработана откидная головка токоприемника, которая позволила увеличить скорость и сократить время в пути.
В 1961 году открывается в Симферополе линия от пл. Советской до Центрального рынка, а в 1962 она продлевается до Новоромановки и Аэропорта Заводское. В 1964 году открывается движение от пл. Куйбышева по проспекту Победы до Свободы. В октябре 1965 года Крымское троллейбусное управление стало Крымским трамвайно-троллейбусным управлением. В 1966 году открыта линия по Евпаторийскому шоссе до Аэропорта, после чего были запущены ещё 2 маршрута в Алушту и Ялту. В 1968 году открывается линия от пл. Московской по ул. Кечкеметской до проспекта Победы, позже, после закрытия трамвайного маршрута №2, открывается движение троллейбусов от проспекта Победы по ул. Лермонтова и Куйбышева до ул. Кечкеметской. С января 1971 года, после закрытия трамвайного движения в Симферополе, на территории трамвайного депо были открыты Центральные троллейбусные ремонтные мастерские.
В 70-80 годах в курортный сезон интервалы движения троллейбусов на трассе Симферополь — Алушта составляли в среднем 2 минуты. В эти годы, для удобства пассажиров, билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в железнодорожных кассах крупных городов Советского Союза: Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Харькове, Риге и Вильнюсе, и троллейбусы отправляются не только от железнодорожного вокзала, но и от аэропорта. Вскоре Крымское троллейбусное управление становится КГПП Крымтроллейбус.
В 1981 году открывается линия от Центрального рынка до 7 городской больницы. В октябре 1983 года в Симферополе открывается линия от Свободы до ул. Глинки, также открывается троллейбусный парк № 2, позволивший выпускать на городские маршруты более 200 единиц подвижного состава. В 1987 открывается линия от ул. Карла Маркса по ул. Желябова, Гоголя до проспекта Кирова. Она стала последней линией, открытой при Советском Союзе. К концу 80-х в Симферополе работает 14 городских маршрутов, предприятие КГПП Крымтроллейбус — одно из рентабельных предприятий электротранспорта в Советском Союзе.
На начало 90-х выдались неплохие времена, были получена последняя партия троллейбусов Škoda 14Tr., в 1993 году открывается линия от Ялтинской трассы в село Краснокаменка и линия от Алуштинского автовокзала в Рабочий (Профессорский) уголок. Середина 90-х для Крымтроллейбуса выдалась тяжёлой: недостаточное финансирование, половина парка изношена, требовалась замена подвижного состава. С 1993-1994 года в Симферополь поступили 8 троллейбусов ЮМЗ-Т1 украинского производства и 3 троллейбуса ЗиУ-6205 российского производства.
В 2002 открывается линия от ул. Русской до Балаклавского рынка (Пневматика), спустя два года в 2004 году открывается линия от проспекта Победы в микрорайон Загородный — это стало последней линией, открытой в Симферополе. После закрытия автобусного движения в Симферополе, многие годы ведутся разговоры о строительстве линии в район маршала Жукова, но до дела так и не дошло. В 2006 году предприятие Крымтроллейбус переходит в собственность Автономной Республики Крым. 2009 год выдался особо тяжёлым, предприятие признали банкротом и оно было на грани закрытия, были закрыты многие маршруты. Выпуск троллейбусов на линию был низкий.
2010 год открыл новую историю предприятия Крымтроллейбус. Начали поступать новые троллейбусы, стали открываться новые маршруты. Для улучшения работы в пользу троллейбусов из центра Симферополя были убраны большинство маршрутных такси. В 2014 году Крымтроллейбус насчитывает 25 маршрута и бо́льшая часть подвижного состава обновлена.
Троллейбусные маршруты Симферополя
№ Конечные пункты Маршрут Статус маршута
1 ж-д Вокзал — Перевальное пл.Московская - пл.Куйбышева - Автовокзал - Марьино - Лозовое - Пионерское - Доброе - Заречное Пригородный
1А Центральный Рынок - Перевальное пл.Ленина - пл.Советская - пл.Куйбышева - Автовокзал - Марьино - Лозовое - Пионерское - Доброе - Заречное Пригородный
1Б Свобода - Перевальное пр.Победы - к-т Звезда - пл.Куйбышева - Автовокзал - Марьино - Лозовое - Пионерское - Доброе - Заречное Пригородный
3 Свобода - Балаклавский Рынок пр.Победы - пл.Куйбышева - Ц.Рынок - ул.Русская - Пневматика Городской
4 Марьино - 7-я горбольница Автовокзал - пл.Куйбышева - Ц.Рынок - ул.Русская - ул.60 лет Октября Городской
5 Новоромановка — Загородный ул.Севастопольская - Ц.Рынок - ж/д Вокзал - пл.Московская - ул.Кечкеметская - пр.Победы Городской
6 Марьино - Центр Автовокзал - пл.Куйбышева - пл.Московская - ж/д Вокзал Городской
9 Аэропорт — 7-я горбольница ул.60 лет Октября - Ц.Рынок - ж/д Вокзал - ГРЭС Городской
10 Аэропорт «Заводское» — ул. Арабатская ул.Севастопольская - Ц.Рынок - пл.Куйбышева - ул.Лермонтова -ул.Куйбышева - ул.Кечкеметская Городской
11 Аэропорт «Заводское» — ГРЭС ул.Севастопольская - Ц.Рынок - ж/д Вокзал Городской
12 Марьино - Новоромановка Автовокзал - пл.Куйбышева - Ц.Рынок - ул.Севастопольская Городской
13 Загородный - пл.Московская пр.Победы - пл.Куйбышева - пл.Советская - ж/д Вокзал Городской
14 ул.Глинки - Марьино Свобода - пр.Победы - ул.Кечкеметская - пл.Московская - пл.Куйбышева - Автовокзал Городской
Троллейбусные маршруты Алушты
№ Конечные пункты Маршрут Статус маршута
1 Троллейбусная станция - Верхняя Кутузовка ул.Горького - Автовокзал - Троллейбусный парк Пригородный
2 Троллейбусная станция - Профессорский (Рабочий) уголок ул. Горького - Автовокзал - ул.Октябрьская Городской
59 Алушта - Запрудное ул.Горького - Автовокзал - Малый Маяк - Партенит Пригородный
Троллейбусные маршуты Ялты
№ Конечные пункты Маршрут Статус маршута
1 Троллейбусная станция — ул. Пионерская ул.Киевская/ул.Московская - ул.Садовая - ул.Карла Маркса - к-т Спартак - ул Красноармейская Городской
2 Пл. Советская — Никитский ботанический сад ул.Киевская/ул.Московская - Троллейбусная станция - Массандра Пригородный
1/3 Массандра — ул. Пионерская Троллейбусная станция - ул.Киевская/ул.Московская - ул.Садовая - ул.Карла Маркса - к-т Спартак - ул Красноармейская Городской
60 Ялта — Краснокаменка Массандра - Никитский ботанический сад - Гурзуф Пригородный
Междугородные троллейбусные маршуты Симферополь - Алушта - Ялта
№ Конечные пункты Маршрут Статус маршута
51 Симферополь - Алушта ж/д Вокзал - Лозовое - Пионерское - Доброе - Заречное - Ангарский перевал - Верхняя Кутузовка - Изобильное - Нижняя Кутузовка Междугородний
52 Симферополь - Ялта ж/д Вокзал - Лозовое - Пионерское - Доброе - Заречное - Ангарский перевал - Верхняя Кутузовка - Изобильное - Нижняя Кутузовка - Алушта - Малый Маяк - Партенит - Запрудное - Краснокаменка - Гурзуф - Никитский ботанический сад - Массандра Междугородний
53 Алушта - Ялта Малый Маяк - Партенит - Запрудное - Краснокаменка - Гурзуф - Никитский ботанический сад - Массандра Междугородний
54 Аэропорт Симферополь - Алушта ГРЭС - ж/д Вокзал - Лозовое - Пионерское - Доброе - Заречное - Ангарский перевал - Верхняя Кутузовка - Изобильное - Нижняя Кутузовка Междугородний
55 Аэропорт Симферополь - Ялта ГРЭС - ж/д Вокзал - Лозовое - Пионерское - Доброе - Заречное - Ангарский перевал - Верхняя Кутузовка - Изобильное - Нижняя Кутузовка - Алушта - Малый Маяк - Партенит - Запрудное - Краснокаменка - Гурзуф - Никитский ботанический сад - Массандра Междугородний
Существовавшие ранее маршруты[править | править вики-текст]
Симферополь[править | править вики-текст]
2 Марьино — гост. Украина — ж/д вокзал
2 Марьино — гост. Украина — ж/д вокзал — пл. Московская — Марьино ( Кольцевой )
2/9 Марьино — гост. «Украина» — Аэропорт
3 Свобода - Центральный рынок
3а Свобода - Пл. Советская
4 Марьино - Центральный рынок
5 Новоромановка - пл. Московская
5а Новоромановка — пл. Ленина
5/7 Новоромановка — Загородный
6 Автовокзал - Центр
6 Марьино — пл. Московская — ж/д вокзал — гост. Украина — Марьино ( Кольцевой )
6а Автовокзал — пл. Московская
7 Свобода — Центр
7 Загородный — Центр
7а Свобода — пл. Московская
7а Свобода — Центр
8 7-я горбольница — ГРЭС
8 7-я горбольница — Аэропорт
8а 7-я горбольница — пл. Куйбышева
9 Аэропорт - ж.д.вокзал
9 Аэропорт - Центр
9 Аэропорт - Центральный рынок
9/8 7-я горбольница — Аэропорт
9а Аэропорт — ж/д вокзал
11 Аэропорт Заводское - пл. Московская
12 7-я горбольница — Центральный рынок
12 7-я горбольница — Автовокзал (гост. Москва)
13 ул. Глинки - пл. Советская
13 ул. Глинки - ж.д.вокзал
13а Ул. Глинки — Автовокзал (гост. Москва)
14 ул. Глинки - пл. Московская
14 ул. Глинки - пл. Куйбышева
15 Центральный рынок — Пневматика
15 пл. Куйбышева — Пневматика
15 7-я горбольница — Свобода
Алушта[править | править вики-текст]
1а Профессорский (Рабочий) уголок — Троллейбусная станция — Верхняя Кутузовка
3 Алушта — Запрудное (Переименован в № 59)
Ялта[править | править вики-текст]
3 пл. Советская — Массандра
4 Троллейбусная станция — пл. Советская (ходил в часы «пик» в 1982—1987 гг. в июле и в августе)
Пригородные[править | править вики-текст]
56 Симферополь — Ангарский перевал
57 Алушта — Ангарский перевал
58 Алушта — Перевальное
Экскурсионный подвижной состав[править | править вики-текст]
Экскурсионный троллейбус «Zlata Praha» в Симферополе
22 апреля 2011 года реализовался проект «Злата Прага»: отреставрированный ретро-троллейбус Skoda 9tr, переоборудованный под мобильный бар. В троллейбусе установлена барная стойка, пассажирам будет предлагаться разливное чешское пиво, коктейли, мороженое и прочее. Также установлена современная LCD-панель. Троллейбус действует по заказу для организации торжеств, экскурсионных поездок по городу или междугородной трассе.
Хронология открытия линий[править | править вики-текст]
Линии от ж/д вокзала до Марьино: через Москольцо и через Центр. Открытие 1-го и 2-го маршрутов — 12 сентября и 7 октября 1959 года, соответственно[3]
Линия от Марьино до Алушты. Продление 1-го, открытие 3-го маршрутов — 6 ноября 1959 года[3]
Городская линия по Ялте — 28 апреля 1961 г. Линия Алушта — Ялта, открытие 12-го маршрута — в июле 1961 г.[3]
Линия от Центра до Центрального рынка. Открытие 4-го и 5-го (жд-вокзал — Центральный рынок, с последующим продлением Москольцо — Центральный рынок) маршрутов — 1962 год
Линия от Центрального рынка по Торговой площади, улицам Субхи и Севастопольской до Новоромановки (вместе с ответвлением в Заводское). Продление 5-го маршрута — 1962 год
Линия от площади Куйбышева по проспекту Победы — 1964 год
Линия по Евпаторийскому шоссе в аэропорт «Симферополь» — 1966 год
Линия по улицам Кечкеметской, Лермонтовской и Куйбышева — 1968 год
Линия от Центрального рынка к 7-й горбольнице, пуск 12-го маршрута (Центральный рынок — 7-я горбольница) — 1981 год
Линия до ул. Глинки — первая половина 1980-х (до 1983) годов
Однопутная линия по улицам Желябова и Гоголя — 1987 год
Линия от трассы Алушта-Ялта до Краснокаменки — 1993 год
Линия на Профессорский уголок в Алуште — 1993 год
Линия на Пневматику — 2002 год
Линия на Загородный — 2004 год
Перспективы[править | править вики-текст]
Планируется прокладка линии в микрорайоны «Героев Сталинграда и Маршала Жукова», расположенный на Западной окраине города. Также в планах строительство междугородней линии Симферополь - Севастополь.
В 2011 году было объявлено о намерениях реконструировать и модернизировать троллейбусную станцию в Ялте в течение двух лет.
В 2015—2020 годах планируется пуск троллейбусной линии в микрорайоны «Пневматика», Агроуниверситет, Чистенькое, Хошкельды.
В конце 2010 года были озвучены планы о том, что «Крымтроллейбус» станет оператором пассажирских автобусных перевозок на городских и пригородных маршрутах Крыма.
В августе 2014 года было объявлено о планах пуска троллейбусной линии из севастопольского аэропорта «Бельбек» в Ялту, протяженностью 90 км
Нереализованные планы[править | править вики-текст]
Пуск линии в микрорайон «Украинка» в Симферополе.
Пуск пригородной троллейбусной линии в посёлки Гвардейское, Родниковое и Школьное (Симферопольский район).
Пуск городских и пригородных троллейбусных линий в городе Евпатория под руководством «Крымтроллейбуса». Присоединение к «Крымтроллейбусу» Евпаторийского трамвайного управления.
Пуск междугородной линии Ялта — Севастополь.
Пуск троллейбусной линии в Ливадию (Большая Ялта).
Троллейбусные станции междугородных маршрутов[править | править вики-текст]
В настоящее время действуют 4 троллейбусные станции, принимающие междугородные и пригородные маршруты. На станциях расположены билетные кассы, информационные и диспетчерские пункты, открытые залы ожидания.
Станция «Симферополь-Вокзал». Принимает троллейбусы маршрутов 51 и 52. (Троллейбусы пригородного и городских маршрутов имеют остановку на вокзале в другом месте).
Станция «Алушта». Принимает троллейбусы междугородных маршрутов 51 (Симферополь — Алушта) и 53 (Алушта — Ялта), пригородных 1 (Алушта — Верхняя Кутузовка) и 59 (Алушта — Запрудное) и городского 2 (до Профессорского уголка). Троллейбусы маршрута 52 проезжают Алушту не заезжая на троллейбусную станцию.
Станция «Ялта». Принимает троллейбусы междугородных маршрутов 52 и 53, а также пригородного маршрута 60 (Ялта — Краснокаменка).
Станция «Симферополь-Аэропорт». Принимает маршруты 54 и 55 (до Алушты и Ялты соответственно), а также городской маршрут № 9.
Закрытые, неиспользуемые и служебные линии[править | править вики-текст]
Симферополь. Линия от проспекта Кирова по площади Спортивной и ул. Субхи к ул. Севастопольской с конечной на площади Спортивной — движение закрыто в середине 1990-х, позже снята контактная сеть. Полностью продублирована линией по площади Амет-Хан Султана.
Симферополь. Однопутная линия от ул. К. Маркса по улицам Желябова и Гоголя к пр. Кирова — регулярные рейсы отменены в середине 2000-х, контактная сеть нетронута. В настоящий момент использование линий невозможно из-за введения одностороннего движения на улицах Желябова и Гоголя против предполагаемого движения троллейбусов.
Симферополь. Линии от ул. Киевская до СТП. по ул.Толстого от ул. Киевская до ул. Карла Маркса служебные, используются для захода троллейбусов в парк и для их выпуска на маршруты.
Симферополь. Служебная линия от ул. Киевской по улицам Ленинградской и Тургенева до ЦТРМ (территория закрытого трамвайного депо) и обратно. Линия ликвидирована вместе с переездом ЦТРМ на территорию закрытого СТП-2 в 2006 году.
Симферополь. Линия для проезда троллейбусов, следующих от аэропорта «Симферополь» по направлению к ж/д вокзалу, транзитом, не заходя на ГРЭСовское кольцо. Транзитная линия закрыта в конце 1990-х вместе с укорочением 8-го и продлением 9-го маршрута.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев