Например, донатор картины Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена» изображен рядом с самой Девой Марией. И не просто рядом, в какой-нибудь коленопреклоненной позе, как на иконах, а едва ли не вровень с Царицей Небесной.
Канцлер Николя Ролен и Мария изображены в одном мире (если вспомнить, что мир Земной и мир Горний художники изображали по-разному), в одной плоскости и одинакового масштаба. Для сравнения — ангел в левом углу картины уже полностью принадлежит небесному измерению. Получается, что Николя Ролен на этой картине почти приравнен и к младенцу Христу, и к Деве Марии. Нужно сказать, что канцлеру действительно было чем гордиться:
«Николя Ролен — канцлер герцога Бургундского Филиппа III (иначе говоря, первый министр одного из крупнейших государств Европы XV века) и один из самых влиятельных людей своего времени. Именно при нем государство Бургундия разрослось в шесть раз и дошло до Гааги, заняв всю современную Бельгию, Люксембург и Северную Францию. Именно при нем фламандская живопись достигает своего Золотого века. Дела его были велики, и велика была его вера в то, что происходят они по воле и во славу Божью».
По мнению Елены Легран, именно вершителем дел земных, продолжающим акт Божьего творения и подотчетным исключительно Творцу Небесному, и предстает Ролен на портрете работы придворного художника Яна ван Эйка. А значит, не грех хотя бы в мечтах (или на картине) постоять рядышком с Господом и его матерью и примерить на себя титул властелина мира. Вот такая вот логика.
________
Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена
1435, Лувр, Париж
Литературный Клуб Марии Авериной

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев