При оценке аутистического поведения у ребенка мы считаем важнымразграничивать аутизм как особую форму аномального развития и аутистическиепроявления как синдром, наблюдаемый при различных нервно-психическихзаболеваниях. В первом случае аутизм является ведущим дефектом в структуреаномального развития, во втором - осложняющим нарушением при различныхзаболеваниях ЦНС, сочетающихся с умственной отсталостью. При нерезко выраженныхпроявлениях аутизма - во втором случае используется нередко термин параутизма.
Так, синдром параутизма может нередко наблюдаться при описанномвыше синдроме Дауна.
Кроме того, он может иметь место при следующих заболеваниях ЦНС.
1. Мукополисахаридозы - группа наследственных заболеваний, прикоторых имеют место нарушения обмена веществ в соединительной ткани.Характерный внешний облик больных определяет второе название этой группызаболеваний - гаргоилизм. При этих заболеваниях имеет место комплекс нарушени
...Ещё
При оценке аутистического поведения у ребенка мы считаем важнымразграничивать аутизм как особую форму аномального развития и аутистическиепроявления как синдром, наблюдаемый при различных нервно-психическихзаболеваниях. В первом случае аутизм является ведущим дефектом в структуреаномального развития, во втором - осложняющим нарушением при различныхзаболеваниях ЦНС, сочетающихся с умственной отсталостью. При нерезко выраженныхпроявлениях аутизма - во втором случае используется нередко термин параутизма.
Так, синдром параутизма может нередко наблюдаться при описанномвыше синдроме Дауна.
Кроме того, он может иметь место при следующих заболеваниях ЦНС.
1. Мукополисахаридозы - группа наследственных заболеваний, прикоторых имеют место нарушения обмена веществ в соединительной ткани.Характерный внешний облик больных определяет второе название этой группызаболеваний - гаргоилизм. При этих заболеваниях имеет место комплекс нарушений,включающий патологию соединительной ткани, ЦНС, органов зрения,опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Название гаргоилизм дано заболеванию в связи с внешним сходствомбольных со скульптурными изображениями химер. Заболевание преобладает у лицмужского пола.
Первые признаки заболевания проявляются вскоре после рождения:обращают на себя внимание грубые черты лица, крупный череп, нависающий надлицом лоб, широкий нос с запавшей переносицей, деформированные ушные раковины,высокое небо, крупный язык. Характерны короткие шея, туловище и конечности,деформированная грудная клетка, изменения со стороны внутренних органов: порокисердца, увеличение живота, печени и селезенки, пупочные и паховые грыжи.
Умственная отсталость различной степени выраженности сочетается с дефектамизрения, слуха и нарушениями общения по типу раннего детского аутизма. ПризнакиРДА проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную спецификуаномального развития.
2. Синдром Леша-Нихана - наследственное заболевание, включающее умственнуюотсталость, нарушения моторики в виде насильственных движений - хореоатетоза,аутоагрессию, спастические церебральные параличи. Характерным признакомзаболевания являются выраженные нарушения поведения - аутоагрессия, когдаребенок может наносить себе серьезные повреждения, а также нарушение общения сокружающими.
3. Кроме того, аутистическое поведение наблюдается нередко приописанной выше фенилкетонурии и синдроме ломкой Х-хромосомы.
4. Аутистическое поведение характерно также для синдрома Улъриха-Нунан.Синдром является наследственным, передается как менделирующийаутосомно-доминантный признак. Проявляется в виде характерного внешнего вида:антимонголоидный разрез глаз, узкая верхняя челюсть, малых размеров нижняячелюсть, низко расположенные ушные раковины, опущенные верхние веки (птоз).Характерным признаком считается шейная крыловидная складка, короткая шея,низкий рост.
Характерна чистота врожденных пороков сердца и дефектов зрения.Наблюдаются также изменения конечностей, скелета, дистрофичные, плоские ногти,пигментные пятна на коже. Характерным признаком заболевания у лиц мужского полаявляется крипторхизм.
Интеллектуальные нарушения проявляются не во всех случаях.Несмотря на то, что дети формально кажутся контактными и приветливыми
...Ещё
3. Кроме того, аутистическое поведение наблюдается нередко приописанной выше фенилкетонурии и синдроме ломкой Х-хромосомы.
4. Аутистическое поведение характерно также для синдрома Улъриха-Нунан.Синдром является наследственным, передается как менделирующийаутосомно-доминантный признак. Проявляется в виде характерного внешнего вида:антимонголоидный разрез глаз, узкая верхняя челюсть, малых размеров нижняячелюсть, низко расположенные ушные раковины, опущенные верхние веки (птоз).Характерным признаком считается шейная крыловидная складка, короткая шея,низкий рост.
Характерна чистота врожденных пороков сердца и дефектов зрения.Наблюдаются также изменения конечностей, скелета, дистрофичные, плоские ногти,пигментные пятна на коже. Характерным признаком заболевания у лиц мужского полаявляется крипторхизм.
Интеллектуальные нарушения проявляются не во всех случаях.Несмотря на то, что дети формально кажутся контактными и приветливыми, ихповедение, в целом, достаточно разлажено, многие из них испытывают неадекватныенавязчивые страхи, проявляют синдром тождества, характерный для аутизма,разлаженность поведения и стойкие трудности социальной адаптации.
5. Аутистическое поведение может наблюдаться у некоторых детей ссиндромом Дауна, а также при туберозном склерозе и особом нервно-психическомзаболевании - синдроме Ретта.
Туберозный склероз является наследственным заболеванием, прикотором интеллектуальные нарушения (чаще умственная отсталость) сочетаются сосвоеобразными кожными изменениями - депигментированными пятнами в области лицав виде бабочки и на подбородке. Поражение нервной системы проявляется в видесудорожного синдрома и умственной отсталости. На фоне текущего органического пораженияЦНС у детей нередко возникают аутистические формы поведения.
Синдром Ретта - психоневрологическое заболевание, котороевстречается исключительно у девочек с частотой
1:12 500. Заболеваниепроявляется с 12-18 месяцев, когда девочка, до тех пор нормально развивающаяся,начинает терять едва сформировавшиеся речевые, локомоторно-статические ипредметно-манипулятивные навыки.
Характерным признак
...Ещё
5. Аутистическое поведение может наблюдаться у некоторых детей ссиндромом Дауна, а также при туберозном склерозе и особом нервно-психическомзаболевании - синдроме Ретта.
Туберозный склероз является наследственным заболеванием, прикотором интеллектуальные нарушения (чаще умственная отсталость) сочетаются сосвоеобразными кожными изменениями - депигментированными пятнами в области лицав виде бабочки и на подбородке. Поражение нервной системы проявляется в видесудорожного синдрома и умственной отсталости. На фоне текущего органического пораженияЦНС у детей нередко возникают аутистические формы поведения.
Синдром Ретта - психоневрологическое заболевание, котороевстречается исключительно у девочек с частотой
1:12 500. Заболеваниепроявляется с 12-18 месяцев, когда девочка, до тех пор нормально развивающаяся,начинает терять едва сформировавшиеся речевые, локомоторно-статические ипредметно-манипулятивные навыки.
Характерным признаком данного заболевания является сочетаниепотери целенаправленных ручных навыков с появлением стереотипных (однообразных)движений рук в виде их потирания, заламывания, "мытья".
Наряду с монотонным потиранием рук, часто наблюдаются своеобразныедвижения рук перед грудью или подбородком.
По мере течения заболевания меняется внешний облик девочки: лицостановится все менее выразительным, своеобразное "неживое","несчастное" лицо, взгляд часто неподвижный, такие дети могут подолгусмотреть в одну точку перед собой.
На фоне однообразной мимики и общей заторможенности наблюдаютсяприступы насильственного смеха, иногда возникающего по ночам. Частонасильственный смех является предвестником приступов импульсивного поведенияили сочетается с ними. Нередко при синдроме Ретта имеют место судорожныеприпадки. Все эти особенности поведения больных девочек напоминают поведениепри РДА. Это сходство еще более усиливается за счет своеобразия речевогоповедения при синдроме Ретта. Большие девочки с трудом вступают в речевоеобщение, их ответы односложны и эхолаличны. Временами у них могут наблюдатьсяпериоды частичного или общего мутизма, т.е. отказа от речевого общения.
Для больных с синдромом Ретта характерен крайне низкий психическийтонус, ребенок не может сосредоточиться, его ответы носят импульсивный инеадекватный характер. Этим они также напоминают детей с ранним детскимаутизмом.
Во всех представленных случаях имеют место отдельные проявленияаутистического поведения, которые, в отличие от аутизма, как аномалиипсихического развития, имеют фрагментарный характер и при них отсутствуетглавное проявление аутизма - несформированность потребности в общении сокружающими. Все эти дети с органическим поражением ЦНС стремятся к общению сокружающими, они не отгорожены от внешнего мира, не избегают зрительногоконтакта и не проявляют особого диссоциированного поведения, характерного дляРДА.
Кроме того, у детей с органическим поражением ЦНС и проявлениямиаутистического поведения имеет место качественно иная иерархия когнитивныхрасстройств по сравнению с детьми с аутизмом.
При органическом поражении ЦНС во всех случаях более недостаточнымиоказывались наиболее поздно формирующиеся нервно-психические функции; при РДА,как уже отмечалось выше, имеет место асинхронный вариант психического развития,поэтому ребенок с РДА, не владея элементарными бытовыми навыками, можетпроявлять достаточный уровень психомоторного развития в значимых для него видахдеятельности.
Проявления самого аутизма у детей с органическим поражением ЦНСявляются менее выраженными и непостоянными.
Описано также проявление аутизма у детей с церебральным параличом,слабовидящих и слепых, например, при ретролентальной фиброплазии, при сложномдефекте - слепоглухоте и других отклонениях в развитии,
Основоположниками изучения детской шизоф
...Ещё
Кроме того, у детей с органическим поражением ЦНС и проявлениямиаутистического поведения имеет место качественно иная иерархия когнитивныхрасстройств по сравнению с детьми с аутизмом.
При органическом поражении ЦНС во всех случаях более недостаточнымиоказывались наиболее поздно формирующиеся нервно-психические функции; при РДА,как уже отмечалось выше, имеет место асинхронный вариант психического развития,поэтому ребенок с РДА, не владея элементарными бытовыми навыками, можетпроявлять достаточный уровень психомоторного развития в значимых для него видахдеятельности.
Проявления самого аутизма у детей с органическим поражением ЦНСявляются менее выраженными и непостоянными.
Описано также проявление аутизма у детей с церебральным параличом,слабовидящих и слепых, например, при ретролентальной фиброплазии, при сложномдефекте - слепоглухоте и других отклонениях в развитии,
Основоположниками изучения детской шизофрении в отечественнойпсихиатрии являются Т.П.Симсон, Г.Е.Сухарева, А.Н.Чехова, В.Е.Каган, М.С.Вроно,В.Н.Мамцева, В.М.Башина, К.С. Лебединская, Л.Я. Жезлова.
Шизофрения в настоящее время рассматривается как хроническоепсихическое заболевание, преимущественно, генетической этиологии. Длязаболевания характерно наличие двух видов психических расстройств - первые(негативные) связаны со специфическими изменениями мышления, поведения иличности в целом. По мере течения заболевания психика ребенка все болееразлаживается, более отчетливо проявляется диссоциация всех психическихпроцессов и, прежде всего, мышления, нарастают изменения личности по типуаутизма и эмоционального снижения и нарушения психической активности.
Вторая группа симптомов (позитивные) проявляется в виде особыхбредоподобных фантазий, иногда с галлюцинациями и так называемымипсевдогаллюцинациями, характерными для детей раннего возраста.
Нарастает стереотипность в поведении, возникают своеобразныебредоподобные деперсонализации, когда ребенок перевоплощается в образы своихсверхценных фантазий и увлечений. Первые признаки заболевания обычно относятсяк преддошкольному возрасту: проявления аутизма сочетаются с различнымипсихопатологическими расстройствами: страхами, навязчивыми действиями, частовозникает образное патологическое фантазирование с визуализацией представлений.Реже наблюдаются аффективно-бредовые состояния, ипохондрические расстройства идр.
При ранней детской шизофрении преобладает тип непрерывноготечения. При этом часто бывает трудно определить начало заболевания, так какшизофрения возникает обычно на фоне аутизма.
Необходимо отметить основные различия РДА как
...Ещё
Вторая группа симптомов (позитивные) проявляется в виде особыхбредоподобных фантазий, иногда с галлюцинациями и так называемымипсевдогаллюцинациями, характерными для детей раннего возраста.
Нарастает стереотипность в поведении, возникают своеобразныебредоподобные деперсонализации, когда ребенок перевоплощается в образы своихсверхценных фантазий и увлечений. Первые признаки заболевания обычно относятсяк преддошкольному возрасту: проявления аутизма сочетаются с различнымипсихопатологическими расстройствами: страхами, навязчивыми действиями, частовозникает образное патологическое фантазирование с визуализацией представлений.Реже наблюдаются аффективно-бредовые состояния, ипохондрические расстройства идр.
При ранней детской шизофрении преобладает тип непрерывноготечения. При этом часто бывает трудно определить начало заболевания, так какшизофрения возникает обычно на фоне аутизма.
Необходимо отметить основные различия РДА как особой формыпсихического дизонтогенеза и синдрома аутизма при описанных вышепсихоневрологических заболеваниях и детской шизофрении. В первом случае имеетместо своеобразный асинхронный тип психического развития, клиническаясимптоматика видоизменяется в зависимости от возраста. Во втором случаеособенности психического развития ребенка определяются характером основногозаболевания и проявляются в виде олигофрении различной степени тяжести илишизофренической деменции. Аутистические проявления у детей с различныминервно-психическими заболеваниями чаще имеют временный характер и видоизмененияв зависимости от основного заболевания.
Это же относится и к аутистическим проявлениям у детей схроническими неврологическими и соматическими заболеваниями. Вынужденноедлительное одиночество, в результате хронического физического заболевания илиобездвиженности, как это имеет место у детей с церебральными параличами, можетприводить к формированию аутистического склада личности.
Комментарии 5
При оценке аутистического поведения у ребенка мы считаем важнымразграничивать аутизм как особую форму аномального развития и аутистическиепроявления как синдром, наблюдаемый при различных нервно-психическихзаболеваниях. В первом случае аутизм является ведущим дефектом в структуреаномального развития, во втором - осложняющим нарушением при различныхзаболеваниях ЦНС, сочетающихся с умственной отсталостью. При нерезко выраженныхпроявлениях аутизма - во втором случае используется нередко термин параутизма.
Так, синдром параутизма может нередко наблюдаться при описанномвыше синдроме Дауна.
Кроме того, он может иметь место при следующих заболеваниях ЦНС.
1. Мукополисахаридозы - группа наследственных заболеваний, прикоторых имеют место нарушения обмена веществ в соединительной ткани.Характерный внешний облик больных определяет второе название этой группызаболеваний - гаргоилизм. При этих заболеваниях имеет место комплекс нарушени
...ЕщёПри оценке аутистического поведения у ребенка мы считаем важнымразграничивать аутизм как особую форму аномального развития и аутистическиепроявления как синдром, наблюдаемый при различных нервно-психическихзаболеваниях. В первом случае аутизм является ведущим дефектом в структуреаномального развития, во втором - осложняющим нарушением при различныхзаболеваниях ЦНС, сочетающихся с умственной отсталостью. При нерезко выраженныхпроявлениях аутизма - во втором случае используется нередко термин параутизма.
Так, синдром параутизма может нередко наблюдаться при описанномвыше синдроме Дауна.
Кроме того, он может иметь место при следующих заболеваниях ЦНС.
1. Мукополисахаридозы - группа наследственных заболеваний, прикоторых имеют место нарушения обмена веществ в соединительной ткани.Характерный внешний облик больных определяет второе название этой группызаболеваний - гаргоилизм. При этих заболеваниях имеет место комплекс нарушений,включающий патологию соединительной ткани, ЦНС, органов зрения,опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Название гаргоилизм дано заболеванию в связи с внешним сходствомбольных со скульптурными изображениями химер. Заболевание преобладает у лицмужского пола.
Первые признаки заболевания проявляются вскоре после рождения:обращают на себя внимание грубые черты лица, крупный череп, нависающий надлицом лоб, широкий нос с запавшей переносицей, деформированные ушные раковины,высокое небо, крупный язык. Характерны короткие шея, туловище и конечности,деформированная грудная клетка, изменения со стороны внутренних органов: порокисердца, увеличение живота, печени и селезенки, пупочные и паховые грыжи.
Умственная отсталость различной степени выраженности сочетается с дефектамизрения, слуха и нарушениями общения по типу раннего детского аутизма. ПризнакиРДА проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную спецификуаномального развития.
2. Синдром Леша-Нихана - наследственное заболевание, включающее умственнуюотсталость, нарушения моторики в виде насильственных движений - хореоатетоза,аутоагрессию, спастические церебральные параличи. Характерным признакомзаболевания являются выраженные нарушения поведения - аутоагрессия, когдаребенок может наносить себе серьезные повреждения, а также нарушение общения сокружающими.
3. Кроме того, аутистическое поведение наблюдается нередко приописанной выше фенилкетонурии и синдроме ломкой Х-хромосомы.
4. Аутистическое поведение характерно также для синдрома Улъриха-Нунан.Синдром является наследственным, передается как менделирующийаутосомно-доминантный признак. Проявляется в виде характерного внешнего вида:антимонголоидный разрез глаз, узкая верхняя челюсть, малых размеров нижняячелюсть, низко расположенные ушные раковины, опущенные верхние веки (птоз).Характерным признаком считается шейная крыловидная складка, короткая шея,низкий рост.
Характерна чистота врожденных пороков сердца и дефектов зрения.Наблюдаются также изменения конечностей, скелета, дистрофичные, плоские ногти,пигментные пятна на коже. Характерным признаком заболевания у лиц мужского полаявляется крипторхизм.
Интеллектуальные нарушения проявляются не во всех случаях.Несмотря на то, что дети формально кажутся контактными и приветливыми
...Ещё3. Кроме того, аутистическое поведение наблюдается нередко приописанной выше фенилкетонурии и синдроме ломкой Х-хромосомы.
4. Аутистическое поведение характерно также для синдрома Улъриха-Нунан.Синдром является наследственным, передается как менделирующийаутосомно-доминантный признак. Проявляется в виде характерного внешнего вида:антимонголоидный разрез глаз, узкая верхняя челюсть, малых размеров нижняячелюсть, низко расположенные ушные раковины, опущенные верхние веки (птоз).Характерным признаком считается шейная крыловидная складка, короткая шея,низкий рост.
Характерна чистота врожденных пороков сердца и дефектов зрения.Наблюдаются также изменения конечностей, скелета, дистрофичные, плоские ногти,пигментные пятна на коже. Характерным признаком заболевания у лиц мужского полаявляется крипторхизм.
Интеллектуальные нарушения проявляются не во всех случаях.Несмотря на то, что дети формально кажутся контактными и приветливыми, ихповедение, в целом, достаточно разлажено, многие из них испытывают неадекватныенавязчивые страхи, проявляют синдром тождества, характерный для аутизма,разлаженность поведения и стойкие трудности социальной адаптации.
5. Аутистическое поведение может наблюдаться у некоторых детей ссиндромом Дауна, а также при туберозном склерозе и особом нервно-психическомзаболевании - синдроме Ретта.
Туберозный склероз является наследственным заболеванием, прикотором интеллектуальные нарушения (чаще умственная отсталость) сочетаются сосвоеобразными кожными изменениями - депигментированными пятнами в области лицав виде бабочки и на подбородке. Поражение нервной системы проявляется в видесудорожного синдрома и умственной отсталости. На фоне текущего органического пораженияЦНС у детей нередко возникают аутистические формы поведения.
Синдром Ретта - психоневрологическое заболевание, котороевстречается исключительно у девочек с частотой
1:12 500. Заболеваниепроявляется с 12-18 месяцев, когда девочка, до тех пор нормально развивающаяся,начинает терять едва сформировавшиеся речевые, локомоторно-статические ипредметно-манипулятивные навыки.Характерным признак
...Ещё5. Аутистическое поведение может наблюдаться у некоторых детей ссиндромом Дауна, а также при туберозном склерозе и особом нервно-психическомзаболевании - синдроме Ретта.
Туберозный склероз является наследственным заболеванием, прикотором интеллектуальные нарушения (чаще умственная отсталость) сочетаются сосвоеобразными кожными изменениями - депигментированными пятнами в области лицав виде бабочки и на подбородке. Поражение нервной системы проявляется в видесудорожного синдрома и умственной отсталости. На фоне текущего органического пораженияЦНС у детей нередко возникают аутистические формы поведения.
Синдром Ретта - психоневрологическое заболевание, котороевстречается исключительно у девочек с частотой
1:12 500. Заболеваниепроявляется с 12-18 месяцев, когда девочка, до тех пор нормально развивающаяся,начинает терять едва сформировавшиеся речевые, локомоторно-статические ипредметно-манипулятивные навыки.Характерным признаком данного заболевания является сочетаниепотери целенаправленных ручных навыков с появлением стереотипных (однообразных)движений рук в виде их потирания, заламывания, "мытья".
Наряду с монотонным потиранием рук, часто наблюдаются своеобразныедвижения рук перед грудью или подбородком.
По мере течения заболевания меняется внешний облик девочки: лицостановится все менее выразительным, своеобразное "неживое","несчастное" лицо, взгляд часто неподвижный, такие дети могут подолгусмотреть в одну точку перед собой.
На фоне однообразной мимики и общей заторможенности наблюдаютсяприступы насильственного смеха, иногда возникающего по ночам. Частонасильственный смех является предвестником приступов импульсивного поведенияили сочетается с ними. Нередко при синдроме Ретта имеют место судорожныеприпадки. Все эти особенности поведения больных девочек напоминают поведениепри РДА. Это сходство еще более усиливается за счет своеобразия речевогоповедения при синдроме Ретта. Большие девочки с трудом вступают в речевоеобщение, их ответы односложны и эхолаличны. Временами у них могут наблюдатьсяпериоды частичного или общего мутизма, т.е. отказа от речевого общения.
Для больных с синдромом Ретта характерен крайне низкий психическийтонус, ребенок не может сосредоточиться, его ответы носят импульсивный инеадекватный характер. Этим они также напоминают детей с ранним детскимаутизмом.
Во всех представленных случаях имеют место отдельные проявленияаутистического поведения, которые, в отличие от аутизма, как аномалиипсихического развития, имеют фрагментарный характер и при них отсутствуетглавное проявление аутизма - несформированность потребности в общении сокружающими. Все эти дети с органическим поражением ЦНС стремятся к общению сокружающими, они не отгорожены от внешнего мира, не избегают зрительногоконтакта и не проявляют особого диссоциированного поведения, характерного дляРДА.
Кроме того, у детей с органическим поражением ЦНС и проявлениямиаутистического поведения имеет место качественно иная иерархия когнитивныхрасстройств по сравнению с детьми с аутизмом.
При органическом поражении ЦНС во всех случаях более недостаточнымиоказывались наиболее поздно формирующиеся нервно-психические функции; при РДА,как уже отмечалось выше, имеет место асинхронный вариант психического развития,поэтому ребенок с РДА, не владея элементарными бытовыми навыками, можетпроявлять достаточный уровень психомоторного развития в значимых для него видахдеятельности.
Проявления самого аутизма у детей с органическим поражением ЦНСявляются менее выраженными и непостоянными.
Описано также проявление аутизма у детей с церебральным параличом,слабовидящих и слепых, например, при ретролентальной фиброплазии, при сложномдефекте - слепоглухоте и других отклонениях в развитии,
Основоположниками изучения детской шизоф
...ЕщёКроме того, у детей с органическим поражением ЦНС и проявлениямиаутистического поведения имеет место качественно иная иерархия когнитивныхрасстройств по сравнению с детьми с аутизмом.
При органическом поражении ЦНС во всех случаях более недостаточнымиоказывались наиболее поздно формирующиеся нервно-психические функции; при РДА,как уже отмечалось выше, имеет место асинхронный вариант психического развития,поэтому ребенок с РДА, не владея элементарными бытовыми навыками, можетпроявлять достаточный уровень психомоторного развития в значимых для него видахдеятельности.
Проявления самого аутизма у детей с органическим поражением ЦНСявляются менее выраженными и непостоянными.
Описано также проявление аутизма у детей с церебральным параличом,слабовидящих и слепых, например, при ретролентальной фиброплазии, при сложномдефекте - слепоглухоте и других отклонениях в развитии,
Основоположниками изучения детской шизофрении в отечественнойпсихиатрии являются Т.П.Симсон, Г.Е.Сухарева, А.Н.Чехова, В.Е.Каган, М.С.Вроно,В.Н.Мамцева, В.М.Башина, К.С. Лебединская, Л.Я. Жезлова.
Шизофрения в настоящее время рассматривается как хроническоепсихическое заболевание, преимущественно, генетической этиологии. Длязаболевания характерно наличие двух видов психических расстройств - первые(негативные) связаны со специфическими изменениями мышления, поведения иличности в целом. По мере течения заболевания психика ребенка все болееразлаживается, более отчетливо проявляется диссоциация всех психическихпроцессов и, прежде всего, мышления, нарастают изменения личности по типуаутизма и эмоционального снижения и нарушения психической активности.
Вторая группа симптомов (позитивные) проявляется в виде особыхбредоподобных фантазий, иногда с галлюцинациями и так называемымипсевдогаллюцинациями, характерными для детей раннего возраста.
Нарастает стереотипность в поведении, возникают своеобразныебредоподобные деперсонализации, когда ребенок перевоплощается в образы своихсверхценных фантазий и увлечений. Первые признаки заболевания обычно относятсяк преддошкольному возрасту: проявления аутизма сочетаются с различнымипсихопатологическими расстройствами: страхами, навязчивыми действиями, частовозникает образное патологическое фантазирование с визуализацией представлений.Реже наблюдаются аффективно-бредовые состояния, ипохондрические расстройства идр.
При ранней детской шизофрении преобладает тип непрерывноготечения. При этом часто бывает трудно определить начало заболевания, так какшизофрения возникает обычно на фоне аутизма.
Необходимо отметить основные различия РДА как
...ЕщёВторая группа симптомов (позитивные) проявляется в виде особыхбредоподобных фантазий, иногда с галлюцинациями и так называемымипсевдогаллюцинациями, характерными для детей раннего возраста.
Нарастает стереотипность в поведении, возникают своеобразныебредоподобные деперсонализации, когда ребенок перевоплощается в образы своихсверхценных фантазий и увлечений. Первые признаки заболевания обычно относятсяк преддошкольному возрасту: проявления аутизма сочетаются с различнымипсихопатологическими расстройствами: страхами, навязчивыми действиями, частовозникает образное патологическое фантазирование с визуализацией представлений.Реже наблюдаются аффективно-бредовые состояния, ипохондрические расстройства идр.
При ранней детской шизофрении преобладает тип непрерывноготечения. При этом часто бывает трудно определить начало заболевания, так какшизофрения возникает обычно на фоне аутизма.
Необходимо отметить основные различия РДА как особой формыпсихического дизонтогенеза и синдрома аутизма при описанных вышепсихоневрологических заболеваниях и детской шизофрении. В первом случае имеетместо своеобразный асинхронный тип психического развития, клиническаясимптоматика видоизменяется в зависимости от возраста. Во втором случаеособенности психического развития ребенка определяются характером основногозаболевания и проявляются в виде олигофрении различной степени тяжести илишизофренической деменции. Аутистические проявления у детей с различныминервно-психическими заболеваниями чаще имеют временный характер и видоизмененияв зависимости от основного заболевания.
Это же относится и к аутистическим проявлениям у детей схроническими неврологическими и соматическими заболеваниями. Вынужденноедлительное одиночество, в результате хронического физического заболевания илиобездвиженности, как это имеет место у детей с церебральными параличами, можетприводить к формированию аутистического склада личности.